Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности создания государственных унитарных предприятий и прекращение деятельности государственных унитарных предприятий.






В п.1 ст.20 Закона об унитарных предприятиях указано, что собственник имущества унитарного предприятия имеет право принимать решение о создании унитарного предприятия. Также п.1 ст.114 ГК РФ предусматривает создание унитарного предприятия только одним публичным собственником – Российской Федерации, ее субъектов или муниципальным образованием. Не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, (п.4 ст.2)[31]. Статья 8 Закона об унитарных предприятиях определяет перечень, при каких обстоятельствах унитарное предприятие может быть создано. Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законамиисключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости, производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятие.

Создавая унитарное предприятие, важно знать о законодательных принципах его функционирования.

В настоящий момент законодатель в п.1 ст.2 Закона об унитарных предприятиях предусматривает, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Ранее Гражданский кодекс РФ (п.7 ст.114) предусматривал возможность создания унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, другого унитарного предприятия (именуемого дочерним) путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение. Однако в связи с введением в действие со 2 декабря 2002г. Закона об унитарных предприятиях такая возможность уже отсутствует. В свою очередь, дочерние предприятия, созданные унитарными предприятиями до вступления в силу Законаоб унитарных предприятиях, подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона об унитарных предприятиях (п.3 ст.37). Внесены соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ (ст.48, 54, 113, 114, 115, 300). Таким образом, сейчас нет правовых оснований для создания холдинга на базе унитарных предприятий. В то же время Закон об унитарных предприятиях (ст.6) сохраняет необходимые предпосылки для участия унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях. Решение о таком участии может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия[32].

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то органом соответствующего публично-правового образования (в этой роли обычно выступают соответствующие отраслевые органы исполнительной власти).[33]

А.П. Сергеев считает, что предложения, относящиеся к учредительным документам предприятия также решение собственника о его создании, что не соответствует положениям ст.52 и 114 ГК, а также ст.9 Закона об унитарных предприятиях. Кроме того, решение собственника о создании предприятия - это документ, который наряду с уставом является обязательным для предоставления в регистрирующий орган и обеспечения процесса государственной регистрации предприятия (п.2 ст.10 Закона об унитарных предприятиях)[34].

По мнению Е.А. Суханова, для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником (или уполномоченным им органом)[35].

В уставе унитарного предприятия должны содержатся сведения: фирменное наименование унитарного предприятия; указание на место его нахождения; цели, предмет, виды деятельности; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовымзаконодательствоми иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; и иные сведения предусмотренныеЗаконом об унитарных предприятиях[36].

Так же, устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений, указанных вп.3 ст.9 Закона об унитарных предприятиях, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.

Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных вп.3 ст.9 Закона об унитарных предприятиях, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

Устав унитарного предприятия может содержать иные положения, не противоречащие законодательству, предусмотрено п.6. ст.9 Закон об унитарных предприятиях.

Унитарное предприятие, не являясь собственником своего имущества, не вправе свободно устанавливать порядок его использования.

Уставы предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, такжедолжны предусматривать сведения о размере уставного фонда, о порядке и источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли, а уставы казенных предприятий - сведения о порядке распределения и использования доходов[37]. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 августа 2005г. N 205«Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения» (далее - Приказ Минэкономразвития об утверждении Примерного устава государственного унитарного предприятия) утвержденПримерный устав федерального государственного унитарного предприятия.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование(п.1 ст.8 Закона об унитарных предприятиях)[38].

Учреждение унитарного предприятия, в принципе, как и любое юридическое лицо, обусловлено двумя событиями: подписанием учредительного акта, каковым является решение единоличного учредителя - собственника имущества о создании унитарного предприятия, и государственной регистрацией унитарного предприятия. Действия учредителя как юридические факты корпоративного права в совокупности с государственной регистрацией, являющейся фактом административного права, составляют юридический состав, порождающий возникновение нового субъекта гражданского права[39].

Положения п.1 ст.8 Закона об унитарных предприятиях определяют учредителей унитарных предприятий, случаи создания государственных (муниципальных) предприятий и казенных предприятий, особенности принятия решения об учреждении унитарного предприятия[40].

Прежде всего, процесс образования и деятельности юридического лица немыслим вне проявления воли определенной группы людей или даже одного человека, равно как он невозможен вне проявления в какой-либо форме государственной воли[41]. Из понимания юридического лица также следует вывод, что его создание есть следствие акта деятельности других субъектов, основанного на прямом или косвенном дозволении государства. Во всех правопорядках юридические лица возникают по воле их учредителей, под контролем публичной власти, которая следит за законностью их создания[42].

Действующее российское законодательство не определяет понятие учредителя, устанавливая лишь его права и обязанности по созданию юридического лица. Словари определяют понятие учредителя юридического лица как субъекта права (гражданина, юридическое лицо или публичное образование), принимающего участие в основании юридического лица и создании его активов, в том числе в подготовке его устава и заявки на регистрацию, а также в регистрации этого юридического лица, найме руководства и т.д[43].

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими их компетенцию[44].

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие учреждаются соответственно решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления, которым в соответствии с актами, определяющими статус этих органов, предоставлено право принятия такого решения.

Согласно п.8 ст.51 ГК, чтоунитарное предприятиесчитается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом (п.2 ст.3 Закон об унитарных предприятий).

Государственная регистрация унитарных предприятий осуществляется в соответствии с установленнымФедеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Законо государственной регистрации). Для государственной регистрации представляется решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления[45].

С целью использования некоторых видов деятельности, недостаточно государственной регистрации унитарного предприятия. Для того чтобы начать осуществлять виды деятельности являющихся лицензируемыми, то унитарное предприятие должно получить специальное разрешение – лицензию. Норма ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) предусматривает перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия. Не входившие в данный перечень, виды деятельности, осуществляются со дня вступления в силу Закона о лицензировании без лицензий.

Лицензия является специальным разрешением на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданным лицензирующим органом хозяйствующему субъекту[46].

Неделимость, цельность государственной или муниципальной основы, на которой осуществляется коммерческая деятельность унитарного предприятия, а также сохранение права собственности на имущество, закрепленное за ним, у его учредителя, определяют унитарную природу этого юридического лица, исключающую возможность участия при создании унитарного предприятия соучредителей как в лице государственных образований (РФ, субъект РФ), так и негосударственных структур (муниципальные образования, юридические лица, физические лица).Принцип же разграничения государственной и муниципальной собственности нашел свое отражение в п.4 ст.2 Закона об унитарных предприятий, согласно которому не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Пункт 5 ст.20 Закона обунитарных предприятий развил указанный принцип применительно к унитарному предприятию, установив, что правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут быть переданы другому собственнику[47].

На основании своего устава унитарное предприятие в лице единоличного органа управления (руководителя) выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав с учетом общих требований законодательства индивидуализирует юридический статус конкретной организации[48].

Следует обратить внимание на то, что в отличие от законодательства о хозяйственных обществах, прямо устанавливающего открытый, общедоступный характер учредительных документов таких юридических лиц, Закон об унитарных предприятиях не предусматривает обязанность унитарного предприятия предоставить свой устав для ознакомления " любому заинтересованному лицу". Однако это не означает, что устав унитарного предприятия не доступен для ознакомления. Копии учредительных документов содержатся в регистрационных делах юридических лиц, и ознакомление с ними производится в порядке, установленном ст.6 Закона о государственной регистрации.

Сведения о государственной регистрации содержаться в едином государственном реестре юридических лиц, открытыйдля всеобщего ознакомления. В статьях4-7 Закона о государственной регистрации установлены, принципы ведения государственного реестра, его содержание, порядок предоставления и условия получения сведений, содержащихся в государственном реестре.

Регистрирующий орган с момента государственной регистрации предприятия не позднее одного рабочего дня выдает (направляет) заявителю документ, свидетельствующийобстоятельство внесения записи в государственный реестр.

Статья 8 Закона о государственной регистрации предусматривает, чтогосударственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующие государственные орган, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ. Факт государственной регистрации завершает процедуру создания унитарного предприятия и означает возникновение нового юридического лица - полноправного субъекта гражданских правоотношений.

Пункты 1 и 2 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях предусматривают возможность:

а) ликвидации унитарного предприятия на добровольном решении собственника его имущества;

б) ликвидации такого предприятия на основании судебного решения (принудительная).

Основным отличием ликвидации унитарного предприятия от его реорганизации в предусмотренных законом формах заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, то есть перехода прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим субъектам. Поэтому при ликвидации унитарное предприятие прекращает свое существование в качестве юридического лица и, следовательно, в качестве участника гражданского оборота[49].

Общий порядок добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества регулируется ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и другими нормативными правовыми актами.

Инициатором добровольной ликвидации выступает собственник имущества. Добровольная ликвидация может быть проведена в связи с истечением срока, на который создавалось предприятие, когда достигнуты цели, ради которыхсоздавалось предприятие, когда цели невозможно достичь[50]. Согласно п.3 ст.61 ГК РФ любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениямизакона или иных правовых актов[51]. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8 предусматривает, что в случаях неисполнения указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, а не в ГК РФ, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта[52].

В соответствии со ст.62 ГК РФ и ст.35 Закона об унитарных предприятиях, назначается орган осуществляющий процесс ликвидации унитарного предприятия в соответствии с общим положением, является ликвидационная комиссия, к которой переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия создается учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. По согласованию с органом юстиции на основании распоряжения, в котором указываются порядок и сроки ликвидации предприятия.

Высший Арбитражный Суд РФ придерживается точки зрения, в соответствии с которой ликвидация юридического лица, проведенная с нарушением предусмотренного гражданским законодательством порядка, может быть признана незаконной даже после исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, исполнение в строгом соответствии с законом всех требований, предъявляемых при ликвидации унитарных предприятии, позволяет избежать негативных последствий незаконной ликвидации.

Обязанности ликвидационной комиссии прекращаются после внесения данных о прекращении предприятия в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном в ст.22 Закона о государственной регистрации.

Основная задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы завершить деятельность унитарного предприятия в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов и собственника его имущества.

Во исполнение этой задачи ликвидационная комиссия:

письменно сообщает в орган государственной регистрации и лицензирования о том, что государственное унитарное предприятие находится в процессе ликвидации;

опубликовывает в средствах массовой информации данные о ликвидации государственного унитарного предприятия, так же о порядке и сроке заявления требований кредиторами унитарного предприятия (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);

отправляет извещения в налоговую инспекцию, в банк, во внебюджетные фонды, в соответствующий центр занятости с приложением списка работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией;

проводит работу по выявлению всех кредиторов и дебиторов юридического лица и персонально в письменном виде уведомляет их о ликвидации, принимает меры к получению дебиторской задолженности.

Важность работы ликвидационной комиссии является составление промежуточного ликвидационного баланса.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, п.2 ст.63 ГК РФ. Окончательный ликвидационный баланс отражает данное имущество унитарного предприятия, с которым ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии с требованиями п.7 ст.63 ГК РФ. На данном этапе составления промежуточного баланса выясняется, хватит ли имущества для покрытия всех долгов.

Если выяснилась недостаточность имущества ликвидируемого предприятия для погашения всех требований кредиторов при утверждении промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом)[53].

Статья 63 ГК РФ содержит обязательное согласование промежуточного ликвидационного баланса органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.

В ст.35 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)) предусматривается, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве участвует представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия[54]. В роли такого представителя могут выступа РосимуществоРоссии, иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган.

Решением суда о ликвидации унитарного предприятия на его учредителей либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица[55].

Статья 35 Закона об унитарных предприятиях и ст.224 Закона о несостоятельности (банкротстве) предусматривают, что руководитель должника – унитарного предприятия должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом в предвидении банкротства при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих, что имущества данного юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

В подтверждение к сказанному можно привести пример из судебной практике. Так Арбитражный суд Республики Татарстан, рассмотрев дело № А65-18400/2012 вынес Решение от 24.09.2012, где удовлетворил заявление Государственного унитарного предприятия «Татинвестгражданпроект» г.Казань о признании Муниципального унитарного предприятия «Управление капитального строительства Бугульминского района РТ» г.Бугульма несостоятельным (банкротом)ссылаясь на то, что Муниципальное унитарное предприятие имея большие задолженности перед кредитором (являясь неплатежеспособным) и находится в стадии ликвидации.

Как уже говорилось ранее, после внесения данных о прекращении предприятия в единый государственный реестр юридических лиц – ликвидация унитарного предприятия считается законченной.

Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с гражданским законодательством России, такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида.[56]

Любое социальное образование, которое является субъектом права, обладает

двумя важными свойствами: правоспособностью и дееспособностью[57].

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал