Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ветхозаветная религия и христианство

Лекция №26

Тема: Ветхозаветная религия.

План.

1. Учение

2. Ветхозаветная религия и христианство

 

Литература:

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: МДА, 1996.

Булгаков С. Свет Невечерний. Сергеев Посад, 1917.

Давыдов А. Научное доказательство личности бессмертия. М., 1912.

Игнатий (Брянчанинов), еп. О восточных и западных писателях. О прелести и молитве. Сергеев Посад, 1914.

Кимелев Ю.А. Философия религии. М.: NB, 1998.

 

Учение

Монотеистическая религия, которую имели праотцы многих народов и которая приобрела свою полную определенность через Откровение, полученное Моисеем и другими еврейскими пророками, называется ветхозаветной. Поэтому под ветхозаветной религией обычно понимается религия евреев до пришествия Христа Спасителя и начала Нового Завета (далее начинается иуда­изм или неоиудейство).

К основным чертам этой религии (сведения о которой мы черпаем из Библии) следует отне­сти, во-первых, ее безусловный монотеизм. Ут­верждения некоторых исследователей о политеи­стическом характере ветхозаветной религии не выдерживают критики при внимательном рас­смотрении приводимых ими аргументов, главные из которых следующие:

1. В еврейском тексте Библии с первых же строк говорится об " Элогим", то есть о богах (т.к. суффикс " им" указывает на множественное число), а не о Боге, как это переведено на другие языки.

2. В Библии упоминаются имена различных богов, которым евреям предписано было поклоняться: Адонаи, Ягве, Саваоф и др.

3. Многочисленные библейские антропоморфизмы в отношении Бога говорят о примитивном, свойственном политеистам, преставлении о Боге в ветхозаветной религии.

Относительно этих возражений можно заметить следующее:

1. Суффикс " им " в еврейском языке указывает не только на множественное число, но также используется для выражения полноты бытия, качества, превосходной степени. Например, в Библии небо звучит как шамаим, вода (как стихия) — маим и т.д. Это же относится и к слову " Бог".

В отношении употребления " Элогим" неко­торые отцы склонны полагать даже, что этим уже в Священном Писании Ветхого Завета при-кровенно указывалось на Троичность Ипостасей в Боге. " В еврейском языке Элогим не означало " боги", а являлось заменой превосходной степе­ни, которой еврейский язык не знает. Употребление " Элогим" вместо " Эль" должно было под­черкнуть, что речь идет не просто о семитском божестве, а о Боге высочайшем. Примечательно, что ни " Элогим", ни " Элоах" в семитской лите­ратуре не встречается нигде, кроме Библии.

2. Ягве, Адонаи и другие встречающиеся в Библии имена Бога означают не разные божества, но различные имена единого Бога, указывающие на те или иные свойства Бога. Так, " Адонаи (евр.) — сильный, могущественный повелитель — Господь". " Саваоф (евр., род., множ.) — воинств, сил; употреблялось обыкновенно со словом Господь, Бог". Ягве или Иегова (евр.) Сущий — великое и святое имя Бога, означающее самобытность, вечность и незменяемость Существа Божия (Иск. 3, 14)".

3. Антропоморфизмы сами по себе не могут служить сколько-нибудь достаточным указанием на политеистический характер данной религии, поскольку антропоморфизмы присущи всем религиям и вообще всякому познанию человека.

Указанные возражения против монотеизма ветхозаветной религии, оказываются, таким об­разом, простым недоразумением. Зато, с другой стороны, очевиден тот факт, что заповедь о по­читании единого Бога стоит первой в десятисловии Моисея и повторяется настойчиво и много­кратно в различных вариантах и ситуациях на протяжении всей Библии. Не заметить этого' нельзя.

Ветхозаветная религия имеет многие чер­ты, общие для большинства религий. К ним от­носятся, например, учение о личном Божестве, о Богооткровении, о добре и зле, о воздаянии, об ангелах и демонах, о необходимости жертвопри­ношений (кровавых), молитв и многое другое.

В то же время религия " Пятокнижия" неоп­ределенно говорит о бессмертии души человеческой (например, Еккл. 12, 7). Все умершие схо­дят в преисподнюю, шеол, " страну забвения", место бессознательного пребывания, вечного не­пробудного сна (например, " для дерева есть на­дежда, что оно, если не будет срублено, снова оживет... а человек умирает и распадается; ото­шел, и где он? — человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего" (Иов. 14; 7, 10, 12).

" Закон" (Пятокнижие) не говорит ни о бес­смертии души, ни о посмертном воздаянии, ни о воскресении мертвых и вечной жизни, ни о Цар­ствии Божием. Бог " Закона" является безуслов­ным мздовоздаятелем лишь здесь, в земной жиз­ни. И потому религия " Закона" не возвышает че­ловека над идеалом чисто земного благополучия.

Но уже у некоторых пророков встречаются выражения, из которых можно заключить, что умершие не просто спят вечным сном, но испы­тывают и определенные состояния. Так, пророк Иезекииль говорит, что " пораженные, падшие от меча" будут положены среди необрезанных в са­мой глубине преисподней (32, 18-32). А пророк Исайя о посмертной участи нечестивых говорит: "...червь их не умрет и огонь их не угаснет" (66, 24).

Ветхозаветная религия, в лице пророков, чает воскресения мертвых. Эту надежду выска­зывает праведный Иов, когда говорит: " Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (19, 25-27). О всеобщем воскресении говорит вполне определенно Исайя (26, 8; 16, 19), осуществление его предвидит Иезекииль (гл. 37). По воскресе­нии для праведников будет вечная блаженная жизнь, а грешникам — посрамление (И многие из спящих в прахе земли проводятся, одни для жизни венной, другие ид вечное поругание и посрамление -Дан. 12, 2-3).

Однако ряд особенностей выделяют ветхо­заветную религию из прочих религий. Это, на­пример, учение о творении мира из " ничего", о творении человека как образа Божия, о грехопа­дении человека и другие элементы, которые яв­ляются и христианскими истинами. Здесь оста­новимся на двух других ее особенностях: учении о Мессии и богоизбранничестве еврейского на­рода.

1. Ожидание Мессии (греч. Хрютос; — По­мазанный; еврейское " машиах" означает " Помазанник") является центральным пунктом ветхозаветного Откровения, душой всей ветхоза­ветной религии. В различных ветхозаветных книгах Мессия наделяется различными чертами. То он выступает как Царь, то как Первосвящен­ник, то как Пророк. В некоторых текстах Он объединяет в Себе все эти служения (Иер. 33, 14-18, и др.) Но в Библии в полном смысле Он явля­ется Тем, Кто должен будет спасти все человече­ство, евреев и неевреев, от греха, зла и страда­ний, принести на землю всякую правду и устро­ить вечное Царство Божие, Царство всеобщей святости, любви и мира (Ис. 2; Мих. 4; Ис. 53 и др.).

Но " невежды и неутвержденные, к собст­венной своей погибели, превращают, как и про­чие Писания" (2 Пет. 3, 16), и это Откровение Божие о Христе. Иудейские священники, бого­словы и учители отвергли пришедшего Мессию Господа Иисуса Христа, внушив своему народу чисто земное, вполне языческое, политическое истолкование Мессии. Христос за учение о Своем Царстве не от мира сего (Ин. 18; 36) был осу­жден на страшную казнь, после чего богооткровенная ветхозаветная религия прекратила свое существование и возник иудаизм, сохранивший во многом внешнюю, формальную сторону вет­хозаветной религии, но исказивший ее существо. Истинный Мессия, на Котором исполни­лись все ветхозаветные мессианские пророчест­ва, Иисус из Назарета, и Его учение о жертвен­ной любви ко всем, о равенстве всех людей и на­родов перед Богом, о богоизбранничестве чело­века по духу, а не по плоти и крови, о необходи­мости святости, чистоты души и богоподобия для спасения, о безусловном приоритете вечной жизни в Боге перед земным благоденствием, — все это было отвергнуто иудаизмом. Иудаизм ожидает и подготавливает пришествие другого Христа (по Откровению, антихриста), с иным, разумеется, учением и соответствующей идеоло­гией, которые уже достаточно отчетливо про­сматриваются. Это все большая концентрация информационной, научно-технической, эконо­мической и военной мощи в одном очень узком кругу " суперменов" с их все более неограничен­ной властью в мире;

• идея тождественности по существу всех религий (есть только одна религия, а все сущест­вующие — лишь ее различные модификации);

• гуманистическая моральная " свобода";

• безусловный приоритет земных ценностей

2, Об избранничестве Богом еврейского на­рода в Ветхом Завете говорится на страницах Библии. Оно имело и свой внешний символ —

обрезание. Но что означало это избрание, какую оно имело цель? Понимание его опять-таки было искажено в еврейском народе вплоть до убежде­ния в его вечности и утверждения своей нацио­нальной исключительности, превосходства над всеми другими народами и, необходимости гос­подства в мире. Естественно, что подобная идея в высшей степени импонирует " ветхому" эгои­стическому сознанию человека, и потому она пустила глубокие корни в иудаизме.

В действительности же избрание еврейско­го народа не имело ничего общего с этой идеей. Оно было обусловленным (Исх. 23; 22) и носило преобразовательный характер. Об этом свиде­тельствует тот очевидный факт, что в Библии ни­где не утверждается ни о каких преимуществен­ных достоинствах евреев по сравнению с други­ми народами: ни духовных и моральных, ни ин­теллектуальных и культурных. Напротив, бого-вдохновенные писатели, пророки постоянно об­личают этот народ в " жестоковыйности" (Втор. 9, 6: ''Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею; ибо ты народ жестоковыйный"); в развращенности и скором бо­гоотступничестве (Втор. 9, 12-14: " И сказал мне Гос­подь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан. И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный; не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной"); в упорстве и непослушании (См.: Ис. 65, 2: " всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному"; Евр. 3, 7—11) и т.д. В общекультурном же, философском, научном развитии, как свидетельствует история, евреи стояли существенно ниже многих окружающих их народов (Египта, Вавилона, Гре­ции, Индии). Следовательно, избрание евреев былосовершено не в силу их нравственного превос­ходства над другими нациями, но по другим причинам, в Откровении прямо не указанным, как не названы были и причины избрания Иису­сом Христом апостолов, например, Петра или Иуды Искариота. Промысл Божий постоянно из­бирает те или иные народы и отдельных лиц с учетом их свойств для исполнения конкретных исторических целей.

Весь контекст Библии говорит о том, что избрание еврейского народа имело своей основ­ной целью сохранение им и возвещения всем на­родам Откровения о грядущем спасении мира через Христа-Господа. То есть данное избрание носило характер функциональный, временный, но не вечный. Оно и окончилось с исполнением цели — явлением Господа Иисуса Христа. Ибо с пришествием Обетованного наступил конец за­кону (Рим. 10, 4), и уже " не плотские дети суть де­ти Божий" (Рим. 9, 8), как и у Осии [Господь] го­ворит: " не Мой народ назову Моим народом и не возлюбленную — возлюбленною. И на том мес­те, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого" (Рим. 9, 25-26; Ос. 2, 23; 1, 10); ибо отныне только Христовы суть " семя Авраамово" (Гал. 3, 29). С пришествием Христо­вым уже " нет двух Израилей и двух богоизбран­ных народов. Есть лишь один избранный на­род— Церковь, являющаяся истинным Израилем, включающим в себя как евреев, так и неевреев".

У Креста произошло окончательное разде­ление Израиля на две части (Лк. 2, 34): малое стадо избранных, " остаток" (Рим. 11, 2-5), кото­рый стал началом Церкви, и другая часть, ожесточившихся, к которой относятся слова пророка Исайи: " Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали... И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем" (Ис. 65; 12, 15). Это иное имя — христиане (Деян. 11, 26).

Об отнятии избранничества у евреев, не принимающих Христа, совершенно определенно и многократно говорит Евангелие. Например, Господь говорит фарисеям: " Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем" (Ин. 8, 21). Смерть во грехе фарисеев и их последовате­лей полностью исключает их избранничество. Судьба евреев, отвергших Христа и Его Благо­вестив, открывается и в притче о злых виногра­дарях: " Поэтому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, прино­сящему плоды его" (Мф. 21, 43). И прямо, без притчи сказал Господь: " Говорю же вам, что мно­гие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны цар­ства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8, 11-12).

Отсюда становятся понятными и слова апо­стола Павла о том, что " весь Израиль спасется" (Рим. 11, 26). " Весь" означает не всех иудеев без различия, но всех тех, которые в конце исто­рии— когда в Церковь " войдет полное число язычников" (Рим. 11, 25) — примут Господа Ии­суса Христа. Этот " весь Израиль", иначе говоря, исторический " остаток" Израиля, и окажется спа­сенным, вошедшим в число избранных Божиих. Таким образом, обетование, данное Аврааму (Быт. 12, 3), ис­полнится в Церкви, ибо " Бог верен" (Рим. 3, 4)

 

Ветхозаветная религия и христианство

Ветхозаветная религия являлась своего ро­да светлым лучом в сумраке дохристианского языческого мира. Ее монотеизм в ту эпоху был явлением, можно сказать, исключительным, а за­прещение человеческих жертвоприношений, мо­ральная чистота культа, относительная строгость жизненных установлений и многих нравствен­ных предписаний являлись, безусловно, доброй закваской как для евреев, так и для окружающих племен и народов. Учение о грядущем Помазан­нике-Спасителе помогало человечеству тех вре­мен находить надежду в тупиках жизни и как-то готовиться к Его встрече, религиозно, духовно напрягаться и соответственно жить. В этом по­ложительное значение ветхозаветной религии для древнего человечества.

Ветхозаветное Откровение сохраняет опре­деленное значение и в христианскую эпоху. Главным его моментом, имеющим непреходя­щую ценность для новозаветного человека, яв­ляются пророческие и преобразовательные ука­зания на Христа Спасителя. Эти указания, мно­гие из которых поражают точностью своих хро­нологических, географических и генеалогиче­ских предсказаний, исполнившись на Иисусе Христе, дают исключительную возможность для каждого беспристрастного искателя истины уви­деть в нем обещанного Богом Мессию и Господа.

Ветхозаветное Откровение дает и наиболее полную картину творения мира, происхождения человека, истории грехопадения. В прочих же элементах учения оно существенно и подчас принципиально восполнено (Мф. 5, 17) или да­же отменено Благовестием Христовым, ибо за­кон имел лишь " тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр. 10, 1).

В вероучении необходимо отметить сле­дующие наиболее важные, " восполненные" Но­вым Заветом, положения. Ветхому Завету факти­чески неизвестна была тайна Триипостасности Бога, открытая миру лишь в воплощении Едино­родного Сына Божия.

Само представление о Боге в Ветхом Заве­те, по сравнению с Новым, часто страдало резкой антропоморфичностью. Бог ходит " в раю во вре­мя прохлады дня" (Быт. 3, 8). Бог раскаивается: " И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков,... ибо Я раскаялся, что создал их" (Быт. 6, 7). И многое, подобное этому.

Полным контрастом с Новым Заветом яв­ляется ветхозаветное учение о правде Божией, которой утверждаются две различные морали для евреев: одна — для внутренних взаимоотно­шений среди соплеменников, другая— для их отношений ко всем другим народам (подробнее об этом см. ниже). Учение о Мессии, нередко ме­тафорически выраженное в Ветхом Завете, при­обрело с явлением Бога во плоти полную опре­деленность. Христос — не иудейский царь над всей землей, не политический реформатор, не благоустроитель материальной жизни, претво­ряющий камни в хлебы (Мф. 4, 3^4) скоропрехо­дящих плотских удовольствий, но Хлеб вечный, Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6) для всего чело­вечества в вечном бытии Царства Божия.

Также богоизбранным является не тот, ко­торый рожден от плоти и крови иудейской и из-за которой " Имя Божие хулится у язычников" (Рим. 2, 24), " но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве" (Рим. 2, 28-29). " Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но ве­ра, действующая любовью" (Гал. 5, 6). С прише­ствием Христовым оканчивается избрание плот­ское, внешнее, национальное, прекращает свое существование вся религия ветхозаветная со всеми жертвами, установлениями и законами, “потому что " исполнение", " конец" закона — Христос” (Рим. 10, 4; см.: Мф. 5, 18). С пришест­вием Христовым " род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел... некогда не народ, а ныне народ Божий" (1 Пет. 2, 9-10)— это Церковь, это пребывающие в ней христиане, среди которых " нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеско­го пола, ни женского: ибо все... одно во Христе Иисусе. Если же... Христовы, то... семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал. 3, 28-29).

По сравнению с ветхозаветным, в новоза­ветном учении посмертное состояние души изо­бражается как вполне определенное, в котором душа реально оценивает свое прошлое и настоя­щее и переживает радость или страдания в зави­симости от земной жизни (например, притча о богаче и Лазаре, картина Страшного Суда, Откр. 20, 11-15, и др.). Открывается и самый образ бу­дущего всеобщего воскресения в воскресении Христовом и воскресших с Ним праведников (Мф. 27, 52-53). Земная жизнь, таким образом, приобретает исключительную значимость не в материалистическом смысле, но как определяющая окончательное бытие человека: или вечность зла и страданий, или вечность Царства Божия.

Благовестие Нового Завета в то же время дает возможность видеть, насколько несовер­шенным был сам принцип духовной жизни в ветхозаветной религии. Она вся зиждилась на зако­не, на " рабско-наемнической" психологии, на внешнем исполнении установленных предписа­ний; ибо Ветхий Завет фактически еще не знал, что " Бог есть Любовь" (1 Ин. 4, 16). Наиболее ярким показателем духовного уровня ветхоза­ветной религии являются обещания и угрозы Господни, данные Израилю, за исполнение или нарушение им полученного от Бога Закона. Эти обещания весьма красноречивы: " Если ты... бу­дешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тща­тельно исполнять все заповеди Его,., то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов зем­ли. И придут на тебя все благословения сии. Бла­гословен ты в городе... и на поле. Благословен плод чрева твоего и плод овец твоих. Благосло­венны житницы твои и кладовые твои... Поразит перед тобою Господь врагов твоих... И даст тебе Господь изобилие во всех благах... Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу" (Втор. 28, 1-14).

Такой же характер имеют и угрозы: " Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твое­го..., проклят ты будешь в городе, и... на поле. Прокляты будут житницы твои..." и т.д. (Втор. 28, 15-68; или Лев. 26) и т.д.

Поражает во всех этих обещаниях, награ­дах и угрозах Пятокнижия глубоко материали­стический их характер, отсутствие каких-либо духовных целей, какого-либо учения о Царстве Божием. Нет мысли о вечной жизни, о духовных благах, о спасении. Резкий контраст представляет собой эта ветхозаветная педагогика, напри­мер, с Нагорной проповедью Спасителя, с Его заповедью искать прежде всего Царствия Божия и правды его (Мф. 6, 51-56).

Характер ветхозаветной религии заметно меняет­ся в Псалтири и у пророков. Здесь звучит уже боль о гре­хе, покаяние, молитва о чистоте сердца (Пс. 50), возве­личивается смирение (Пс. 33, 19; 146, 6; Ис. 57, 15), предвозвещается Мессия в собственном уничиженном виде (Ис. гл. 53).

С подобным же явлением встречаемся и при рассмотрении нравоучения ветхозаветной религии. Ее мораль очень далека от христиан­ской. Если по отношению к своим соплеменни­кам, близким и пришельцам она требует соблю­дения человеческой справедливости (например, " не убивай", " не прелюбодействуй", " не кради" и т.д. — Втор. 5, 17-19), то этого нет в отношении к другим народам, напротив, она открывает путь к вседозволенности. Такие предписания закона, например, как: "...введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Ав­рааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться" (Втор. 6, 10-11); или: " Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу... отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему" (Втор. 14, 21); или: " Не желай им мира и благополучия... вове­ки" (Втор. 23, 6); или: " Итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих... из­гладь память Амалика из поднебесной; не за­будь" (Втор. 25, 19), — и другие подобные запо­веди достаточно свидетельствуют об уровне ветхозаветной морали. В то же время у пророков встречаем уже резкую критику гордости, богат­ства и богатых, несправедливости (см., напри­мер, Пс. 72; Иер. 9; 13; 17; Иез. 7; 19; Ос. 5).

Ветхозаветная мораль и ее заповеди явились предметом особого внимания Самого Гос­пода Иисуса Христа. Он решительно изменил сам принцип отношений между людьми, незави­симо от национальности, веры и пола, поставив во главу угла — любовь ко всем. " Ибо, — гово­рит Господь, — если праведность ваша не пре­взойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай: кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гне­вающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сы­нами Отца вашего Небесного... Ибо если вы бу­дете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветст­вуете только братьев ваших, что особенного де­лаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 20; 8).

Ввиду очевидного несовершенства ветхозаветного закона апостол Павел писал: " Делами закона не оправда­ется никакая плоть" (Тал. 2, 16), потому " оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (Тал. 5, 4).

Ветхий закон подавляет человека много­численностью обрядовых, внешних предписаний, которыми должен руководствоваться иудей, что привело в конечном счете к фетишизации обрядового закона, " субботы". Христос осудил это, сказав ревностным блюстителям закона: " Суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк.2, 27).

Но наиболее ярко свидетельствует о духов­ном уровне ветхозаветной религии слабое звуча­ние в ней идеи вечного, неземного спасения, высшего духовного идеала. Что более всего оду­хотворяло ветхозаветную религию? — учение о грядущем Мессии и вера в Его вечное Царство. Однако понимание этого величайшего в Ветхом Завете Откровения, как и других истин, обуслав­ливалось духовно-нравственным состоянием принимающего их человека. Но немногие пости­гали истину. Подавляющее же большинство иу­деев помышляли опять-таки лишь о земном цар­стве Израиля и земном " спасении". Даже апосто­лы " спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? " (Деян. 1, 6). Этот глубокий материализм является самой парадоксальной и в то же время наиболее яркой характеристикой ветхозаветной иудейской религии. Нет необходимости говорить о том, на­сколько принципиально отлично понимание смысла жизни в христианстве, обращающем свой взор к граду грядущему (Евр. 13, 14).

Оценка по существу ветхозаветной религии дается в Послании к Евреям. " Дух Святый пока­зывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ на­стоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совер­шенным приносящего, и которые с яствами и пи­тиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления" (Евр. 9; 8-10). " Закон, имея тень будущих благ, а не самый об­раз вещей... никогда не может сделать совершен­ными приходящих" (Евр. 10, 1). “Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Гос­подь, когда Я заключу с домом Израиля и с до­мом Иуды новый завет... Говоря " новый", пока­зал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению” (Евр. 8; 7, 8, 13).

Чем объясняется несовершенство богооткровенной религии Ветхого Завета?

Во-первых, тем, что этот Завет носил пре­образовательный и временный характер, подго­товительный к пришествию Христа. Он был лишь тенью будущих благ, но не самим образом вещей.

Во-вторых, это несовершенство объясняется тем, что все ветхозаветные нравственные и обрядовые уста­новления были этнически ограниченными, они предна­значались не всему человечеству, но, в основном, одному племени, избранному для исполнения конкретного дела, и, следовательно, давались исходя из его духовного уров­ня, нравственных особенностей, интеллектуальных воз­можностей и тд. Господь объяснил, почему такой несо­вершенный закон был дан Израилю, когда отвечал на во­прос фарисеев, " позволительно ли разводиться мужу с женою? " Иисус сказал им в ответ: " По жестокосердию вашему он (Моисей) написал вам сию заповедь" (Мк, 10; 2, 5). В те времена, следовательно, еще невозможно было дать совершенного Откровения, " самый образ вещей" всем народам, и потому была открыта лишь " тень буду­щих благ" и одному народу с учетом его духовных и ду­шевных сил.

В-третьих, ветхозаветная религия и в принципе не может быть совершенной, поскольку совершенство неразрывно связано с самим фактом явления Бога во плоти (1 Тим, 3, 16) и осуществления Им через Жертву тайны спа­сения человека.

Поэтому великий знаток Писания св. Иоанн Злато­уст и утверждает, что " ветхозаветное... так отстоит от но­возаветного, как земля от неба"

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мистицизм | Классификация мотивации
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал