Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физической культуры как отрасли научных знаний






ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ

И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТРАСЛИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

 

Курс «Менеджмент физической культуры и спорта» является одной из профилирующих дисциплин обще­профессионального цикла, изучаемого в физкультурных ву­зах. Он направлен на формирование у студентов научного мировоззрения, вооружение их современными знаниями в области управления процессом развития физической культу­ры и спорта, овладение навыками организаторской деятель­ности.

Менеджмент органически связан со многими науками гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов. Система философских, экономических и социально-политиче­ских наук составляет теоретическую и методологическую базу теории и практики менеджмента в обществе.

Разработка теоретических и практических проб­лем управления является сегодня актуальным вопросом раз­вития общества.

Все сказанное в равной мере относится и к управлению физической культурой. Разнообразные социально-педаго­гические процессы в сфере физической культуры могут осуществляться только при наличии налаженной системы управления. Управленческая деятельность обеспечивает ор­ганизованность и порядок, необходимые для нормального функционирования и развития любой физкультурной орга­низации. Физическая культура, как отрасль народного хо­зяйства, в современных условиях отличается сложностью, многообразием, динамичностью, требует более совершенных методов управления, новых подходов.

Современный руководитель в своей деятельности встре­чается с задачами, ответы на которые порой невозможно найти в прошлом историческом опыте нашей страны, других стран, нельзя руководить исключительно на основе личного опыта и интуиции. Только подготовленность, знание теории социального управления, форм и методов организационной деятельности, правового и экономического обеспечения по­зволит руководителю любого ранга практически реализовать общие теоретические принципы в своей конкретной практиче­ской деятельности.

Необходимо определить соотношение понятий «управле­ние» и «менеджмент».

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» может быть сформулировано следующим образом:

1) понятие «управление» используется для характери­стики специфической деятельности человека в неживой и живой природе, а также в социальной жизни, и потому оно шире понятия «менеджмент», которое применимо только для обозначения управленческой деятельности в социальной жизни;

2) понятие «управление в физической культуре и спорте» призвано характеризовать специфическую дея­тельность человека в трех основных сферах — неживой природе, живой природе и социальной жизни,

3) понятие «менеджмент в физической культуре и спорте» точнее всего использовать для обозначения «внут­рифирменного» управления деятельностью разнообразных и разнохарактерных физкультурно-спортивных организа­ций в условиях формирования и развития рыночных отно­шений.

Менеджмент физической культуры как научная и учебная дисциплина также опирается на достижения ряда дисциплин:

теория физической культуры — дает исходные понятия, определяет место и значение физической культуры в жизни общества, характеризует систему физического воспитания и раскрывает основные направления использования физиче­ской культуры (общая, профессионально-прикладная физиче­ская культура, спортивная тренировка, физическая культура различных контингентов населения);

история физической культуры — дает знания о развитии различных систем физической культуры, спорта высших до­стижений, олимпийского движения, причины создания, разви­тия и изменения органов управления физической культурой на разных исторических этапах;

 


 

педагогика и психология — дают необходимые знания для управления в области физической культуры и спорта, так как объектом социального управления является человек;

спортивно-педагогические дисциплины — дают возмож­ность конкретнее узнать содержание деятельности непосред­ственного объекта управления: спортивных команд, физкультурно-спортивных организаций, спортивных секций и т. д.

Менеджмент в области физической культуры — специ­фическая составная часть общей теории менеджмента. Она развивается как самостоятельная учебная и научная дисцип­лина.

Предметом менеджмента физической культуры служат, прежде всего, принципы организации систем управления, а также закономерности их функционирования. Она изучает всю совокупность социально-экономических, организацион­ных, правовых, социально-психологических и иных взаи­моотношений между людьми, возникающих в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Данная дисциплина изучает технологию управленческого труда — технику, формы и методы работы управленческого аппарата.

Важное значение имеет четкое представление не только о предмете науки, но и о методах (приемах, способах), которы­ми она пользуется при изучении своего предмета. Методы исследования, применяемые в теории менеджмента физиче­ской культуры и спорта, предопределены существованием общих методов, применяемых в социальном управлении.

Методы исследования в менеджменте следующие: исто­рический метод, метод наблюдения, метод изучения доку­ментов, метод опроса, метод социального эксперимента, системный анализ, организационный диагноз, операционное описание, проектирование.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал