Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалектика необходимости и свободы в истории общества. Фатализм и волюнтаризм.
фаталисты: вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий Виды: 1. светский 2. технологический детерминизм (у чел не может быть свободы, технология диктует свои законы) 3. социобиология (генетическая наследственность определяет поведение человека) волюнтаристы: отрицали зависимость воли и действия людей от объективных условий их жизни, говоря что человек располагает абсолютной свободой воли, а развитие общества есть ни что иное как простое хаотическое нагромождение случайных событий возникших по воле людей. Первые попытки диалектического решения проблемы (свобода и необходимость): Революции тех времён показали, что народ может быть творцом истории и в этих условиях Спиноза, Гегель и др. пытались найти связь между свободой и необходимостью. Спиноза: отвергал идею об абсолютной свободе воли и в своих работах («Этика») он говорил, что понятие свобода не противоречит понятию необходимости Гегель: Он рассматривал свободу, как продукт необходимости развития истории общества, а всемирную историю как прогресс в сознании свободы. И Спиноза и Гегель диалектически решили эту проблему, т.е. необходимо тогда превращаться в свободу, когда человек ее познал. Сущность понимания свободы и необходимости: материальное впервые в истории общественной мысли:
Необходимость –закономерные связи тех условий в кот живут и действуют люди; Это законы природы и социальные законы Свобода - сознательная деятельность людей, которая согласуется с необходимостью Человек свободен в своих действиях, если его деятельность опирается на необходимость, тогда результат действия совпадает с целью и человек достигает желаемого. Следовательно успешность этой проблемы сводится к выяснен соотношения между сознательными целями деятельности людей и конечным результатом этой деятельности. 2)-необходимость и есть основа человеческой деятельности 3)-нужна мера активной работы для осуществления этой необходимости 4)-изменения условия проявления закона. Уровни свободы (аспекты рассмотренные свободой): 1. свобода связана с познанием и овладела с законом природы 2. свобода связана с познанием законов общественного развития 3. Свобода личности (общественная свобода) Вывод: В деятельности человека не может быть никогда абсолютной свободы, следовательно, свобода относительна. В деятельности человека не господствует абсолютная необходимость, следовательно необходимость относительна.
|