Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потенциал социально-культурной деятельности в профориентации подростков.






Стоит подробнее рассмотреть потенциал социально-культурной деятельности и её методов в профориентации выпускников средних школ. Для этого стоит определить понятия «социально-культурная деятельность», и рассмотреть её средства и методы.

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на сохранение, развитие, создание, распространение культурных ценностей и культурных объектов. Говоря проще, эта деятельность формирует значительную часть человеческой личности, взглядов на мир, целей и стремлений, создавая фундамент как отдельного и независимого индивида, так и будущей общественной ячейки. Важность таких работ сложно недооценить.

Средства социально-культурной деятельности - это набор " инструментов" идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью социально-культурной деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, и т.п. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к социально-культурной деятельности, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подтолкнуть человека к правильным поступкам и верным решениям - действиям, находящим свое выражение в общественной, культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Выбор будущей професси здесь - лишь часть программы; человек определяет свои взгляды на мир, на общество и своё место в нём. Все последующие проявления личности, всё, чем она станет для окружающих, в той или иной степени определяется этим комплексом мероприятий.

Достигается всё это с помощью средств живого слова, печати, радио, телевидения, музыки и любых других средств информационного воздействия, которых всё больше становится в век высоких технологий; вероятно, важнейшим из них является глобальная сеть Интернет - метафизическая среда, в которой проводит большую часть свободного времени среднетипичный подросток. На вооружении работника учреждения культуры имеются также технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п. Важно знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе.

Основные требования и правила здесь таковы:

1. средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;

2. выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, цель определяет средство;

3. количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

4. воспитатель, избравший те или иные средства, должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

5. имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности;

6. профессионализм воспитателей критически важен, степень важности и ответственности любого из мероприятий трудно переоценить - ведь они формируют, в потенциале, целые общественные слои.

Формыкультурно-досуговой деятельности - виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, и т.д.), групповые (кружки, студии, секции), коллективные (народные художественные коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, лектории). Создание каждой из этих и подобных им форм - дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное, - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп. Если у детей младшего школьного возраста последний фактор можно счесть малозначительным ввиду отсутствия сложившихся взглядов на мир, то выпускники, как правило, уже имеют некоторое представление о " взрослой" жизни и в силу подросткового протеста будут противопоставлять его всей информации, поступающей извне. Рассеивание ложных взглядов и укрепление верных - дополнительный осложняющий фактор в работе специалистов.

Методические формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала. В частности, выделяются: 1) устные (лекции, доклады, диспуты, и т.п.); 2) печатно-наглядные (выставки, окна сатиры, клубные газеты); 3) комплексные (выпуски устных журналов, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.).

Рассмотрим подробнее групповые формы социально-культурной деятельности.

Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала, по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе. Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классной - урочной системе обучения. В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно - познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Поскольку, при наличии устоявшейся системы и неизменном содержании лекций, конспект может быть перекопирован учащимся из внешних источников, необходимо параллельное проведение опроса по случайным абзацам и ряд прямых вопросов, на которые человек вынужден будет отвечать своими словами, тем самым демонстрируя степень понимания либо непонимания материала. На протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

Встречи: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Методысоциально-культурной деятельности – это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом.

В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Рассматривая социально-культурную работу как весьма своеобразную педагогическую деятельность, следует учитывать ее неидентичность школьному учебно-воспитательному процессу, отсюда ни один педагогический метод не может быть заимствован из школы в его неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная работа школы далеко неидентична педагогическому процессу, протекающему в социально-культурных учреждениях.

Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:

а) Методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного. Изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий. Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) Методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас).

в) Методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) Методы стимулирования социально-культурной активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание. В вопросе поощрения/порицания особенно важно сохранять баланс, вырабатывая у участников чёткое представление о последствиях тех или иных решений; смещение в любую из сторон (черезмерная строгость, попустительство) негативно скажется на развитии социальных навыков;

д) Методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.

Приведенная классификация методов достаточно условна. Практически во всех случаях социально-культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами.

Рассмотрев понятие социально-культурной деятельности, её методов, форм и средств, рассмотрим их применение в существующих программах по профориентации.

Так, в России, в Санкт-Петербурге, центр «АРТ-личность» в качестве профориентации проводит платные интерактивные экскурсии. Эти экскурсии позволяют узнать школьникам о профессиях, о сфере применения той или иной профессии, об образовательных учреждениях, а так же личных навыках и качествах, необходимых для выбранной профессии. Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» так же проводит интерактивные экскурсии, но, помимо экскурсионной программы, данный центр проводит психологические консультации. Похожими программами по профориентации, включающими в себя экскурсии и психологические консультации, пользуются множество различных консультационных и образовательных центров России.

Так же, в качестве программ по профориентации не редко встречаются игры по станциям, где каждая станция посвящена определённой профессии или же тесту, а в некоторых случаях медосмотру, что позволяет комплексно подойти к проблеме выбора подростком будущей профессии. Такая методика одинаково эффективна для любых возрастов: отсутствие психологической нагрузки, условность и несерьёзность происходящего способствуют лучшему усвоению, в том числе на подсознательном уровне, и может ощутимо облегчить как остальные стадии профориентации, так и конечный выбор субъекта.

За рубежом так же существуют различные программы по профориентации, так, в США, где большую роль в методическом обеспечении профориентационной работы играет Национальная ассоциация развития карьеры, на сегодняшний день во многих штатах старших школьников проходит по определённой программе. В школах проходят бесплатные консультации и беседы, проводимые специалистами. В результате профориентационной работы составляются персональные досье, на основе которых выпускникам школ даются рекомендации. Досье по профориентации обычно включает сведения о семье, успеваемости, результатах медицинского освидетельствования, особенностях характера, оценках способностей и интересов по результатам тестирования. Учителя и классные руководители активно участвуют в профориентационной работе и помогают профконсультантам составлять досье на выпускников. Персональное досье носит рекомендательный характер.

В Канаде важной для выбора будущей профессии и подготовки к самостоятельной трудовой жизни считается работа подростков по найму в течение летних каникул. Большую роль в трудоустройстве учащихся во время летних каникул играют временные (с апреля по сентябрь) центры, сотрудники которых - старшекурсники и недавние выпускники колледжей и университетов - проходят краткий курс подготовки с помощью консультантов службы занятости. Они заключают контракты с различными государственными и частными организациями, договариваясь о сроках, объеме и оплате работ (иногда оплата частично или полностью осуществляется за счет государственных средств, выделяемых на специальные программы трудоустройства молодежи в летний период). Как правило, речь идет о благоустройстве улиц, парков, спортивных и детских площадок, посадках леса и т.п. Старшеклассники привлекаются также для присмотра за маленькими детьми, помощи персоналу в домах престарелых и больницах. При организации найма студентов по возможности учитываются уровень и профиль уже полученной ими профессиональной подготовки.
При всем разнообразии форм профориентации важнейшей для большинства канадской молодежи формой познания «мира профессий» становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации. Это особый тип учереждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Работают они главным образом по методу самообслуживания. Придя в такой центр, молодые люди могут получить информацию в виде текста на экране дисплея и краткого фильма приблизительно о 4000 профессий. [12, с.324].

Говоря о профориентации лиц, не достигших совершеннолетия, не стоит забывать о таком важном факторе, как влияние родителей и опекунов. В США, Канаде, странах Европы людям свойственно в значительной мере доверять будущее своих детей соответствующим государственным организациям; на территории Российской Федерации столь же значительно недоверие к этим органам. Зачастую родители не понимают, что специалисты по профессиональной ориентации не выбирают за подростков их будущую профессию, а лишь прививают и развивают навыки, необходимые для совершения выбора в будущем. Исходя из этого, правильно построеная реклама и работа с родителями является аспектом не менее важным, чем работа с учащимися.

Выводы по 1 главе: Исходя из написанного выше, можно сделать вывод, что потенциал социально-культурной деятельности в профориентационной работе с подростками достаточно велик. Так как включает в себя множество различных методов, форм, и средств, помогающих раскрыть все аспекты профориентационной работы со школьниками, исходя из из их психологических и физиологических особенностей. Многим старшеклассникам необходима помощь в профориентационном выборе; лишь весьма небольшой их процент делает этот выбор взвешенно и обдумано - остальные руководствуются решениями родителей, учителей, сверсников. Донести до учащихся важность и необходимость выбора - задача, вероятно, не менее важная, чем подготовка к этому выбору. При этом, как показывает опыт профориентационной работы в России и за рубежом, профориентационная программа должна быть комплексной и включать в себя различные методы и формы, что бы заинтересовать выпускников средних школ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал