Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ольга Колпакова
автор книг «Дома мира», «Принцесса, которая совсем не принцесса», «Луч широкой стороной» и других Однажды на встрече, в год, когда везде обсуждали книгу " Код да Винчи" один из читателей младше-среднего возраста спросил у меня: — А это вы написали " Код да Винчи"? — Нет, - призналась я и продолжила отвечать на следующие вопросы. Через некоторое время этот же человечек тянет руку и задает новый вопрос: — А почему не вы написали " Код да Винчи"? Это, пожалуй, один из самых смешных и надолго запомнившихся вопросов. Хотя что смешного в том, что не я написала бестселлер? (Смеется) Наталия Волкова автор книг «Профессии старой России», «У меня есть тайный остров», «Первоклассные стихи» и других Самые интересные вопросы, заданные детьми, наверное, так или иначе касаются ремесла. Например, недавно в калининградской области мальчик спросил: — А что вы делаете, если вам не нравится то, что вы написали? По-моему, очень животрепещущий вопрос. Ответила, что откладываю на время, потом возвращаюсь, показываю друзьям-писателям, и если по-прежнему не нравится, то нещадно выбрасываю. — А обижали ли вас критики? Если человек критикует аргументированно, критикует не автора, а именно текст, даже если я с ним не согласна, я обязательно прислушаюсь и задумаюсь. И очень много случаев, когда я что-то меняла в тексте после критики. А вот когда критик переходит на личности или критикует, даже не прочитав (бывает и такое), то лучше такую критику пропустить мимо ушей. Хотя, и обидно, да. Есть вопросы, которые задают обязательно на каждой встрече: — А откуда вы берете вдохновение? — А сколько вам лет? — А прочитайте самое первое стихотворение? — А сколько вы книг написали? — А какая книга у вас любимая? Иногда задают очень меркантильные вопросы: — А сколько вы зарабатываете? — А какая у вас машина? — А вас в ресторане кормят бесплатно? Ну, и пожалуй, был один вопрос, тронувший меня в прямом смысле до слез. В Ярославле оказалось, что дети очень тщательно готовились к встрече, прочесали весь интернет и знали про меня все. И вот спросили: — Мы знаем, что вы брали интервью у британского актера Алана Рикмана, расскажите, пожалуйста, о нем. Я их очень долго благодарила за этот вопрос, а еще за то, с каким вниманием они слушали мой рассказ о человеке, которого я очень уважаю и которому бесконечно благодарна. Здорово, когда получается диалог и можно просто поговорить о волнующем и наболевшем, а не машинально отвечать на банальные, а еще хуже подсказанные учителями вопросы. А еще я перевела стихотворение Джулии Дональдсон «Question Time», мне кажется, как раз в тему. Встреча с читателями - А сколько вы книг написали? - Вы пишете несколько лет? - А как достаете бумагу? - А где вы берете сюжет?
- У вас есть мозоли на пальцах? - Болит голова или нет? - А «Оливер Твист» - это ваше? - А можно сейчас в туалет?
- А я поцарапал коленку! - Я книгу про блох прочитал! - Мой дедушка знает немецкий. - А Герман меня щекотал!
- А сколько вам лет? Вы известны? - Вам дали уже миллион? - Нет-нет, я руки не тянула, Я лишь причесалась. Пардон.
- А сколько вы пьес написали? - А трудно все время писать? - А вы... ой, простите, не помню, О чем я хотел вам сказать.
- А вы на обед остаетесь? - А вы на автобус сейчас? - Вы сколько стихов написали? - А будет один хоть про нас?
Алексей Олейников автор книг «Велькино детство», «Скажи мне «Здравствуй!», серии «Дженни Далфин» и других
Удивляли вопросами: - Сколько машин у вас было? - Как зовут ваших маму и папу? - Вам во сне приходили идеи? Во сне не приходили. Но есть такое пограничное состояние между сном и явью, когда пассивная сеть мозга начинает работать. Вот тогда бывают вспышки. Нина Дашевская автор книг «Я не тормоз», «Скрипка неизвестного мастера», «Вилли» и других Один из самых частых вопросов — во сколько лет вы начали писать? И я понимаю, им хочется услышать: в их возрасте. Очень привлекательно узнать, что человек начал писать в 10 лет и действительно стал писателем. Приходится разочаровывать. Дети постарше задают технические вопросы — на какой конкурс отправить текст, в какое издательство? Выясняется, что они сами пишут, и их интересует, как тексты можно продвигать. Спрашивают, какой был любимый предмет в школе, хорошо ли я училась. Учителя тут же пытаются вывести из этого дидактическое: «Нина, наверное, и писала без ошибок! А вы!» Но я стараюсь таких разговоров избежать. Самый непонятный мне вопрос: «Как к вам приходит вдохновение?». Его задают почти всегда, и я не знаю, как на него отвечать. Есть хороший способ начать встречу, когда не знаешь толком, что говорить: гадать на книжке. Тут нужно задать вопрос не автору, а мирозданию, и оно в лице книги должно ответить. И тут одна четвероклассница, не моргнув глазом, спрашивает: «Зачем мы живем?» Был и такой вопрос: - Зачем вообще литература для подростков? Вы же понимаете, что умные дети (то есть «мы») давно читают взрослую литературу. А обыватели никогда ничего читать не будут, им дай бог школьную программу одолеть. Но спрос на подростковую литературу есть, с этим не поспоришь. А если есть читатель, значит, есть и писатель. И мой любимый вопрос, из маленького, но очень читающего города Чернушка: - Вы книгу написали. Чему вас научило это произведение? Анастасия Строкина автор книги «Кит плывет на север» Из самых запоминающихся: - В каком ТЫ классе и кто помог написать книгу? После школы ты навсегда в выпускном классе. В таком деле, как книга, всегда есть помощник, но он - секретный! - Правда ли, что мертвые, как живые, живут под землей? Они живут так, что над головой у них не земля, но и под ногами тоже не земля. Девочка, 7 лет: - Вы верите в вечную любовь? Только так! - На необитаемом острове нужны книги? Не уверена, но вот книге очень может понадобиться какой-нибудь необитаемый или обитаемый остров! Елена Ракитина автор книг «Похититель домофонов», «Серёжик», «Приключения новогодних игрушек» и других Периодически спрашивают, видела ли я привидение. Взрослые находят эту тему странной и ненужной. Говорят: «Ну что за чепуху ты спросил!». На вопросы детей я всегда отвечаю максимально честно. Я видела привидение. Оно сидело в кресле нашей однокомнатной квартиры. У него был длинный нос, оно было абсолютно черным, положило руки на подлокотники и закинуло ногу на ногу. Дело было ночью. Мама сказала, что в кресле пусто, но чтобы меня успокоить, позвала к себе. Чтобы пройти к ней, надо было переступить через ноги этого страшного привидения. Что я и сделала в свои восемь лет. Выглядывая из-за маминого плеча, я продолжала его видеть. Мне странно, что мама не включила свет, чтобы меня переубедить. После этого рассказа взрослые сразу заявляют: «Привидений, дети, все-таки не бывает!» И тогда мне приходится напомнить им, что как хотите, но я его видела (смеется). Правда, один раз. Ася Кравченко автор книг «Куда бежишь?», «Перелетные дети» и других Разговор был про собак. У кого какие были собаки, какой породы, сколько прожили. Меня спросили, общаюсь ли я с потомками моей собаки. И еще запомнилось: — Почему в сказках, да и вообще почти во всех историях отрицательные герои – баба Яга, Кощей и прочие злодеи в конце всегда должны быть наказаны? Неужели нельзя сделать так, чтобы они жили гармонично в своем мире, а мы – в своем? И чтобы никто никому не мешал. Наталья Щерба автор серий «Часодеи», «Лунастры», «Чародол» и других Я заметила, что девочки чаще всего задают эмоциональные вопросы: почему герой поступил так, а не иначе? Любят пожалеть «плохих» героев. Мальчики озадачивают техническими вопросами: с какой скоростью летают часовщики, как происходит переход через зеркало, можно ли остановить время в реальных условиях (и ждут подробного ответа).
Потом ребята переходят к темам посложнее — Время, смысл жизни, взросление, общение со взрослыми, выбор между простым и правильным. Я и сама задаю читателям вопросы, которые позволяют мне лучше узнать их, понять, почувствовать. Одна девочка сказала: «Как здорово, что есть взрослый, с которым можно всерьез обсудить Гарри Поттера!» Тогда я задумалась, как часто мы говорим с детьми о книгах, которые их интересуют? Что касается конкретных вопросов, хорошо помню два случая. Меня очень удивил вопрос одной девочки, Кати: «Когда вы стали взрослой, вам не перестали сниться цветные сны?». В этом вопросе ведь очень многое прозвучало, и в первую очередь – недоверие к нам, взрослым: можем ли мы и дальше, как дети, видеть мир цветным и ярким? А может, и страх, что повзрослев, они, дети, потеряют свое цветное видение мира. А самый смешной вопрос я услышала от двенадцатилетнего мальчика. Он спросил, как ему стать модным писателем. Именно модным. «Может, сначала ты станешь просто писателем? – предложила я. — Писательству, как и любой профессии, нужно долго и упорно учиться, постоянно совершенствоваться». Помню, он тогда очень расстроился. Напоследок расскажу об одной интересной традиции, которую мы с ребятами начали несколько лет назад: они пишут мне настоящие бумажные письма, где задают самые важные вопросы. В социальных сетях ребята задают тысячи вопросов, ответить на все просто невозможно. Поэтому и родилась такая идея. В результате я вдруг получила сотни маленьких личных историй, невероятно искренних, душевных. Меня очень радует, что большинство историй о дружбе – благодаря книге ребята приходят в книжные группы, знакомятся с другими читателями, заводят настоящих друзей, рисуют, создают поделки, сами пробуют писать. Это здорово, что книга объединяет, побуждает к творчеству. Я собираю письма в течение года и отвечаю так, чтобы письмо пришло под елку, ведь наша переписка — тоже волшебство, и самое настоящее.
|