Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигофренопедагогика как наука. Актуальные проблемы и приоритетные направления в изучении детей и подростков с умственной отсталостью.






Вопросы к экзамену по дисциплине

«Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития»

 

Олигофренопедагогика как наука. Актуальные проблемы и приоритетные направления в изучении детей и подростков с умственной отсталостью.

Олигофренопедагогика - педагогическая наука, которая разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и подростков с умственной отсталостью. (Мозговой)

 

Современная олигофренопедагогика – наука, которая изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию, обеспечивающую возможности индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым детям, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений. (Алышева)

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические науки.

 

Медицинские науки (клинико-физиологические) помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произошедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобразовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.

 

Психологические науки позволяют выявить закономерности развития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся общая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

Педагогические(социально-педагогические) науки определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, дидактика, методика воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика. К этому блоку относятся философия, история, общая педагогика, социология, право, социальная педагогика, специальная (коррекционная) и реабилитационная педагогика. (Мозговой)

Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи (Мозговой) (Шипицына)

1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

· Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

· Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.

· Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.

· Разработка моделей педагогической помощи и сопровождения детей, подростков и молодых людей с нарушением интеллекта в процессе их социализации

 

Наличие особых, коррекционных задач отражается в специальном учебном плане и программах специальной (коррекционной) школы, которые существенно отличаются от таковых в массовой школе. Важнейшей задачей обучения умственно отсталых детей является разработка и реализация коррекционно-образовательных программ, адекватных возможностям умственно отсталого ребенка.

 

Задачами олигофренопедагогики являются:

1. Разработка теоретических и методологических основ изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития;

· Разработка методов дифференциальной диагностики данной категории детей;

· Разработка педагогических технологий воспитания и обучения детей с нарушениями интеллектуальной сферы;

· Разработка технических дидактических средств обучения;

· Повышение эффективности процесса социализации ребенка с недостатками развития интеллекта на разных этапах его развития;

· Поиск вариативных форм организации обучения таких детей;

· Подготовка специалистов в области воспитания и обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.

 

Актуальные проблемы олигофренопедагогики:

1. Создание вариативных программ обучения, корректировка их содержания, научная обоснованность новых методов и приемов

· Социализация детей-сирот с умственной отсталостью

· Проблема отграничения умственной отсталости от других сходных состояний

· Создание служб постшкольного сопровождения, оказывающих помощь выпускникам специальной коррекционной школы VIII вида

· Определение правильного терминологического поля олигофренопедагогики

 

К основным проблемам специального образования можно отнести следующие:

1. Проблема разработки профессионального стандарта дефектолога

· Недостаточно развита в целом система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям, проблема своевременности ее оказания

· Отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей

· Имеются проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого-педагогической работы с детьми

· Неравномерное распределение по территории страны специальных образовательных учреждений, дефектологических кадров, центров подготовки этих кадров

· Необходимость создания научно-практической основы специального и инклюзивного образования

Структура и содержание работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на современном этапе.

Современная система помощи детям с УО в России имеет следующий вид, речь идет о системе государственных учреждений. Эта система представлена тремя министерствами, которые курируют эту систему, министерство здравоохранения, министерство образования, министерство социальной защиты и труда. Для детей раннего возраста системой образования не предусмотрено ни одного учреждения для УО. Для детей раннего возраста существуют учреждения, курируемые министерством здравоохранения - дома ребенка с органическим поражения ЦНС, центры ранней диагностики и коррекции.

Для детей дошкольного возраста существуют детские отделения при психоневрологических отделениях больниц, психоневрологических интернаты для инвалидов детства, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, доу комбинированного вида внутри которых функционируют группы компенсирующей направленности, доу интегрированного типа где в группе могут быть как дети с ОВЗ там и дети нормы, центры диагностики и коррекции для дошкольников, коррекционные детские дома.

Для детей школьного возраста существуют детские отделения при психоневрологических отделениях больниц, психоневрологических интернаты для инвалидов детства, социально-реабилитационные центры, спец кор школа 8 вида, спец кор классы при общеобразоват школах, центры доп образования, кор детские дома, центры диагностики и коррекции, спец кор школы 1, 2, 3, 4, 6 вида.

Содержание образования в спец кор школах 8 вида.

Содержание обучения отражено в ряде документов, которые регламентируют деятельности конкретного учителя, коллектива учителей и в целом образовательного учреждения.

Главные документы:

1) учебные программы

2) учебный план

3) учебники

4) фгос для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 03.02.15. Утвержден Приказом от 19.12.14

АООП - адаптированная основная образовательная программа

Фгос включает в себя совокупность обязательных требований в реализации основных образовательных программ (ооп).

Учебные программы - документ который определяет содержание обучения по предмету и последовательность его прохождения по годам обучения. В спец кор школе 8 вида пользуются федеральными сборниками программ. Каждая программа написана автором или коллективом авторов. Каждая программа начинается с пояснительной записки (кому предназначена, краткая характеристика самого учебного предмета с позиции особенности восприятия учебного материала, освещаются вопросы последовательности изучения программного материала, дается краткая характеристика основных разделов)

По каждому году обучения детально излагается содержание программы. Дается расчасовка(сколько часов в неделю выделяется в определенном учебном голу определенный предмет), примерная тематика разделов, тем, обязательно выносятся требования основные требования к знаниям и умениям (что должны знать, что должны уметь). Дается список рекомендуемой к прочтению литературы, практических работ, экскурсий.

Существуют учебники для школ восьмого вида. Используются специальные учебники, где прописаны рекомендации министерства, что учебники используются строго для учащихся школ 8-го вида.

Учебный план - документ, в котором определен перечень учебных предметов, которые отобраны для изучения в школе и которые распределены по годам обучения, там зафиксировано количество часов, которое отводится на изучение каждого учебного предмета, дается распределение данных часов по неделям.

Основой построения уч плана является принцип предметного обучения, то есть в учебном плане представлены как общеобразовательные предметы так и коррекционные курсы.

Существуют несколько вариантов учебного плана: первый вариант рассчитан на учащихся с легкой степенью УО, второй вариант предполагает обучение учащихся с умеренной, глубокой УО, а так же тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, третий вариант плана предполагает обучение в классах с углубленной трудовой подготовкой.

Учебный план обязательный для реализации образовательной деятельности в спец кор школе 8 вида, должен быть подтвержден гербовой печатью и подписью руководителя образовательного учреждения, указывается год, когда реализовывает со план.

В школе 8 вида могут быть реализованы сразу несколько вариантов учебного плана, но школа может функционировать только на основе одного учебного плана.

 

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с умственной отсталостью. Педагогическая дифференциация умственно отсталых обучающихся по возможностям обучения.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошо-средне-и-слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного материала.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
Как отмечает Воронкова В.В., индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В специальной (коррекционной) школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.
Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.
Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно отсталых школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся.
Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как умственно отсталые школьники в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.
Т.о. реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения умственно отсталых учащихся помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал