Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дуговая эластичность спроса






Существует и такое понятие — дуговая эластичность спроса.

Она используется, если невозможно определить какое из значений спроса начальное Пример в таблице

 

Q спроса Р Общая выручка TR Е Оценка эластичности
         
      2000: 1 =3 6000/2 9/2 Эластичность
      3000: 1= 1, 91 11000/2 7/2 Эластичность
      4000: 1 = 1, 11 18000/2 5/2 Эластичность
      5000: 1 = 0, 56 27000/2 3/2 Неэластичность

 

определяется по следующей формуле:

Дуговая

эластичность спроса = Изменение объема спроса: Изменение цены

Средний объем спроса Средняя цена

 

Построим кривую спроса и отметим отрезки эластичного и неэластичного спроса.

Ниже построим кривую общей выручки.

 

Если спрос эластичен, как, например, на отрезке от 5 до 4 дол. на рисунке А, то коэффициент эластичности выше 1 и изменение цены приведет к изменению суммы общей выручки в противоположном направлении. И наоборот, если спрос неэластичен, как на ценовом отрезке от 2 до 1 дол. на рис. А, цена и общая выручка будут изменяться в одном и том же направлении.

Закон дуговой эластичности: В случае изменения цены и общей выручки в противоположных направлениях спрос эластичен. И наоборот, если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, то спрос является неэластичным.

 

3.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность.

На эластичность спроса влияют следующие факторы:

* наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше у покупателя возможностей отказаться от приобретения конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;

* удельный вес в бюджете потребителя – чем больше удельный вес товара в бюджете, тем эластичность спроса выше.

* время. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном;

* значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. При повышении цен можно отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократятся затраты на хлеб, масло и молоко;

* доступность товара и услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на этот товар, В условиях дефицита потребитель лишен возможности выбора и вынужден приобретать товар по сложившейся на данный момент цене;

* степень интенсивности потребности, удовлетворяемой данным товаром или услугой. Если потребность в каком-либо товаре очень высока, то цена несущественно сказывается на объеме его потребления. Так, потребление хлеба и соли заметно не изменится, если произойдет повышение цен на эти товары.

Причиной изменения спроса на какой-либо товар может быть изменение цены другого товара.

Перекрестная эластичность спроса показывает, как изменяется спрос на один товар в результате изменения цены другого товара. Как уже отмечалось выше, связь между ценой на один товар и спросом на другой у взаимозаменяемых товаров прямая, а у взаимодополняющих — обратная.

Перекрестную эластичность спроса можно определить с помощью соответствующего коэффициента, который показывает, на сколько процентов изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

 

Еп = DQА / QА средняя: DРВ / РВ средняя

 

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и, соответственно, как изменение цены на один из них отразится на спросе на другой. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию. Практическое значение эластичности спроса по доходу состоит в том, что она позволяет определить перспективы развития различных отраслей экономики.

Теория эластичности спроса имеет практическое значение для принятия решений об уровне и изменении цен на основе влияния эластичности спроса на величину выручки продавца.

1)Увеличение цены на товар не всегда означает рост выручки от его продажи: сокращение спроса может быть настолько значительным, что общая выручка понизится. И наоборот, в ряде случаев снижение цены может вызвать такой рост спроса, что суммарная выручка увеличится.

2) при эластичном спросе суммарная выручка изменяется в направлении, обратном изменению цены. При неэластичном спросе суммарная выручка изменяется в том же направлении, что и цена. В случае со спросом единичной эластичности изменение цены не отразится на суммарной выручке.

3) При эластичном спросе снижение цены за единицу продукции ведет к росту общей выручки: удешевление товара стимулирует его продажу, причем выигрыш, получаемый от увеличения объема продажи, перекрывает потери от снижения цены.

4) Повышение цены ведет к уменьшению общей выручки, так как выигрыш от роста цены оказывается меньшим» чем потеря выручки, связанная с одновременным сокращением продажи. Таким образом, если спрос эластичен, то цена и выручка изменяются в противоположных направлениях.

 

 

3.3 Эластичность предложения и факторы, ее определяющие.

Эластичность предложения измеряет степень чувствительности поставщиков товаров к изменению цен.

Еs = DQ/DP

Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем изменилась цена. (при Еs> 1) Предложение неэластично, если его изменение меньше, чем изменение цены (Es< 1).

Факторы, влияющие на эластичность предложения

- резервы производственных мощностей;

- уровень товарных запасов;

- количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал