Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановка целей и задач философии техники в трудах П.К. Энгельмейера и его программа философского исследования техники.






Для российской культуры, науки и философии важным является обращение к основным идеям одного из основателей философии техники русскому мыслителю Петру Энгельмейеру.

Начиная свое исследование с анализа понятия техника, ученый приходит к выводу, что на протяжении многих веков, оно сохранило свое первоначальное значение, и как у древних греков означает умение и средства достижения цели. Далее переходя к ключевой фигуре техники – инженеру, Энгельмейер также тщательно исследует этимологию понятия. В ходе тщательной работы, сравнивая и сопоставляя понятие в разных языках индоевропейских стран, он приходит к заключению о том, что слово «инженер» фиксирует умение человека найтись в затруднительном положении, искусно и сметливо справиться с поставленной практической задачей. По мнению Энгельмайера, современное значение слова «техника» может пониматься в двух смыслах. В широком, как вид деятельности (техника художника, оратора, музыканта); и в узком, как целеполагание и достижение своей профессиональной задачи.

Чтобы понять сущность техники необходимо, по мнению ученого, провести различия между техническим и другими науками и искусствами; между техником и инженером. Приводя историю становления социальной группы инженер, Энгельмейер в статье «Современные задачи инженерства», называет год 1794 - создание Парижской политехнической школы как началом выпуска первых механиков со званием инженер и дальнейшей их специализацией. Снимая любые вопросы в отношении инженер - техник, ученый определяет инженера как носителя творческих способностей и сил, а техника как добросовестного исполнителя, воспроизводящего технологию усвоенных навыков и предписаний.

В своих трудах Энгельмейер задумывается и о целях, которые стоят перед инженером в обществе. Многообразие частных и узких задач, он оформляет в два класса, в соответствие с пространством приложения и воплощения их в социуме. К первому он относит технические знания и навыки, формирующиеся в процессе профессионального образования. Ко второму, он относит такие знания, которые выходят за рамки технического и связаны со сферой преломления технического в обществе. К ним можно отнести организационные, эксплуатационные, экономические, политические, этические и философские.

Интерес в его творчестве представляет изучение и разработка вопросов, связанных с общей теорией изобретения, или эврологией. Более подробно аспекты темы отражены в статье ученого «Эврология, или Общая теория творчества» (1914). Кратко его позиция сводится к аналитике процесса технического творчества и выявлению в ней трех этапов: первый акт - возникновение новой идеи, гипотезы; второй акт – выработка схемы, моделирование, идеализация; третий - акт умения, преобразование идеи в форму, объективация. Как справедливо замечал автор, три акта творчества суть три стороны одного процесса, соответствующие основным признакам творчества: интуиции, дискурсивному мышлению, мускульной приспособленности.

Ниже приводим фрагменты из сочинения П.К. Энгельмейера «Технический итог XIX столетия».

Задачи философии техники:

• В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику, но все эти техники имеют между собой много общего, поэтому одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее.

• Важная задача философии техники – выяснить, в каких отношениях находится техника со всей культурой.

• Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом также является предметом ее исследования.

• Разработка вопросов технического творчества, наконец, - одна из важнейших задач философии техники.

• «Одним словом техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники».

Программа философии техники:

В удовлетворении своих потребностей человек встречает сопротивление мира. Поэтому существует взаимодействие двух однородных сил: человек воздействует на мир, а этот последний - на человека. Первую сторону этого взаимодействия (приспособление человека к природе) выясняет философия естествознания, вторую (приспособление человеком природы к своим потребностям) - философия техники. Функция науки - это предсказание фактов, функция техники - воздействуя на природу, вызывать искусственно желательные факты и задерживать нежелательные. «Но тут же возникает вопрос: как может человек дать хотя бы первый толчок, т. е. своими слабыми, хотя и однородными с природой, силами побороть огромные стихийные силы природы? Этот вопрос тоже разъясняет философия техники, выясняя принципы техники... На этом пути философия техники разрастается в философию человеческой деятельности.

П. К. Энгельмейер. Технический итог XIX

столетия. М., 1898, с. 101-103, с. 105—106.

 

4 Гуманитарное и инженерное направления в философии техники: основные представители и важнейшие характеристики.

Инженерное и гуманитарное направления – это две позиции, проистекающие из единого полотна истории, общества, реалий техники, науки, философии. Инженерное направление – оценивает технику изнутри своей практической деятельности, ставя технику как основное, ключевое для определения других типов мышления. Здесь техника воздействует на мировоззрение, оформляясь в схему действия – парадигму (термин Т. Кун).

Гуманитарное направление – это попытки всех гуманитарных сфер знания (религия, литература, философия и др.) сформировать не технически детерминированное понимание и интерпретацию техники. Дискуссия приоритета технического, либо не технического в культуре появилась с самого начала человеческого общества. И, как замечает К. Митчем, защита гуманитарного начала в технике более интенсивно и настойчиво, чем технического, инженерного[9].

К основным представителям гуманитарного направления философии техники относят: Льюиса Мэмфорда (1895 -1988). Хосе Ортега – и – Гассета (1883 – 1955), Мартина Хайдеггера (1889 – 1976) и Жака Эллюля (1912 – 1994).

К инженерному направлению относятся следующие представители философии техники: Эрнст Капп (1808 – 1896), П.К. Энгельмейер (1855-1940), Ф. Дессауэр (1881 – 1963).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал