Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Речевое общение






1. Понятия «общение» и «коммуникация».

2. Единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие.

3. Принципы и условия речевого общения.

4. Слушание. Виды слушания.

1. Понятия «общение» и «коммуникация».

Понятие «общение» многогранно. Его изучают философы, психологи, социологи, культурологи, лингвистические дисциплины (когнитивная лингвистика, теория речевого взаимодействия, теория речевых актов, прагматика, психолингвистика).

Есть специфика и в понимании общения с позиций культуры речи.

Общение – обмен мнениями, идеями, речевое взаимодействие в самом широком смысле. Коммуникация = теории связи = теории передачи информации по каналам связи.

Человеческое общение на две трети состоит из речевого. Речевая деятельность – самая распространенная и самая сложная деятельность человека.

2. Единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие.

Речевое событие подразумевает разворачивание дискурса в контексте речевой ситуации (речевое событие = дискурс + речевая ситуация).

Речевая ситуация – это взаимодействие всех контекстов высказывания. Речевая ситуация во многом влияет на сам дискурс, помогая понять не только основной, но и дополнительные смыслы сообщения, правильно истолковать цель высказывания (угроза, просьба, совет, рекомендация). Речевая ситуация является во многом условием, предопределяющим выбор того или иного дискурса.

Благодаря речевой ситуации у почти любого высказывания появляется не только семантическое значение (собственно языковое), но и прагматическое. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическими, называют косвенными (делают речь выразительной, сжатой, позволяют сообщать ей экспрессивные оттенки).

При организации речевых ситуаций следует помнить о двух важных законах коммуникации. 1. Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель. 2. Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель.

Обычно неправильное толкование связано с разным пониманием смысла слов говорящим и слушающим (неточное словоупотребление, неправильное использование многозначных слов, синонимов, омонимов, паронимов).

Нередко в разговоре возникает ситуация, которую определяют как «иллюзию понятности». Ее суть – в уверенности, что наше понимание слова соответствует его действительному смыслу, хотя это на самом деле не так.

Речевая ситуация обычно создается с целью обеспечить речевое взаимодействие (взаимодействие адресанта (говорящего) и адресата (слушающего) с помощью речевого высказывания).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал