Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительное слово.






Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Аллаха лучшему из сынов Адама, последнему пророку и посланнику Мухаммаду, его роду и сподвижникам, а также всем тем, кто следует их правым путем!

Вера в ангелов — часть веры в незримый мир, окружающий человека, не подчиняющийся материальным законам земного бытия. Эта вера настолько сильно влияет на мировосприятие и поведение человека, что в Священном Коране она упомянута сразу после веры в Самого Аллаха:

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа его. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников». (Аль-Бакара, 285).

Для формирования личности мусульманина вера в сокровенное имеет большее значение, чем религиозная практика, и поэтому Всевышний Аллах упомянул о ней прежде, чем о праведных поступках:

«Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили». (Аль-Бакара, 2-3).

Вме­сте с тем для со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка ве­ра в не­зри­мый мир, ок­ру­жаю­щий нас, пред­став­ля­ет со­бой, по­жа­луй, од­ну из са­мых серь­ез­ных труд­но­стей. При­ви­вае­мое лю­дям с дет­ских лет так на­зы­вае­мое «на­уч­ное мыш­ле­ние». по­бу­ж­да­ет при­зна­вать толь­ко то, что под­твер­жда­ет­ся эм­пи­ри­че­ским пу­тем, и скеп­ти­че­ски от­но­сить­ся к ре­ли­ги­оз­ным уче­ни­ям об ан­ге­лах и джин­нах, ду­ше и жиз­ни по­сле смер­ти. Но про­ти­во­стоя­ние ме­ж­ду ра­цио­на­лиз­мом и ве­рой не за­кон­чи­лось по­ра­же­ни­ем по­след­ней. Миф о без­гра­нич­но­сти на­уч­но­го по­зна­ния про­су­ще­ст­во­вал не­дол­го. На­уч­ная кар­ти­на ми­ро­зда­ния бы­ла до­пол­не­на ре­ли­ги­оз­ны­ми пред­став­ле­ния­ми о ду­ше и смыс­ле че­ло­ве­че­ской жиз­ни, нрав­ст­вен­но­сти и доб­ро­де­те­ли. И бы­ло бы не­пра­виль­но рас­це­ни­вать пе­ре­ос­мыс­ле­ние ре­ли­гии как де­марш ра­цио­на­лиз­ма пе­ред ли­цом не­обуз­дан­но­го ин­ди­ви­дуа­лиз­ма и нрав­ст­вен­но­го раз­ло­же­ния. Эм­пи­ри­че­ская нау­ка все­гда бы­ла бес­силь­на пе­ред фи­ло­соф­ски­ми и эти­че­ски­ми про­бле­ма­ми, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся че­ло­век. От­ве­ты на них да­ет ре­ли­гия, по­зво­ляю­щая объ­е­ди­нить в еди­ную сис­те­му и дос­ти­же­ния нау­ки, и мно­го­чис­лен­ные ме­та­фи­зи­че­ские реа­лии, не под­даю­щие­ся на­уч­но­му объ­яс­не­нию, но не пе­ре­стаю­щие бес­по­ко­ить пыт­ли­вый че­ло­ве­че­ский ум.

Представления о существовании незримого мира присутствуют практически во всех религиях, но ангелы как посланцы Бога описаны только в религиях Откровения. В языческих верованиях не придается значения онтологическим различиям между ангелами и остальными духовными сущностями. Духи почитаются как боги, управляющие природными явлениями и покровительствующие отдельным странам, городам, людям и т.д. Как правило, в языческих религиях между миром людей и миром духов существуют посредники — жрецы, шаманы, предсказатели, которые нередко прибегают к магии для того, чтобы вызывать духов. В религиях Откровения проводится четкая грань между ангелами и злыми духами.



Иудео-христианские представления об ангелах изменялись от одной эпохи к другой в процессе истолкования библейских текстов. До эпохи вавилонского пленения учение об ангелах отличалось неопределенностью. В ветхозаветных текстах мы видим, что иногда ангел называет себя Богом (Бытие, 31:11-13), иногда видевший ангела называет его Богом (Бытие, 16:7-13), иногда посланец то отличается от Бога, то сливается с Ним (Бытие, 22:11-14; Исход, 13:21; Числа, 20:16 и др.). В верованиях и культе еврейского народа ангелы не имели самостоятельного значения, и неслучайно только в книге Даниила впервые в Ветхом Завете упомянуты не родовые, а индивидуальные имена ангелов (Даниил, 8:16; 9:21). [См.: Книга ангелов. Антология христианской ангелологии / Сост., вступ. слово, прим. Д.Ю. Дорофеева. СПб.: Амфора, 2005. С. 39].

В новозаветных писаниях ангелам уделяется больше внимания, однако значение этого понятия расширяется и размывается. Христианская традиция допускает падение ангелов, то есть их отказ от повиновения Богу. Согласно христианским представлениям, сатана тоже является одним из ангелов. Более того, он возглавляет падших ангелов, которые низвергнуты в поднебесную и именуются бесами, демонами, духами.



В исламе ангелы — это духовные сущности, созданные из света и покорные Аллаху, исполняющие Его волю и по Его приказу управляющие стихиями, социальным и природным космосом, являющиеся к людям и способные менять свое обличье. Великое многообразие ангелов образует небесную иерархию, в которой духовные существа различаются по своей близости к Аллаху. Самыми славными среди приближенных ангелов считаются трое ангелов, чьи имена упомянуты в словах, которыми Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, открывал ночную молитву: «О Аллах, Господь Джибрила, Микаила и Исрафила…». [Этот хадис передали Ахмад (6/156) и ан-Насаи (3/173). См.: Ас-Сухейми и др. Усул аль-иман фи дау аль-китаб ва-с-сунна. Медина, 1421 г.х. С. 109].

Коран описывает ангелов верными рабами Аллаха и исполнителями Его воли. Несмотря на свою огромную силу и многочисленные способности, они не обладают никакой властью и не распоряжаются делами самостоятельно. Им не присущи божественные качества, и они не заслуживают смирения и поклонения. Они даже не могут заступиться за кого-либо из людей без позволения своего Господа. Только Аллах управляет всем происходящим на небесах и на земле, и Его воля неотвратима, а власть безгранична. Абсолютно всё подчинено Ему и происходит в строгом соответствии с Его желаниями: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он управляет делами». (Йунус, 3).

Аллаху не составляет труда следить за всеми событиями и процессами в Его владениях, и ничто на небесах и на земле не сокрыто от Его знания и взора. Несмотря на это, Он поручил ангелам наблюдать за происходящим во Вселенной, влиять на происходящие в ней события и регулировать протекающие в ней процессы. Он наделил их огромной силой и удивительными способностями, благодаря чему они заботятся об остальных творениях Аллаха, от гигантских звезд до мельчайших существ. И поэтому Он поклялся ангелами, сказав: «Клянусь распределяющими дела!». (Аз-Зарийат, 4).

Аллах не нуждается в ангелах, но божественный замысел состоял в том, чтобы у всякого события была причина, чтобы всё во владениях Аллаха было подчинено мудрым установлениям, которые известны как «сунану-Ллах». Этим законам подчинено не только происходящее в природе, но и положение целых обществ и отдельных индивидов. Ангелы наблюдают за претворением в жизнь этих законов и, в конечном счете, мудрого Божьего замысла. Небесные тела, звезды, солнце, луна, ветры, облака — всё на небесах и на земле движется, покоится или меняется при участии ангелов.

Ибн аль-Каййим (ум. 751/1350) писал: «Коран и сунна указывают на существование разных видов ангелов, которым поручено заботиться о разных творениях. Одним ангелам Пречистый Аллах предписал заботиться о горах, другим — управлять облаками и дождями. Существуют ангелы, которым поручено заботиться о зародышах, находящихся в утробах матерей, пока не завершится их сотворение. К рабам приставлены ангелы, которые оберегают их, и ангелы, которые сохраняют, подсчитывают и записывают их деяния. Есть ангелы, которые умерщвляют рабов, и есть такие, которые допрашивают их в могилах. Есть ангелы, которые приводят в движение небесные тела, заботятся о солнце и луне. Одним ангелам поручено разжигать огонь в Аду, причинять мучительные страдания его обитателям и отстраивать его, другим — возводить дома в Раю, рассаживать там растения и прокладывать русла рек. Следовательно, ангелы представляют собой величайшее воинство Всевышнего Аллаха». [Ибн аль-Каййим М. Игаса аль-лахфан мин масайид аш-шейтан. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислами, 1419/1998. Т. 2. С. 170].

В кораническом учении проводится четкое различие между ангелами и джиннами — другими духовными существами, созданными из огня. Именно среди джиннов находятся непокорные ослушники, которых называют шайтанами или злыми духами. К их числу принадлежит Иблис — главный враг рода человеческого, который надменно отказался исполнить волю Аллаха и поклониться Адаму: «Вот сказали Мы ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа». (Аль-Кахф, 50).

Из этого аята явствует, что Иблис принадлежал к роду джиннов, и такого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри и некоторые другие. Оно усиливается тем, что Иблис был создан из огня. Священный Коран повествует о том, что, оправдывая свое непослушание, он сказал Аллаху: «Я лучше него (т.е. Адама). Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». (Сад, 76).

Между тем многие ранние комментаторы, в том числе Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд, Ибн Джурейдж, Ибн аль-Мусайяб и Катада, считали, что Иблис был одним из ангелов. Этому мнению отдал предпочтение имам Ибн Джарир ат-Табари, и оно опирается на тот факт, что Иблису было приказано поклониться вместе с ангелами. В некоторых преданиях сообщается, что он был одним из самых славных и благородных ангелов, одним из хранителей Рая, что он управлял делами ближнего неба и что его звали ‘Азазил. Однако все эти предания опираются на евреизмы (исраилийят) и не подтверждаются достоверными текстами, восходящими к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Они не могут противостоять ясному кораническому аяту, указывающему на принадлежность Иблиса к роду джиннов, и поэтому Ибн Касир, аз-Замахшари, аш-Шаукани, аш-Шанкити и другие толкователи Корана считали, что Иблису было позволено поклоняться вместе с ангелами, хотя он не принадлежал к их числу. [См.: Аш-Шанкити М. Адва аль-байан. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘аламийя. С. 651-652. Ибн Касир И. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Муассасат ар-раййан, 1416/1996. Т. 3. С. 120-121; Аш-Шаукани М.А. Фатх аль-Кадир. Бейрут: Дар Ибн Хазм, 1421/2000. С. 1047; Аз-Замахшари М. Аль-кашшаф ‘ан хакаик гавамид ат-танзил. Кум: Мактаб аль-и‘лам аль-ислами. Т. 2. С. 727].

Таким образом, если следовать коранической логике, Иблис ослушался Аллаха именно потому, что был одним из джиннов, ибо среди ангелов нет ослушников и падших. Их природа не допускает неповиновения Всемогущему Создателю и греха: «Они боятся своего Господа над ними, и совершают то, что им велено». (Ан-Нахль, 50); «Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям». (Аль-Анбийа, 27).

В этом контексте сложность вызывает понимание истории о Харуте и Маруте, упомянутой в 102-м аяте суры «Аль-Бакара»: «Они последовали за тем, что читали шайтаны в царстве Сулеймана. Сулейман не был неверующим. Неверующими были шайтаны, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: “Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим”».

Некоторые ученые, в том числе аль-Куртуби и Ибн Касир, полагали, что ангелы не могли обучать людей колдовству и тому, что станет для них искушением. В связи с эти они интерпретировали смысл аята следующим образом: «Они последовали за тем, что читали шайтаны в царстве Сулеймана. Сулейман не был неверующим, и Аллах не ниспосылал неверия двум ангелам. Неверующими были шайтаны, которые обучали колдовству людей в Вавилоне — Харут и Марут». Под двумя ангелами здесь понимаются Джибрил и Микаил. Иудеи полагали, что Аллах обучил Сулеймана колдовству посредством этих двух ангелов, однако Всевышний опроверг их ошибочные суждения. Колдовство — деяние шайтанов, и они обучали ему людей в Вавилоне. Что же касается Харута и Марута, то это имена двух мужчин, которые обучили колдовству остальных.

В то же время Ибн Джарир, аш-Шаукани, ас-Са‘ди и многие ранние комментаторы считали, что Харут и Марут — это имена двух ангелов, которые были ниспосланы Аллахом на землю для того, чтобы испытать рабов. Они действовали с Его позволения и никого не обучали колдовству, не предупредив об опасности и пагубности этого злодеяния и о том, что колдовство есть проявление неверия. [См.: Ибн Касир И. Указ. соч. Т. 1. С. 178-183; Аш-Шаукани М.А. Указ. соч. С. 121-122; Ас-Са‘ди А. Тайсир аль-Карим ар-Рахман. Бейрут: Муассаса ар-рисала, 1417/1997. С. 42-43].

Ибн Касир в своем толковании привел несколько преданий о том, что Харут и Марут были падшими ангелами. Они были рассказаны Муджахидом, ас-Судди, аль-Хасаном аль-Басри, Катадой, аз-Зухри, Мукатилем и др. Ни одно из них не восходит к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и все они опираются на евреизмы, переданные со слов иудейских и христианских ученых. Подобные предания не могут лежать в основе исламского вероучения и противостоять кораническим аятам о непогрешимости ангелов. Поэтому в данном вопросе правильно ограничиться тем, что сообщил Всевышний Аллах в Своем Писании, и не вдаваться в подробности, которые не основаны на достоверных текстах и не несут в себе полезного знания. [См.: Ибн Касир И. Указ. соч. Т. 1. С. 185-188].

Правильные исламские представления об ангелах могут быть основаны только на Священном Коране и хадисах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Они ограничиваются этими двумя источниками, поскольку мир благочестивых ангелов — часть сокровенного знания, которое доступно нам только через Божье откровение. Однако того, что было открыто Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и передано им, вполне достаточно, чтобы человек мог ясно осознать присутствие рядом с ним посланцев Господа, которые ни на мгновение не оставляют его без внимания и заботы.

Вера в ангелов — непременное условие спасения и обязанность каждого мусульманина. Она облегчает путь духовного очищения, облегчает выполнение религиозных предписаний и воздержание от грехов. Она лежит в основе нравственного самоконтроля, который крайне необходим современному обществу, увлеченному идеями либерализма и отказавшемуся от традиционных механизмов поддержания нравственной культуры и сохранения духовности.

Знание о мире ангелов помогает лучше осознать величие Всевышнего Творца, безграничность Его могущества и совершенство Его мудрости. Оно побуждает верующего с большим усердием и искренностью предаваться поклонению Аллаху, беря пример с вышних ангелов, которые являются свидетелями Его удивительных знамений, Его совершенной власти и потому без устали служат Ему.

Ангелы сопровождают человека с момента его зачатия вплоть до смерти, они оберегают его от зла и вдохновляют на совершение богоугодных дел, записывают его деяния и просят для него прощения. Они ближе к нему, чем он может себе представить. Поэтому сердце того, кто размышляет над их обязанностями, переполняется любовью к Всевышнему Аллаху и благодарностью Ему за оказанную милость и проявленную заботу. Помимо того, он питает любовь к самим ангелам за то, что они заботятся о нем и желают ему добра. Осознание их присутствия рядом с человеком также помогает сторониться мерзких грехов и предосудительных поступков, усиливает веру в помощь Всевышнего Аллаха, помогает проявлять стойкость и ощущать поддержку небесного воинства в самые тяжелые мгновения.

Все сказанное, однако, не удовлетворяет скептиков, которые требуют материальных подтверждений существования ангелов. Именно так поступили неверующие курейшиты, сказавшие Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Почему ты не привел к нам ангелов, если ты один из тех, кто говорит правду?». (Аль-Хиджр, 7).

Всевышний Аллах ответил им и разъяснил, что явление ангелов не принесет неверующим ничего, кроме разочарования и мучений: «Мы ниспосылаем ангелов только с истиной, и тогда никому не предоставляется отсрочка». (Аль-Хиджр, 8).

Если бы люди могли видеть ангелов в их духовном обличье, от них не требовалось бы уверовать в сокровенный мир, частью которого являются эти недоступные обычному человеческому взору духовные существа. Истина, принесенная ангелами, была бы настолько очевидной, что никому из тех, кто отказался беспрекословно подчиниться ей, не была бы предоставлена отсрочка. Но ведь люди по природе своей слабы и непостоянны, и поэтому явление ангелов не принесло бы пользы подавляющему большинству из них.

Дорогой читатель! Я надеюсь, что прочтение замечательной книги ‘Умара Сулеймана аль-Ашкара поможет тебе правильно понять кораническое учение о мире благородных ангелов, вера в которых неотделима от веры в Милостивого Аллаха. Знание об этих удивительных пречистых созданиях еще не гарантирует спасения, но спасение невозможно без этого знания, и поэтому я прошу Всемогущего и Мудрого Господа вдохновить каждого, чей пытливый разум ищет доказательств, на изучение Священного Корана и размышление над его аятами. Поистине, постижение этого Писания развеивает любые сомнения о мире сокровенного и помогает каждому желающему встать на путь духовного очищения и приобщения к миру света, любви и удовлетворенности. И только Аллах может провести человека путями мира и благополучия, и только к Нему мы обращаемся за помощью и наставлением!

Эльмир Кулиев

Баку, 29 мая 2007 г.

 



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал