Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Конституционные законы периода реставрации Стюартов и «славной революции». Оформление конституционной монархии.






Карл II обязался в Бредской декларации 1660 года сохранить за новыми собствен­никами все их земли, конфискованные у роялистов, признать свободу вероисповедания, за исключением католического, не преследовать участников революции, если те в течение 40 дней со дня опубликования акта дадут обещание быть лояльными подданными.

Парламент не возвратил королю его собственность, но назначил ему жалованье в размере 1280 тысяч фунтов стерлингов в год. Он торжественно подтвердил «Великую хартию 1615года», «Пе­тицию о праве», налоговые трава парламента, оставил армию и земли ро­ялистов на усмотрение парламентариев, но ни одно из этих обещаний не было исполнено. Расстановка политических сил способствовала реакции.

Карл II казнил ряд цареубийц, остальные, были вынуждены бежать из стра­ны. Пресвитерианские и индепедентские организации были ликвидированы восстанавливалась англиканская церковь, ряд дореволюционных учрежде­ний и порядок их формирования. Аграрная политика осуществлялась в ин­тересах лендлордов и крупных земельных арендаторов. Закон об оседлости 1662 г. усилил зависимость крестьян от землевладельцев. По стране про­катилась волна выступлений недовольных политикой короля. Началась ост­рая борьба в парламенте.

Не смея посягнуть на новое землевладение, король провел закон 1677 года, предписав провести проверку прав мелких землевладельцев: если у крестьянина не было надлежащего основания (титула) владения то его зем­ля становилась собственностью лендлорда, а сам он становился держателем, если титул был недостаточным - держания объявлялись кратковременными, чтобы лендлорд смог увеличить ренту по своему усмотрению.

В парламенте произошло размежевание на две группировки: появились зачатки двух ведущих партий Англии: тори - представители придворной аристократии и часть джентри, ориентированная на монархию, и виги - оппозиция: купцы, финансовая буржуазия, джентри, обогатившиеся во время революции, поддерживаемые промышленной буржуазией. Эти партии дали начало современным партиям Англии: соответственно консервативной и ли­беральной. В то время партии не были организационно оформлены, не собирались на съезды и не были созданы выборные органы. Зачастую предста­вители одной группировки переходили на сторону другой в зависимости от изменения политических взглядов. Их длительная борьба отложила отпечаток на дальнейшее политическое развитие страны.

В 1679 году находившиеся в оппозиции виги воспользовавшись ситуацией побеждают на парламентских выборах и добиваются принятия закона, с помощью которого предполагалось обезопасить противников правительст­венной политики от мести и репрессий правящих классов или монарха.

По­том этот закон стал важнейшей частью Английской конституции. Его название – «Хабеас корпус акт», значение его заключается в гаран­тиях против неправомерных досудебных арестов.

Вот основные его поло­жения:

1. Арестованному обязательно предъявляется решение соответствующего су­да об аресте, в противном случае его должны освободить или предста­вить соответствующему суду, где решается вопрос об аресте или осво­бождении под залог либо просто освобождении, если не имеется оснований к задержанию.

2. Арестованный вправе написать ходатайство об освобождении лорду-канцлеру, лорду-хранителю печати или судье высокого суда, судья, полу­чивший ходатайство обязан по закону вызвать арестованного и рассмот­реть его дело, решив вопрос об аресте или освобождении под залог.

3. Это ходатайство может быть заявлено представителем арестованного.

4. Нарушения должностных лиц по данному закону наказывается штрафами либо отрешением от должности.

5. Арестованный освобождается от ареста, если его дело не рассмотрено после 1-й сессии 4-го суда, т.е. в течение 6 месяцев. Исключение составляют случаи когда арестованный обвиняется в государ­ственной измене или тяжком уголовном преступлении.

Наряду с положительными сторонами имеется ряд неясностей: расплывчато понятие «тяжкого преступления» парламент имеет право приостанавливать действие закона и вследствие высокого денежного залога бедные слои общества не могли в полной мере пользоваться этим законом.

Политика Стюартов, возвращавших старые времена, на время объедини­ла тори и вигов. Король Яков, заменивший Карла, был таким же ярым реак­ционером. Став монархом, он разогнал парламент и начал репрессии против вигов - судей, лишал города старинного самоуправления, готовил рестав­рацию католицизма. Это привело к дворцовому перевороту 1688 года, по­лучившему название «Славная революция», в результате которого Яков бе­жал за границу а на его место возведен Вильгельм Оранский - наиболее удобный монарх, протестант, воспитанный в духе конституционной монархии.

Коронация Вильгельма произошла в 1689 году, тогда же им подписан акт, сделавшийся основой английской конституционной монархии. Он известен под названием «Билля о правах». 13 февраля 1689г.

Его основные положе­ния состоят в следующем: ввиду того, что король Яков пытался искоренить протестантскую ве­ру, законы и вольности королевства представители государственной власти для восстановления и подтверждение своих древних прав и вольностей за­являют:

1. Приостановление и отмена законов королем без одобрения парламента незаконны.

2. Незаконна также попытки введения поправок в законы и их исполнение со стороны короля.

3. Установление денежных сборов и налогов в пользу короля без согласия парламента незаконно.

6. Каждый подданный имеет право обратиться с ходатайством к королю, задержка ходатайства незаконна.

7. Король не имеет права собирать регулярное войско и собирать налог на его содержание без согласия парламента.

6. Устанавливаются свободные выборы в парламент, свобода слова и прений.

7. Не допускается требование чрезмерных налогов, штрафов и чрезмерных по жестокости и необычности наказаний.

8. Для пресечения всякого рода злоупотреблений парламент должен соби­раться достаточно часто.

Срок полномочий парламента устанавливался сначала в 3 года, потом в 7 лет.

Король не мог миловать министров, осужденных парламентом в порядке импичмента. Подчеркивалось, что король, королева и министры обязаны соблюдать установленные законы и поступать в соответствии с ними. Принцип разделения властей не получил в указанных законах должного отражения. Не имеется решения вопроса об ответственности исполнитель­ной власти в политическом плане. Ни король, ни его кабинет и правитель­ство реальной ответственности не несли. Установленная этими актами конституционная монархии была дуалистической, в руках монарха остава­лась сильная исполнительная власть, право абсолютного вето на решения парламента.

На рубеже 17-18 веков в Англии оформлены важнейшие инсти­туты буржуазного государственного права: верховенство парламента в об­ласти законодательства, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять численность армии, несменяемость судей.

Относительная стабильность классовых отношений между славной рево­люцией и началом промышленного переворота способствовала формированию парламентской системы. Партия, добившаяся большинства в парламенте, формирует правительство, ответственное перед парламентом, что отвеча­ло интересам буржуазии. В 18 веке – «правление кабинета», функции кото­рого, как и премьер-министра, расширяются.

Дальнейшее развитие и модификация формы конституционной монархии в Англии связано с глубокими социально-экономическими преобразования­ми. Происходила промышленная революция, стремительно развивавшиеся ма­нуфактуры уступили место крупной фабричной промышленности. Исчезают целые классы населения, появляются новые. Крестьяне, так и не получив­шие земли, окончательно расслаиваются на зажиточных арендаторов и бат­раков. В городе окончательно сформировались промышленная буржуазия и пролетариат.

Дуалистическая монархия перерастает в парламентарную, этот процесс сопровождает полный захват власти в стране буржуазией. Главное направ­ление эволюции монархии» заложившее основы британской вестминстерской модели парламентаризма - дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых форм взаимоотношений законодательной и исполнитель­ной власти: становление «Ответственного правительства».

Особенность этих изменений в том, что они не установлены новыми конституционными законами, а стали результатом политической тактики, борьбы политичес­ких партий за право создать кабинет его величества. Конституционные соглашения, а не акты, стали основой неписаной конституции. Монарх постепенно превращается в номинального главу государства. С 1707 года отменено право короля отвергать законы, принятые парламен­том. Кабинет министров был сначала неофициальным органом, тот или иной министерский пост поручался члену тайного совета. Кабинет не имел пос­тоянного места собраний и собирался нерегулярно до 19 века.

Король Ге­орг I перестал являться на заседания кабинета и постепенно власть пере­шла в руки премьер-министра, хотя номинально считалось, что кабинет действует от имени короля. «Король царствует, но не правит». Хотя юриди­чески внушительные прерогативы оставалась в руках короля, он ими не пользовался, это стало как бы исключительным резервом, используемым в чрезвычайных ситуациях. Исполнительная власть постепенно переносилась с короля на его министров.

Акты 1705-1707 годов позволили министрам избираться в нижнюю палату, где они представляли кабинет, который с 1708 г. имеет однопартийный принцип формирования. Победившая на выборах партия создавала кабинет, проигравшая уходила в оппозицию в парламенте. Кабинет не мог долго находиться у власти, потеряв доверие парламента. Тогда он либо принимал решение о самороспуске либо распускал парламент. Первая отставка кабинета – 1782 г., когда Англия проиграла войну со своими быв­шими колониями в Америке. Парламент был распущен впервые в 1784году. Злоупотребление правом роспуска было невозможно по той причине, что сто­рона, допустившая его, резко теряла популярность среди выборщиков и не имела никаких шансов на победу в выборах. Система взаимных сдержек пар­ламента и кабинета играла положительную роль в развитии политических от­ношений. Таков в основных чертах принцип «Ответственного правительства», т.е. правительства, ответственного перед парламентом.

Английская буржуазия гордилась тем, что ее страна являлась мастерской мира, банкиром, колониальной империей, крупнейшим производителем промышленных товаров, судовладельцем, имела стабильную валюту и великолепный флот.

Парламент заседал 5-6 месяцев в год, его члены не получали денежного содержания. Много средств уходило на избирательную компанию. Политическая деятельность рассматривалась как привилегия землевладельцев и олигархов. В момент голосования согласные с законопроектом выходили в одну дверь, несогласные в другую. Их подсчитывали.

Старая система представительства в парламенте тормозила дальнейшее развитие из-за несправедливого распределения голосов- основную массу де­путатов палаты общин избирали мелкие города и деревеньки, в разное вре­мя и разными путями получавшие большое количество голосов, зачастую в таких местечках имелось минимальное количество населения, за что их про­звали «гнилыми местечками».

Стремительно развивающиеся промышленные цен­тры с растущим населением зачастую совсем не имели голосов на выборах. Лондон с населением в 60 000 в конце 18 века имел 4 депутатов, а графст­во Корнуэллс, на территории которого проживало 165 тысяч жителей - 44 депутата.

В графстве Бьютс пишет историк Сеньообос (14 тысяч жителей – 21 депутат) рассказывали историю выборов, на которые явился один избиратель, он выбрал себя самого единогласно.

Реформа 1832 года не может быть наз­вана радикальной, тем не менее: 56 местечек вовсе лишены избирательного права, в 30 количество депутатов сократили, 146 освобожденных мест рас­пределили: 63 городам, 65 графствам, остальные 15 Шотландии, Ирландии, Уэллсу.

Городской избиратель должен иметь в собственности или арендовать дом, приносящий 10 фунтов чистого годового дохода. В графствах - земель­ные собственники и долгосрочные арендаторы с доходом 10 фунтов в год, а краткосрочные - 50 фунтов.

Средний заработок рабочего в то время состав­лял 5 фунтов. Одним словом управлять Англией управомачивался собственник. Число избирателей составило 376 тысяч человек, вместо прежних 247 тысяч. Правом голоса обладала часть населения – 1/ 32, 376 тысяч на 12 миллионов.

Реформа не улучшила политическую ситуацию в стране, кризис нарастал и 1867 году был принят избирательный закон, состоявший из 2-х частей: новое распределение мест в парламенте и избирательный ценз. Львиная доля мест, вновь отобранных у гнилых местечек, передавалась графствам, доля городов и промышленных центров оставалась ничтожной; 31 депутата из 600. Расширен ценз: основой для признания избирателем теперь являлся дом, на который имелось право собственности или аренды.

Совершеннолетний мужчина, имевший стро­ение, приносившее 12 фунтов дохода ежегодно, мог быть избирателем. В го­роде избирательное право предоставлялось каждому мужчине, достигшему совершеннолетия, занимавшему в течение 12 месяцев дом или квартиру, за ко­торую уплачивалось 10 фунтов арендной платы. В 1772 году в Англии вводится тайное голосование.

Уступая давлению пролетариата, консерваторы и либералы пошли на при­нятие третьей реформы избирательного права 1664-1735г.г. На сельских рабочих распространили имущественный ценз, установленный для избирате­лей местечек. Избирательные права получили и мелкие арендаторы.

Коли­чество избирателей в графствах возросло втрое. Введены были избирательные округа, избиравшие по одному депутату. Промышленные города получи­ли новое увеличение количества депутатов, составлявших теперь уже зна­чительную массу палаты общин. Несмотря на то, что союз буржуазии с феодальным дворянством сохранялся в силе преобладающее положение перешло к буржуазии.

Вместе с расширением избирательного права происходит известная демократизация политической жизни в стране. Законодательно признаны профсоюзы (тред-юнионы), защищающие права рабочих.

Практически узаконивает­ся борьба рабочих за улучшение условий труда и материального положения. В 1695 году введен закон, устранявший предварительную цензуру на печат­ные издания, закон этот был укреплен признанием свободы выражения мне­ния, что, называлось попросту «свободой слова». Штрафы и наказания (кроме военных) обязательно разрешались через судебную процедуру.

Окончательно оформляются либеральная и консервативная партии, централизована предвыборная деятельность, партийная дисциплина голосов в пар­ламенте, упорядочена процедура выдвижения кандидатов. 1867-1868гг. образуется национальный союз консерваторов, 1877 - национальная федерация либералов. Организация выборов окончательно перешла к партиям, принцип партийного правления окончательно оформился.

В конце 18 века создаются министерство внутренних дел, иностранных дел и вооруженных сил. В начале 20 века парламент в Англии становится орудием правитель­ства, у которого большинство в палате общин. Депутаты каждой партии под­чинены своему лидеру. Введено ограничение свободы прений после того, как в 1882 г. депутаты от Ирландии сорвали принятие чрезвычайных законов.

В 1911 г. развивался конфликт между палатой лордов и фракцией вигов в палате общин. Палатой лордов традиционно поддерживалась политика тори из палаты общин. Это привело к принятию акта о парламенте. Дело в том, что палата лордов постоянно тормозила законопроекты, которые вносили на рассмотрение виги, беспрепятственно пропуская законопроекты тори. Однако даже для них было правилом: о полномочности компе­тенции палаты общин в отношении финансовых законов.

И все же в 1909 г. палата лордов нарушила это правило. Тогда правительство либералов внес­ло законопроект о некотором увеличении налога на земельную ренту, но палата лордов отклонила предложенный палатой общин бюд­жет».

Тогда либералы вынуждены были нанести ответный удар, и апеллировали к избирателям, получив у них поддержку. Они убедили короля Георга Пятого дать обязательство в случае их победы на очередных выборах назначить такое количество новых лордов, чтобы качественно изменить состав палаты лор­дов.

Перед этой угрозой верхняя палата отступила и вынуждена была при­нять Акт о парламенте 13 августа 1911 г. Всякий билль, который спикер палаты общин сочтет финансовым, идет на подпись королю минуя палату лордов. Всякие другие законопроекты, трижды принятые палатой общин на трех последовательно состоявшихся сессиях данного или вновь избранного парламента становится законом даже в том случае, если палата лордов трижды отклонит его, максимальный срок действия парламента снижен с 7 до 5 лет. По сути дела этот акт является очередным компромиссом между буржуа­зией и аристократией.

Буржуазное правительство, подчинившее палату об­щин, получило возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии, но не собирается упразднять верхнюю палату для сдерживания нижней чтобы исключить возможность принятия за­конов, неугодных капиталу.

Контролируя правительственное большинство в нижней палате и потеснив на второй план верхнюю правительство могло быть уверено в том, что всякий представленный им закон, равно как и вся политика, проводимая правительством, получит одобрение.

Изобретаются новые средства управ­ления парламентом и достижения своих целей, борьбы с оппозицией:

Любой депутат может внести предложение о голосовании за тот или иной законопроект без прений. Если спикер палаты не против, законопроект ставится на голосование и принимается простым большинством голосов.

Регламентируется время прений - спикер обязан поставить вопрос на голосование, несмотря на продолжительность и состояние прений, разделе­ния мнений, в заранее установленное время.

Спикер может по своему усмотрению отводить те или иные поправки к законопроекту, объявив их несущественными. Как правило, это делается в интересах правительства.

Эти нововведения подорвали устои старого английского парламентаризма и практически стерли существенное различие между английской и евро­пейской формами парламентаризма, «принцип правление через обсуждение» перестал действовать.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал