Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История формирования и развития государственно-правовой мысли в Украине.






Становления и формирование политической и правовой мысли в Украине имеет свою историю, и происходило в сложных условиях. Особенность и своеобразность развития политико-правовой мысли в Украине обусловлено рядом причин, среди которых в первую очередь необходимо выделить, во-первых:

˗ отсутствие длительный период собственной государственности;

˗ особенностями характера политической власти, под которой находились в различные периоды времени те или иные части территории Украины и установленных этой властью отношений.

Второй важной особенностью развития политико-правовой мысли в Украине есть то, что, несмотря на свой достаточно высокий уровень, политико-правовые взгляды не представляли собой систематизированных исследований, длительное время они носили фрагментарный характер и первоначально, развивались в контексте или обще философской проблематики, или в рамках исторических и этнографических исследований.

Третьей важной особенностью развития политико-правовой мысли в Украине есть то, что место центральной проблемы всех научных изысканий занимает проблема национально-государственного возрождения украинского народа, поиск и обоснование наилучших форм государственности. Что же касается собственно проблем осмысления и развития права, то в силу приоритетности вопросов национально-государственного самоопределения они оказываются на периферии внимания крупных ученых.

Поворотный момент в становлении юридической науки в собственном смысле и первые попытки систематического изучения государственно-правовых проблем связаны с появлением в Украине высших учебных заведений, Львовского университета в 1661 г., Харьковского ˗ 1805, Киевского ˗ 1834 г., Новороссийского ˗ 1865 г. Хотя следует отметить, что практически до второй половины 19 ст. политико-правовая мысль на юридических факультетах этих учебных заведений, в основном, развивалась в рамках официальной российской или австро-венгерской юридической доктрины.

5.1. Философско-правовое учение Г. Сковороды.

Одним из первых, в Украине, разработку отдельных аспектов правовой проблематики на философском уровне предпринял классик отечественной философии Григорий Савич Сковорода [(3.12. 1722 ˗ 9 11. 1774) в с. Чернухи Полтавской обл., учился в Киево-Могилянской академии, слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким и еврейским языками. С 1759г. в течении 10 лет преподавал в Харьковском коллегиуме..

Разработка правовых проблем Сковородой велась в рамках естественно-правовой доктрины, хотя он и не использовал соответствующую терминологию. Естественное право рассматривается им, как морально-ценностный регулятор. Право с. т.з. Сковороды имманентно присуще природе человека и выражает меру его свободы не столько внешне, как внутренне. Поэтому право как регулятор общественных отношений обязательно включает в себя морально-ценностную составляющую бытия человека. Человек рассматривается как моральная и одновременно правовая, автономная личность. Концептуальное значение для понимания права и автономности личности, в учении Сковороды имеют идея «сродности» и природного равенства людей.

Идея равенства анализируется мыслителем в двух аспектах:

˗ как равное неравенство, смысл, которого, состоит в том, что все люди будучи равными по природе, как представители одного рода, обладают при этом различными природными способностями;

˗ неравное равенство. Смысл последнего в том, что, несмотря на различные природные способности, все люди в равной степени имеют равную возможность их полностью реализовать через «сродный труд». «Меньший сосуд, ˗ говорит Сковорода, ˗ менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный».

«Сродность» понимается как природная предрасположенность к определенному, какому либо виду деятельности и рассматривается мыслителем как промежуточное положение между естественным и действующим правом. Т.е. «сродность» представляет собой такое состояние, при котором морально-ценностные представления индивида объективируются в конкретные поведенческие акты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал