Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример консалтингового проекта по совершенствования управления ИТ
- Целью проекта является определение наиболее эффективной организационной модели Управления по ИТ в Головном офисе и типовой модели управления ИТ в операционной компании. Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ существующей модели управления ИТ;
- построение классификации функций, выполняемых службами ИТ;
- разработка перспективной организационно-функциональной структуры управления ИТ;
- разработка требований к составу и содержанию документационного обеспечения (положение, процедуры).
- Методология выполнения проекта.
В качестве основы выполнения проекта была выбрана методология TITO (Transforming IT Organization) международной консалтинговой компании A.T.Kearney. Подход базируется на ключевых вопросах, стоящих перед руководством организации и ее ИТ–службой:
- Соответствует ли существующая модель требованиям основного бизнеса?
- Как улучшить модель для повышения эффективности обслуживания бизнеса?
- Насколько эффективны существующие ИТ – сервисы?
- Можно ли оптимизировать управление ИТ, персонал, политики и процедуры?
- Согласованы ли ИТ – инициативы с бизнес – целями организации?
- Как должны быть структурированы ИТ–функции для обеспечения их полноты, непротиворечивости, распределения ответственности и возможности оценки их выполнения?
Методология предусматривает следующую последовательность действий:
- выделение ключевых групп функций и определение их приоритетности по степени значимости с точки зрения интересов бизнеса;
- детализация состава функциональных групп до уровня состава команд их исполнения;
- объединение команд в структурные подразделения;
- определение структуры подчиненности сформированных подразделений
- определение основных процедур взаимодействия;
- разработка плана организационных мероприятий по переходу к новой модели управления (выходит за рамки настоящего проекта).
- Целевая классификация групп функций приведена на рис.5.7.
увеличить изображение Рис. 5.7.
- Перечень и логическая группировка функций ИТ-службы приведены в таблице 5.11.
Таблица 5.11.
| Функция
| Офис, принадлежность к группе функций
| Должность куратора (менеджера), ведущее подразделение,
| | | | Планирование построения и развития информационных систем
| Г-1
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития, сектор планирования, сектор управления инвестиционными проектами, сектор бизнес-архитектуры и интеграции
| Формирование и обоснование путей развития информационной структуры
| Г-1, Г-3
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития, сектор планирования, сектор бизнес-архитектуры и интеграции
Заместитель директора по эксплуатации, Отдел мониторинга и управления инцидентами, сектор управления качеством услуг
| Проектирование технологических процессов обслуживания абонентов
| Г-1
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития, сектор управления инвестиционными проектами, сектор бизнес-архитектуры и интеграции
| Проектирование процессов сбора информации, необходимой для принятия технических и управленческих решений
| Г-1, Г-2, Г-3
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития, сектор управления инвестиционными проектами, сектор бизнес-архитектуры и интеграции
Заместитель директора по эксплуатации, Отдел мониторинга и управления инцидентами, сектор управления качеством услуг
Отдел координации работы ИТ-служб, сектор управления развитием служб ИТ операционных компаний
| Организационное развитие ИТ-департаментов операционных компаний
| Г-2
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития, сектор стандартизации,
Отдел координации, сектор управления развитием служб ОК, сектор управления отчетностью и документированием
| Участие в процессах бизнес-планирования и бюджетирования Общества
| Г-1
| Заместитель директора по развитию, Отдел развития, сектор планирования
| Анализ требований департаментов к развитию информационных систем
| Г-1, Г-3
| Заместитель директора по развитию, Отдел развития, сектор бизнес-архитектуры и интеграции, сектор стандартизации, сектор поддержки новых технологий и услуг
Заместитель директора по ИТ-обеспечению качества услуг
| Технико-экономическая оценка проектов в части ИТ
| Г-1
| Заместитель директора по развитию, Отдел развития, сектор планирования
| Стандартизация бизнес-процессов
| Г-1
| Заместитель директора по развитию, Отдел развития, сектор стандартизации
| Аудит ИТ-систем в филиале и дочерних обществах
| Г-1, Г-2
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития, сектор стандартизации,
Отдел координации, сектор управления развитием служб ОК, сектор управления отчетностью и документированием
| Контроль исполнения плана и бюджета
| Г-1
| Заместитель директора по развитию,
Отдел развития ИС, сектор планирования
| Отчетность в соответствии с системой ключевых показателей
| Г-1, Г-2
| Заместитель директора по развитию
Отдел координации, сектор управления отчетностью и документированием
| Ведение репозитария ИТ-активов и мониторинг ТСО
| Г-1, Г-2, Г-4
| Заместитель директора по развитию,
Отдел развития ИС, сектор планирования
| Ведение реестра ИТ-услуг
| Г-1, Г-4
| Заместитель директора по развитию,
Отдел развития ИС, сектор стандартизации
Заместитель директора по эксплуатации,
Отдел технической поддержки
| Разработка системы ключевых показателей
| Г-1, Г-2, Г-3
| Заместитель директора по эксплуатации,
Отдел мониторинга и управления инцидентами, сектор управления качеством услуг
Заместитель директора по развитию
Сектор формирования технической политики и стандартизации
Сектор управления развитием служб ИТ операционных компаний
Сектор управления отчетностью и документированием
| Мониторинг качества процессов обслуживания
| Г-1, Г-2, Г-3
| Заместитель директора по эксплуатации,
Отдел мониторинга и управления инцидентами, сектор мониторинга, сектор управления качеством
Сектор управления развитием служб ИТ операционных компаний
Сектор управления отчетностью и документированием
| Переговоры с внешними поставщиками ИТ-продуктов и услуг
| Г-1
| Заместитель директора по развитию, Отдел развития, сектор по профилю продукта (услуги)
Заместитель директора по эксплуатации, сектор по профилю оборудования (ПО)
| Разработка функциональных ИС (технические требования, рабочее проектирование)
| Г-1, Г-4
| Заместитель директора по развитию, Отдел развития,
Заместитель директора по эксплуатации,
| Взаимодействие со службой безопасности в части вопросов информационной безопасности
| Г-4
| Заместитель Директора по эксплуатации, Отдел технической поддержки, сектор обслуживания сетевой инфраструктуры
| Закупка, ввод в эксплуатацию и ремонт вычислительной техники, сетевого оборудования и программного обеспечения для головного офиса
| Г-4
| Заместитель Директора по эксплуатации, Отдел технической поддержки, сектора по профилю закупок
Закупки (внешняя функция) -Управление по технике и развитию
| Развитие персонала, ИТ-обучение
| Г-1, Г-4
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития информационных систем
Сектор формирования технической политики, ИТ-обучения и стандартизации
Заместитель Директора по эксплуатации, Отдел технической поддержки, сектор по профилю оборудования (ПО)
| Поддержка пользователей головного офиса
| Г-4
| Заместитель Директора по эксплуатации, Отдел технической поддержки, сектор по профилю оборудования (ПО)
| Модернизация действующих ИС (оценка альтернатив, принятие решений, обоснование, реализация)
| Г-1, Г-4
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития, сектор бизнес-архитектуры и интеграции, сектор конвергентного биллинга, сектор стандартизации
Заместитель директора по эксплуатации
Отдел технической поддержки, сектор по профилю ПО
| Наращивание и развитие аппаратного комплекса ИС (оценка альтернатив, принятие решений, обоснование, реализация)
| Г-1, Г-4
| Заместитель директора по развитию, Отдел развития, сектор стандартизации
Заместитель директора по эксплуатации
Отдел технической поддержки, сектор по профилю оборудования
| Управление инвестиционными проектами
| Г-1
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития, сектор инвестиционных проектов
| Централизованное управление договорами и соглашениями
| Г-1, Г-2
| Заместитель директора по развитию
Отдел координации, сектор управления договорной деятельностью
| Разработка бизнес-архитектуры и моделей интеграции
| Г-1
| Заместитель директора по развитию
Отдел развиия, сектор бизнес-архитектуры и интеграции
| Разработка методологии внедрения и распространения новых продуктов и услуг
| Г-1
| Заместитель директора по развитию
Отдел развития информационных систем
| Предложения для ГО по развитию ИТ-среды операционной компании, обоснование инвестиций
| О-11, О-2
| Отдел развития ИС,
Сектор системных решений и интеграции
Сектор контроля инцидентов
Сектор контроля соответствия стандартам
| Разработка смет закупок и организационно-технических мероприятий операционной компании в части ИТ
| О-1
| Отдел качества, закупок, координации и отчетности
Сектор закупок
| Обсуждение и согласование решений в области технической политики, принятых главным офисом
| О-11, О-2, О-21
| Отдел эксплуатации и развития ИС,
Сектор системных решений и интеграции приложений
Сектор внедрения дополнительных услуг
другие сектора по профилю принимаемого решения
| Техническая эксплуатация технологического оборудования и программного обеспечения
| О-1
| Отдел эксплуатации и развития информационных систем
Сектор систем управления, сектор биллинга, сектор внедрения дополнительных услуг, сектор разработки и эксплуатации функциональных приложений
| Регистрация и учет оборудования, элементов сети и ИС
| О-1
| Отдел контроля качества, закупок, координации и отчетности
Отдел эксплуатации и развития ИС
Отдел обслуживания сетевых инфраструктур
| Разработка эксплуатационной документации и ее учет
| О-1, О-2
| Отдел контроля качества, закупок, координации и отчетности
Сектор подготовки отчетности, сектор соответствия контроля стандартам
Отдел эксплуатации и развития ИС
Отдел обслуживания сетевых инфраструктур
| Подготовка из ИБС отчетности по операциям по запросам подразделений (в т.ч. на основании жалоб абонентов)
| О-1, О-21
| Отдел контроля качества, закупок, координации и отчетности
Сектор контроля инцидентов, сектор подготовки отчетности
Отдел эксплуатации и развития ИС
Сектор внедрения дополнительных услуг
| Резервное копирование данных и программ
| О-1
| Отдел обслуживания сетевых инфраструктур
| Монтаж, наладка, запуск оборудования и ПО (хозяйственный способ)
| О-1
| Отдел обслуживания сетевых инфраструктур
| Участие в сдаче-приемке работ по монтажу, наладке и запуску оборудования и ПО, выполненных подрядным способом
| О-1
| Отдел обслуживания сетевых инфраструктур
| Профилактические работы
| О-1
| Отдел обслуживания сетевых инфраструктур
| Переговоры и контракты со сторонними поставщиками ИТ-продуктов и услуг
| О-1
| Отдел эксплуатации и развития ИС (по профилю поставок)
Отдел контроля качества, закупок, координации и отчетности
Сектор контроля соответствия стандартам
Сектор закупок
| Технический сервис информационных систем (обновление версий и т.п.)
| О-1
| Отдел эксплуатации и развития ИС
Отдел обслуживания сетевых инфраструктур
| Закупка расходных материалов
| О-1
| Сектор закупок
| Проведение мероприятий по обеспечению информационной безопасности в соответствии с едиными корпоративными требованиями к безопасности
| О-1
| Отдел эксплуатации и развития ИС
Отдел обслуживания сетевых инфраструктур
| Обучение и консультирование пользователей
| О-1
| Отдел эксплуатации и развития ИС (по профилю консультаций)
Отдел обслуживания сетевых инфраструктур (по профилю консультаций)
| | | | Подготовка отчетности в соответствии с принятыми регламентами
| О-1, О-2
| Отдел контроля качества, закупок, координации и отчетности
Сектор подготовки отчетности
Сектор контроля соответствия стандартам
| - Организационно-функциональная схема Управления ИТ головного офиса приведена на рис.5.8.
увеличить изображение Рис. 5.8.
- Ниже перечислены функции подразделений.
Функции сектора планирования:
- Планирование построения и развития информационных систем.
- Формирование и обоснование путей развития информационной структуры.
- Участие в процессах бизнес-планирования и бюджетирования.
- Технико-экономическая оценка проектов в части ИТ.
- Контроль исполнения плана и бюджета.
- Ведение репозитария ИТ-активов и мониторинг ТСО.
Функции сектора управления инвестиционными проектами:
- Проектная деятельность. Управление инвестиционными проектами.
- Оценка необходимых ресурсов.
- Управление рисками.
- Управление коммуникациями проектов.
- Контроль результативности, расходования ресурсов и показателей эффективности.
- Предпроектная деятельность.
- Анализ требований департаментов к развитию информационных систем.
- Планирование построения и развития информационных систем.
- Проектирование технологических процессов обслуживания абонентов.
- Проектирование процессов сбора информации, необходимой для принятия технических и управленческих решений.
Функции сектора разработки бизнес – архитектуры и интеграции приложений:
- Анализ требований департаментов к развитию информационных систем.
- Разработка бизнес-архитектуры и моделей интеграции.
- Модернизация действующих ИС (оценка альтернатив, принятие решений, разработка технических требований, обоснование).
- Планирование построения и развития информационных систем.
- Формирование и обоснование путей развития информационной структуры.
- Проектирование технологических процессов обслуживания абонентов.
- Проектирование процессов сбора информации, необходимой для принятия технических и управленческих решений.
Функции сектора поддержки новых технологий и услуг:
- Разработка методологии внедрения и распространения новых продуктов и услуг.
- Участие в разработках Отдела технической поддержки ИТ-среды (модернизация действующих ИС – оценка альтернатив, принятие решений, разработка технических требований, обоснование, реализация).
Функции сектора формирования технической политики, ИТ-обучения и стандартизации:
- Организационное развитие ИТ-департаментов операционных компаний.
- Анализ требований департаментов к развитию информационных систем.
- Стандартизация бизнес-процессов.
- Аудит ИТ-систем в филиале и дочерних обществах.
- Ведение реестра ИТ-услуг.
- Модернизация действующих ИС (оценка альтернатив, обоснование).
- Наращивание и развитие аппаратного комплекса ИС (оценка альтернатив, обоснование).
- Разработка системы ключевых показателей.
- Планирование и организация ИТ-обучения.
Функции сектора управления развитием ИТ – служб операционных компаний:
- Разработка системы ключевых показателей (для операционных компаний).
- Мониторинг качества процессов обслуживания (в части поддержки этих процессов ИТ).
- Организационное развитие ИТ-департаментов операционных компаний
- Аудит ИТ-систем в филиале и дочерних обществах.
- Проектирование процессов сбора информации, необходимой для принятия технических и управленческих решений.
Функции сектора управления договорной деятельностью:
- Централизованное управление договорами и соглашениями.
- Мониторинг жизненного цикла договоров (разработка, внутреннее согласование, согласование с клиентом/поставщиком, подписание, пролонгация, актирование результатов, расторжение).
- Контроль соблюдения графиков и календарных планов.
- Организация и проведение конкурсов.
- Подготовка отчетности по состоянию договоров.
Функции сектора управления отчетностью и документированием:
- Организационное развитие ИТ-департаментов операционных компаний.
- Аудит ИТ-систем в филиале и дочерних обществах.
- Подготовка и контроль отчетности в соответствии с системой ключевых показателей.
- Разработка системы ключевых показателей.
- Мониторинг качества процессов обслуживания (в части поддержки этих процессов ИТ).
Функции сектора мониторинга:
- Мониторинг качества процессов обслуживания (в части поддержки этих процессов ИТ).
Функции сектора управления качеством услуг:
- Мониторинг качества процессов обслуживания (в части поддержки этих процессов ИТ).
- Формирование и обоснование путей развития информационной структуры.
- Проектирование процессов сбора информации, необходимой для принятия технических и управленческих решений.
- Разработка системы ключевых показателей.
Функции сектора обслуживания информационных систем:
- Развитие биллинга.
- Внедрение и развитие конвергентного биллинга.
- Внедрение и развитие корпоративных информационных систем:
- систем финансового учета (SAP),
- систем кадрового учета и управления персоналом (SAP),
- финансового анализа (Hyperion),
- КСЭДО (Hummingbird).
- Поддержка унаследованных приложений (малых и средних систем управления).
- Организация ИТ-обучения по профилю ПО.
Функции сектора обслуживания сетевой инфраструктуры:
- Поддержки вычислительных сетей.
- Поддержка общекорпоративных служб и сетевых взаимодействий (системы электронного документооборота, порталы и интранет-приложения, e-learning и т.д..).
- Взаимодействие с корпоративными службами безопасности (в части технического обеспечения системной политики безопасности).
- Организация ИТ-обучения по профилю оборудования (ПО).
- Типовая организационная структура Департамента информационных технологий операционной компании приведена на рис.5.9.
увеличить изображение Рис. 5.9.
- Предлагаемое решение позволит:
- Обеспечить необходимый уровень централизации управления ИТ на корпоративном уровне.
- Обеспечить единообразное развитие и исполнение ИТ – стратегии, а также технической политики Компании.
- Обеспечить стандартизацию бизнес – процессов развития и использования ИТ в Головном офисе и операционных компаниях.
- Обеспечить сохранение целостности организационной структуры управления ИТ в условиях изменения состава решаемых задач.
|