Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для самостоятельной работы обучающихся






Конституционное (государственное) право Российской Федерации как отрасль занимает ведущее место в правовой системе страны. Это вытекает из характера регулируемых им общественных отношений, его источников, норм и форм их выражения. Конституция, являясь основополагающим источником права, отражает баланс интересов социально-политических сил в обществе. Конституции должны соответствовать и не противоречить, все иные нормативные правовые акты и договоры, действующие в России.

Изучение курса «Конституционное право» дает возможность усвоить фундаментальные конституционные принципы, ознакомиться с процедурами, стадиями, важнейшими процессуальными формами законотворческой, контрольной и иной государственной деятельности. Овладение навыками работы с текстами Конституции, законов, регламентов и иных нормативных источников призвано не только привить студенту необходимые профессиональные качества, но, прежде всего, сформировать правосознание и правовую культуру, основанные на верховенстве закона, приоритете и гарантированности прав человека, принципе разделения государственной власти, федерализме.

Исходя из этого, основными задачами данного курса являются: изучение основ конституционного строя, института прав и свобод человека, конституционной системы органов власти российского государства, а также ознакомление как с теоретическими основами конституционного права России, так и с правоприменительной конституционно-правовой практикой.

 

Тема 1. Источники конституционного права России

1. Вопрос об источниках конституционного права далеко не так прост, как это кажется на первый взгляд. Некоторые ученые, специалисты в области конституционного права, считают, что к источникам конституционного права следует относить конституцию, законы, другие нормативные правовые акты, договоры и соглашения. Высказывается мнение, что в число источников конституционного права должно включаться естественное право («если закон противоречит естественному праву, он ничтожен»). В ряде случаев в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины.

Какого мнения придерживаетесь Вы о составе и иерархии источников конституционного права?

2. В каждом государстве существует своя система источников конституционного права. Она обычно включает конституцию, законы, другие нормативные правовые акты, конституционно-правовые обычаи, договоры. Вместе с тем этой системе, по мысли ряда юристов, свойственны особенности, которые позволяют говорить о ее самобытности.

Какова специфика системы источников конституционного права России, в чем выражается множественность их форм, приоритетность и нетрадиционность?

3. На практике в понятие «законодательство» часто вкладывается различное содержание. Это – совокупность законов, принятых парламентом, либо весь массив действующих в стране нормативных правовых и нормативных актов.

Какой смысл вложен в это понятие Конституцией России? Как Вы считаете, есть ли в Конституции Российской Федерации нормы, позволяющие уточнить позицию законодателя в этом вопросе? Изложите свою точку зрения на понятие «законодательство», определите предпочтения и сформулируйте аргументы в пользу избранной Вами точки зрения. Какое практическое значение имеет данное понятие?

 

Тема 2. История конституционного развития России

1. Большинство юристов и историков утверждают, что первые шаги на пути становления конституционализма Россия сделала в начале XX в., если, как указывает, например, С.А. Авакьян, «исходить из того, что конституционализм связан с документами, которыми закрепляются:

а) основы конституционного строя государства;

б) система государственной власти;

в) свобода политической деятельности и общественных объединений;

г) общие основы положений всех граждан (а не отдельных их групп), в том числе их личной и политической свободы».

Какого мнения о времени зарождения конституционализма в России придерживаетесь Вы? Как Вы думаете, почему идеи и проекты Сперанского М.М., Новосильцева Н.Н., Пестеля П.И., Муравьева С.И. не были реализованы?

Выскажите свои соображения по поводу конституционного строя дореволюционной России и причинах отсутствия до 1918 г. Конституции страны.

Как Вы считаете, какая из советских конституций была в наибольшей степени идеологизирована и имела открыто классовый характер? Докажите это и приведите конкретные примеры из текста этой конституции.

 

Тема 3. Конституционные реформы в России 1990–1993 гг.

В основу общей концепции конституционных реформ были заложены идеи демократии, усиления федерализма и др. В 1990–1993 гг. было разработано большое количество проектов новой Конституции Российской Федерации. Однако, именно вынесенный на референдум 12 декабря 1993 г. проект Конституции получил, как известно, необходимое число голосов.

1. Подготовленные в этот период проекты Конституции отличались один от другого, в частности, по идеям о типе республиканской формы правления в стране, о роли парламента и президента в системе разделения государственной власти и т.д.

Почему, на Ваш взгляд, в Российской Федерации возобладала концепция, в соответствии с которой в России сохранялась республиканская форма государственного правления, был учрежден высший законодательный представительный орган – Федеральное собрание (парламент) России, а также был введен пост Президента как главы государства? Ввиду наличия в Российской Федерации системы «сдержек и противовесов», а также функционирования принципа разделения государственной власти определите, к какому типу государства относится Российская Федерация с точки зрения соотношения объема полномочий Президента и парламента. Приведите аргументы и примеры в пользу своей точки зрения.

Объясните, почему для принятия новой Конституции понадобилось проведение референдума?

 

Тема 4. Порядок принятия новой и способы изменения действующей Конституции Российской Федерации

1. В мировой практике существует целый ряд способов принятия конституции, внесения в нее поправок, изменений и дополнений. Процедура внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации включает в себя ряд приемов, которые преследуют цель обеспечить стабильность и незыблемость конституционного строя.

Проанализируйте положения гл. 9 Конституции РФ и объясните, почему установлены различные варианты порядка внесения изменений в Конституцию. Изложите свое мнение о различных процедурах и различных способах изменения гл.гл. 1, 2, 9 и гл.гл. 3–8 основного закона России.

 

Тема 5. Юридические свойства Конституции России

1. Известно, что юридические свойства Конституции – это основные юридические характеристики, отличающие ее от иных нормативных правовых и нормативных актов, действующих в стране. Однако в связи с тем, что Конституция Российской Федерации 1993 г. предусматривает принятие федеральных конституционных законов, возникают вопросы: что представляют собой эти законы, можно ли их считать
частью Конституции или естественным ее продолжением?

С одной стороны, есть мнение, что федеральные конституционные законы принимаются для того, чтобы образовать вместе с основным законом так называемую «большую Конституцию». С другой стороны, федеральные конституционные законы занимают всего лишь особое место в системе конституционно-правовых источников, но «по отдельному кругу вопросов федеральные конституционные законы вряд ли можно поднимать до уровня Конституции».

Каково Ваше мнение на этот счет? Проанализируйте существующие точки зрения по этому поводу, выявите их достоинства и недостатки. Свой вывод аргументируйте.

2. С юридическим верховенством Конституции связана одна из самых сложных проблем в конституционном праве. Разберитесь в сущности этой проблемы и дайте ответ на следующие вопросы:

Как Вы считаете, могут ли федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты развивать положения Конституции?

Могут ли эти правовые акты предусматривать что-то новое, содержать в себе правовые новеллы, если основополагающие общественные отношения уже урегулированы Конституцией?

Как Вы считаете, можно ли другим конституционно-правовым актом урегулировать те общественные отношения, которые не вытекают из самой Конституции?

3. Статья 35 ч. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Право частной собственности охраняется законом».

Какое юридическое свойство Конституции, на Ваш взгляд, обеспечивается и интерпретируется данной нормой?

Как Вы думаете, почему к юридическим свойствам Конституции относится особый порядок ее принятия и изменения? В чем он, на Ваш взгляд, выражается?

 

Тема 6. Конституционные правовые характеристики (признаки) государства в Российской Федерации

1. Конституция определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.

Проанализируйте приведенные определения. Являются ли такие определения государства, как «социальное», «правовое» объективными? Если нет, то почему.

2. Общепризнано, что Конституция должна отражать в своем содержании все то реальное, что достигнуто государством и обществом к моменту ее принятия в различных областях жизни.

Нашло ли отражение в Конституции Российской Федерации все то, что является результатом развития Российского государства и общества к моменту ее принятия? Свою позицию аргументируйте.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал