Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические особенности развития России.






Непрерывное территориальное расширение предопределило целый ряд исторических особенностей развития России.

1. Новые источники финансирования, увеличение материальных и людских ресурсов, дополнительную экономическую выгоду.

2. Постоянный экономический рост обеспечивался за счет количественных факторов, что способствовало закреплению экстенсивного типа развития.

3. Не способствовали эффективному, выгодному хозяйствованию исключительно большие расстояния, труднодоступность многих населенных пунктов (дороговизна транспорта, плохие дороги, слабое развитие торговли и связи).

4. Своеобразие природно-климатических условий и связанной с этим спецификой сельскохозяйственного производства.

5. При большом земельном просторе на территории, составлявшей историческое ядро русского государства, было чрезвычайно мало хороших пахотных земель. Преобладающим типом почв в России были пахотные подзолистые, глинистые, болотистые или песчаные, скудно обеспеченные естественными питательными веществами.

6. Короткий цикл сельскохозяйственных работ. Он занимал всего 125—130 рабочих дней (примерно с апреля по сентябрь). Средняя урожайность в России была низкой, а затраты крестьянского труда исключительно высокими.

7. Крайне слабая база животноводства. Заготовка кормов для скота становилась каждый год для крестьянина большой проблемой. Срок заготовки кормов был крайне ограничен (всего 20—30 суток).

8. Не стимулировала развитие сельскохозяйственного производства и внешняя торговля. Россия стояла далеко от великих торговых путей и до середины XIX в. не могла сбывать зерно за границу.

9. География России не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это обстоятельство способствовало сохранению архаичных традиции общинной организации деревенской жизни.

10. В отличие от Европы, община в России не исчезла, а стала развиваться. Примерно с XVI в. русские крестьяне все чаще расстаются с хуторской системой расселения (она сохраняется в основном в южных районах) и концентрируют свои дворы и хозяйства в многодворные деревни и села. По мере усиления личной крепостной зависимости с конца XVI в. возрастают защитные функции соседской общины, ее демократизм и уравнительные тенденции.

11. Община выработала целый комплекс мер для помощи обедневшим, разорившимся крестьянам. Пахотная земля разбивалась общиной на участки по качеству почвы и удаленности от деревни. Периодически, по мере изменения ситуации, внутри соседской общины происходили переделы земли в целях достижения внутриобщинной «социальной справедливости».

12. Наряду с производственными функциями община решала целый ряд социальных проблем крестьянства (сбор податей, налогов, распределение рекрутской повинности и др.).

13. Несмотря на энергичное втягивание сельского хозяйства со второй половины XIX в. в рыночные отношения, общинные традиции сохранялись там вплоть до 1917 г.

14. Тысячелетнее существование в России общины, ее главенствующая роль в жизни русского населения являлись фактором, кардинально отличающим весь уклад жизни россиян от западной традиции.

15. Высокозатратное, трудоемкое земледелие ставило сельское население перед необходимостью включения в работу практически всей семьи. Свободных рабочих рук не было, следовательно, была характерна узость рынка наемной рабочей силы.

16. Бедность общества предопределяла и малочисленность слоя людей, живущих за счет так называемых «слуг общества» — ученых, педагогов, художников, актеров и пр.

17. А отсюда и поздний генезис светской культуры в России.

18. Церковь здесь гораздо дольше, чем в Западной Европе,
осуществляла культурные и идеологические функции.

19. Первые университеты в Европе появились в XII—
XIII вв., а в России — в XVIII в.

20. А это замедляло процесс становления промышленного производства, роста городов.

 

Цель курса: История России

1. формирование комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации;

2. сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;

3. введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

 

 

Задачи курса: История России

Развитие знаний, умений и навыков личности:

1. понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;

2. знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;

3. знание места человека в историческом процессе, в политической организации общества;

4. воспитание нравственности, морали, толерантности;

5. понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

6. понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

7. способность работы с разноплановыми источниками и к эффективному поиску информации и критике источников;

8. навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;

9. умение логически мыслить, вести научные споры и дискуссии;

10. творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию.

 

Знать:

1. основные направления, проблемы, теории и методы истории;

2. движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

3. различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

4. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древних времен до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

5. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

6. базовые ценности мировой культуры и опираться на них в своем личном и общекультурном развитии;

7. основные законы развития природы, общества и мышления;

8. социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

 

Уметь:

1. логически мыслить, вести научные споры и дискуссии;

2. работать с разноплановыми источниками;

3. осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

4. получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

5. преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории, логически верно и ясно строить свою устную и письменную речь;

7. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

8. извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

9. анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

10. понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

11. понимать, анализировать и оценивать движущие силы и закономерности исторического процесса, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

12. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

13. использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

14. вести здоровый образ жизни и придерживаться основных этических ценностей;

15. критически оценивать личные достоинства и недостатки.

 

Место государства в обществе
(предпосылки для образования государства)

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

 

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, " соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала " Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

 

Вывод: К IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства.

Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция).

 

1. В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами.

2. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами.

3. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины.

4. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал