Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды откровений






Лекция №22

Тема: Откровение.

План.

 

1. Виды откровений

2. Признаки сверхъестественного откровения.

3. Признаки индивидуального откровения.

4. Оценка естественного богопознания.

 

Литература:

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: МДА, 1996.

Булгаков С. Свет Невечерний. Сергеев Посад, 1917.

Давыдов А. Научное доказательство личности бессмертия. М., 1912.

Игнатий (Брянчанинов), еп. О восточных и западных писателях. О прелести и молитве. Сергеев Посад, 1914.

Кимелев Ю.А. Философия религии. М.: NB, 1998.

Одним из существенных элементов как христианского, так и любого другого религиоз­ного мировоззрения является убеждение в воз­можности и необходимости для человека Боже­ственного Откровения. И хотя учение об Откро­вении в разных религиях имеет свои особенно­сти, а часто страдает и глубоким непониманием его природы, сама вера в Откровение всегда со­храняется. Христианство целиком и полностью зиждется на Откровении, ему обязано своим воз­никновением, им " живет и движется, и сущест­вует". Поэтому так важно рассмотрение основ­ных вопросов, связанных с пониманием и значе­нием Откровения в Православии.

Виды откровений

Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т.н. естественного богопознания, часто также называемого откровением. Под сверхъестественным Откровением разумеется особое действие Божие на человека, дающее ему истинное знание о Боге, о человеке, о спасении. Оно разделяется на общее и индивидуальное.

Общее Откровение дано Богом че­рез особо избранных людей — пророков и апо­столов — для возвещения тех основных истин, исповедание и исполнение которых необходимо для спасения каждому человеку, всему миру или отдельному народу. Таковым является, во-первых, Благовестие Господа Иисуса Христа и Откровение Господа Духа Святого, т.е. все Свя­щенное Писание и Предание Нового Завета, во-вторых, " закон и пророки" (Мф. 7, 12), — Ветхо­заветное Откровение, записанное в Библии (Ветхий Завет), хотя последнее во многом и не совершенно, не полно, не имеет того универ­сального характера, который присущ Открове­нию Новозаветному.

Индивидуальным откровением называется такое сверхъестественное посещение Богом отдельных лиц, преимущественно святых, при котором им открывались тайны Царствия Божия, души человека, мира. Большинство по­добных откровений носят такой характер, что другому, не имеющему соответственного духов­ного опыта человеку " нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 4). Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе хотя и сообщается о фактах откровения святым, однако, как правило, передается исключительно их внешняя сторона. При этом в индивидуальных откровениях не со­общается каких-либо принципиально новых ис­тин по сравнению с Евангельскими, но дается более глубокое, опытное познание того, что уже дано в Откровении общем.

Естественное откровение, или естественное богопознание, представляет собой то понимание Бога, Его бытия и свойств, а также человека и цели его жизни, которое полу­чает ищущий человек на основании изучения и познания самого себя и окружающего мира. Апостол Павел пишет об этом богопознании: " Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божест­во, от создания мира чрез рассматривание творе­ний видимы" (Рим. 1, 20). Действительно, мно­гие языческие мыслители древности, не знавшие сверхъестественного Откровения, но искавшие истину и размышлявшие о сущности бытия и смысле человеческой жизни, приходили к твер­дому убеждению в существовании единого Бога, Творца, Промыслителя и Судии мира (например, Гераклит, Сократ, Ксенофонт). Этот процесс ес­тественного богоискания и богопознания всегда присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога, фактически не зная Откровения сверхъестественного.

Однако естественное богопознание даже в своих высших достижениях всегда страдает зна­чительной неполнотой, большой неопределенно­стью, ущербностью, туманностью и потому часто уводит человека от истинного религиозного пути жизни. Так называемые естественные (языческие) религии (например, современные африканские религии, индуизм, буддизм), а так­же великое множество различных религиозно-философских систем, мистических и синкрети­ческих сект и " церквей" являются достаточно впечатляющей иллюстрацией того, к каким уче­ниям приводит одно естественное " ощущение Бога". Это и понятно. Где нет никаких критери­ев, где " человек — мера всех вещей" и каждый может свое понимание считать мерилом истин­ности, там всегда открыты двери для признания любой идеи за истинную и ухода, таким образом, от Самой Истины. Отсюда и становится очевидной необходимость особого Откровения Божия, истинность которого была бы засвидетельство­вана соответствующим образом.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал