Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпочтения потребителя и их оценка. Кривые безразличия.






В экономической теории существует два подхода к оценке полезности. Первый (кардиналистский) считает, что потребитель может количественно определить величину полезности, приносимую благом. Поэтому общая полезность принимает вид функции полезности от объема благ U=f(X), где X=(X1, X2, …Xn) набор товаров 1, 2, …n

Второй подход (ординалистский) считает, что не представляется возможным количественно измерить полезность, поэтому предлагает оценивать полезность на основании предпочтения потребителем одного набора благ по сравнению с другим, т.е. U(X1) > U(X2)

Предпочтительнее те наборы благ, которые имеют более высокий уровень полезности для потребителя с его субъективной точки зрения.

Ординалистский подход опирается на понятие кривых безразличия. Для того, чтобы понять как они строятся, предположим существование всего двух товаров. Пусть потребитель выбирает первый из них в количестве q1, а второй – в количестве q2. Тогда набор (q1; q2) определит потребительскую корзину, включающую то или иное количество первого и второго товаров и обладающую некоторым качеством, которое можно измерить. (Если наборы пищевые, то таким качеством будет калорийность набора или содержание витамина С; для обуви – срок носки и т.д.).

Каждой потребительской корзине соответствует некоторое число U, называемое полезностью. Таблично при функции полезности, имеющей вид U=q1× q2, это можно изобразить так:

q1 q2          
           
           
           
           
           

q2
Соединяя точки с одинаковым значением полезности, получаем карту безразличия потребителя (рис. 3).

 
 

 


Рис. 3

Совокупность потребительских корзин, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения, то есть имеющих одинаковую для него полезность, называется кривой безразличия.

Свойства стандартных кривых безразличия следующие. Во-первых, кривая безразличия не может иметь участки возрастания. Во-вторых, кривые безразличия с разным уровнем полезности никогда не пересекаются. В-третьих, кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товара. И, наконец, кривая безразличия выпукла к началу координат и предельная норма замещения (наклон кривой безразличия) уменьшается при движении по кривой безразличия сверху вниз.

Предельная норма замещения (MRS) - количество товара q2, от которого потребитель должен отказаться, чтобы получить еще одну единицу товара q1, оставаясь при этом на той же кривой безразличия. Она равна

MRS = - ∆ q2 /∆ q1.

Пусть функция полезности имеет вид: U=q1× q2. Будем рассматривать уровень полезности U= 60. Пусть q1 = 1; q2 = 60.

 

q1            
q2            

M RS 30 10 5 3 2

При увеличении q1 на единицу мы можем уменьшить q2 на 30 единиц и при этом остаться на том же уровне полезности. (Но с каждой единицей q1 нам все труднее отказаться от q2).

Геометрически предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона отрезка АВ к горизонтальной оси. При движении вдоль кривой норма замещения убывает, следовательно, убывает угол. А это означает, что кривая безразличия является выпуклой в сторону начала координат (рис. 3).

q2
Если величины приращений q1 и q2 взять бесконечно малыми, норма замещения перейдет в предельную норму замещения (MRS) – это норма замещения в данной точке кривой безразличия (рис. 4). В силу того, что при бесконечно малых приращениях q1 и q2 хорда превращается в касательную, предельная норма замещения равна тангенсу угла касательной к оси q1.

       
 
   
 

 

 

 

 


Рис. 3 Рис. 4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал