Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование антропологии в век Просвещения

 

Век Просвещения (XVIII) и его принципы. " Век Просвещения" (XVIII в. - назвал И. Кант) Начало Славная революция 1688 г. в Англии (мирного свержения Якова II Стюарта переход реальной власти к парламенту и установление религиозной терпимости), достиг пика во Франции, а окончился с Французской буржуазной революции 1789 г.

Дух времени в основном воспроизводит Возрождение).

1. Исторический оптимизм. Интеллигенция - властитель дум. Все поддается познанию. Вся история - непрерывное восхождение человечества благодаря разуму. Нет места божественном - первопричинами прогресса " нравы и дух народов".

2. Интеллектуализм и просветительство. Инструмент прогресса - разум, интеллект.

3. Сенсуализм. Идеи Бэкона (эмпиризм) развил Джон Локк (1632 - 1704). Выводил все знания из опыта, через чувства, ощущения. Эмпиризм приобретал у него форму сенсуализма. Он считал, что при рождении человека его сознание представляет собой tabula rasa (чистый лист), а знание отпечатывается на нем из жизненного опыта, благодаря воздействию внешней среды, в результате ощущений (отражения) и операций ума. Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении. Локк не верил в интуицию и врожденные идеи.

4. Критическое познание. Рационализм Декарта также получил развитие. Шотландец Д. Юм (1711 - 1776) достоверной считал только математику. Все остальное – из опыта. Опыт - поток субъективных ощущений – но существуют ли реально предметы (явления) (это агностицизм '). Практику Юм ставил во главу угла (утилитаризм). Кант же (1724 - 1804) в " Критике чистого разума" постулировал объективное существование мира, но считал, что они недоступны познанию (трансцендентны ').

5. Освобождение от религии. Мир из созданного Богом превращался в производное ума каждого отдельного человека (солипсизм – как у Декарта) (Кант). Юм же вообще отверг учение о Боге и признал влияние религии на нравственность и политику вредным.

6. Философский натурализм. Человека – часть природы. Механизмы, действующие в природе (рост, питание, дыхание, способ размножения и проч.), распространяются и на человека. Значит, можно говорить о " природе вещей" в принципе. Получает развитие идея о " естественном праве", " естественной морали", " естественной религии". Напрашивается мысль обнаружить эти вещи у дикарей (т.е. у людей, приближенных к природе).

Локк - суверенитет не в государстве, а в народе, а государство верховенствует, если только оно ограничено гражданским и " естественным" законом. Если же оно нарушает естественное право, то революция - даже не право, а обязанность граждан. В числе неотчуждаемых прав человека Локк числил право на частную собственность, на чем построена европейская цивилизация (в отличие от восточных).

7. Тяга к свободному рынку. Разновидность естественного права - невмешательство государства в экономические отношения людей, основанные на свободном рынке (Адам Смит 1723 - 1790,).

8. Психический эгалитаризм: равенство людей. Все люди схожи по своим естественным (природным) качествам между собой. При рождении сознание - чистая доска (у всех). Причина неравенства умов - разница в обучении". Надо дать всем хорошее обучение.

9. Психический эгалитаризм: равенство народов. Человеческие группы имеют равные духовные способности. Различия достижений народов зависят от различий природной среды (географический детерминизм). Д. Вико (1668 - 1744) - " Принципы новой науки об общей природе наций" (1725) - природа всех наций одна, все культуры сложены из одних и тех же элементов, поэтому люди одной культуры и эпохи понимают людей из других. Все регулярности общественной жизни вызваны едиными естественными законами (универсализм). Вся история движется по естественному циклу - от варварства к цивилизации через ряд стадий: сакральную, героическую и гуманную – а потом обратно.

Французский юрист и писатель Монтескье (1689 - 1755) - " Дух законов" (1748). Природа и общество подчиняются единым закономерностям. " Законов природы" действующие на человека. Это стремления 1) жить в мире, 2) добывать пищу, 3) общаться (сексуально и дружественно), 4) достигать общественного статуса. Это основа взаимоотношений людей, исходя из которой создаются законы.

10. Идея расового превосходства европейцев. Не все признавали всеобщее равенство психики. Расхождение было по вопросу о расах (все исходили из превосходства белых).

Придерживающиеся (моногенеза), считали что негры и китайцы - это результат дегенерации белых (Кант). Исправить положение невозможно. Неудачники навеки дегенераты.

Другие придерживались полигенеза ( Юм и Вольтер), усматривая подтверждение в психических различиях рас. Вольтер: негры менее интеллигентны: " Если их понимание не отличается от нашего, оно, по крайней мере, далеко позади. Они неспособны к любому крупному применению идей или их ассоциации...". Юм утверждал:

" Не было цивилизованной нации другого цвета кожи, чем белый, ни даже отдельного индивида, выдающегося в деяниях или мышлении. Нет своих производителей среди них, нет искусств, нет наук... Такое единообразие и постоянное различие не могло бы случиться в столь многих странах и веках, если бы природа не сделала изначального различения меж этих племен человечества".

11. Гуманитарное познание. Вико стоял особняком среди Просветителей, отвергая единство природы и культуры. Его " новая наука" - это не физика и математика, а история и филология. Физические законы - от Бога, неизменяемы и необъяснимы, а законы человеческие созданы нами, нами же изменяются, и их можно понять (зерно разделения на гуманитарные и естественные науки). Но также понять культуру не так просто. У всякой нации есть свой язык, свои символы, мифы. Чтобы понять культуру народа, надо войти в его внутренний мир. Необходимо (помимо индукции и дедукции) реконструктивное воображение, восстанавливающее по чужим символам и мифам понятные идеи и мотивы (обоснование сравнительной лингвистики, сравнительной социологии - и путь к антропологии как сравнительному народоведению).

б) Формирование социокультурной традиции

4. Место Руссо в развитии антропологии. Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) " Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей" (1755); цивилизация (науки, искусства, социальные институции) развратила людей и что естественный (первобытный) человек морально выше и лучше. «Руссо хочет заставить человека ходить на четвереньках" (Вольтер). Руссо выступил с критикой европейской цивилизации, противопоставив " естественное состояние" до возникновения " общественного неравенства".

" Мы приходим к выводу, что блуждая в лесах без промыслов, без языка, без оседлости, без войн и общественных связей, нисколько не нуждаясь в себе подобных и не имея надобности вредить им, не зная даже, быть может, никого из них в отдельности, мало волнуемый страстями и довольствующийся самим собой, он испытывал только истинные потребности... Не было ни воспитания, ни прогресса. Поколения сменялись, но все оставалось по-старому, и каждое начинало сызнова путь, пройденный предком..." (Руссо 1967: 64).

" Естественное состояние - " золотой век" - " добродетельный дикарь". Отказу от цивилизации с ее неизбежными пороками - руссоизм. Реальных материалов о первобытности Руссо не использовал, сравнительным анализом культур не занимался.

Провозвестник социализма. Он выводил эти требования именно из осмысления первобытного общества, затем марксисты коммунизм как повторение (по спирали) первобытности. Вольтер справедливо замечал, что первобытный человек не был одиноким лесным бродягой. Человек - общественное животное, он всегда жил в обществе.

Вклад Лафито в развитие антропологии. В 1724 г. Иезуит-миссионер Жозефа-Франсуа Лафито (1670 – 1740) через 5 лет у ирокезов издал: " Нравы американских дикарей в сравнении и нравами древних времен".

" Я не удовольствовался тем, чтобы изучить характер дикарей и разузнать об их нравах и обычаях. Я искал в их обычаях и нравах следы самой отдаленной древности. Я тщательно читал тех древних авторов, которые писали о нравах, законах обыкновенных народов, знакомых им. Я проводил взаимное сравнение этих обычаев и признаюсь, что если старые авторы дали мне возможность подкрепить некоторые счастливые предположения относительно дикарей, то обычаи дикарей помогли мне легче понять некоторые обычаи, описанные у старых авторов, и лучше их объяснить".

Лафито принято считать " отцом сравнительного метода в антропологии".

Идея развития и понятие культуры. Сравнительный анализ народов - это основная задача антропологии. Из любого такого сопоставления непременно возникает идея изменения, которая в эпоху Просвещения трактовалось как развитие, или - прогресса, или, наоборот, - регресса, дегенерации.

а) Идея прогресса. Представление о прогрессе отчетливо сформировалось только к концу эпохи Просвещения. Изменения объяснялись естественными законами (не Богом). Интерес передвинулся с деяний «героев» на трансформации культуры (с истории событий на историю структур). Первый пример: " Опыт о нравах и духе наций" (Вольтер, 1745). Вывод: У людей слишком много предрассудков и глупости, а разум - удел немногих. Нечего ожидать реформ " сапожников и кухарок". Реформы - дело королей, но просвещенных, а забота философов - их просвещать.

Эдема Фергесона (1723 – 1816) выделил 3 стадии: дикость - варварство - цивилизация. Критерии - формы хозяйственной деятельности и собственности. Он также сопоставил отсталые народы с первобытной древностью Европы и установил их стадиальное единство: " мы видим, как в зеркале, черты наших собственных предков". Тем самым он первым дал идею сравнительно-исторического метода.

б) Понятие " культура", фундаментальное для антропологии. До эпохи Просвещения термин " культура" употреблялся обычно с дополнениями: " agricultura " (" агрикультура" - обработка полей), " cultura animi " (" культура души" - обработка сознания, то есть воспитание, обучение, просвещение). Термин " культура" стал употребляться и сам по себе, как аббревиатура, в смысле: обработка природного ума, образованность человека или общества. Культура в этом понимании противостояла природному, естественному, необработанному уму. Поскольку считалось важным проследить движение от " естественного состояния" человека к " цивилизованному", возникла потребность в парных понятиях, которые бы оформили и с латинской лаконичностью выразили эту оппозицию: культура - натура (природа!).

 

в) формирование этнологической традиции

Место Канта в развитии антропологии. Кант расширил понимание " культуры" как «организацию совместной жизни в обществе, обуздание животного эгоизма, чувство долга, мораль". Средоточие культуры для Канта - цивилизованный индивид (до сих пор). Кант первым употребил и термин " антропология " - для сравнительного анализа народов, их характеров (Zammito 2002).

Определяет понятия - народ, нация, национальный характер. У каждого народа, по Канту, свои достоинства и недостатки. Французы общительны, свободолюбивы, но легкомысленны; англичане активно деятельны, упорны и т.д. (клише –стереотипы).

Нацию (этнос) Кант определил как сообщество, которое в виду общего происхождения считает себя целым (самое свежее!). Воссоздано государство евреев, поэтому язык, территория, экономическое единство и т.п. – ХХХ! У Канта главная детерминанта - не географическая среда, а прирожденные черты предков, то, что передается по наследству, от поколения к поколению (культура). Главным доказательством наследственности этих признаков может служить то, что при миграции, по Канту, характер народа не меняется, только приспосабливается к новым условиям. Основное проявление национального характера - отношение к другим народам, гордость своим государством и общественной свободой.

Общность происхождения для Канта - любимая идея. Кант отстаивал теорию моногенеза, за которой стоял авторитет Библии и поддержка либеральных кругов. Теория полигенеза была популярна среди сторонников рабства.

Йоган Рейнгарт Форстер (1729 - 1798) с Куком (1772) изучал новозеландцев, таитян и других обитателей Полинезии, огнеземельцев. Опубликованы " Наблюдения" (1783). Высоко ставил значение наследия в развитии народности (Канту). Скепсис относительно иллюзий Руссо: цивилизованные люди счастливее огнеземельцев.

Георг Форстер (сын первого): Сомневался, что европейская цивилизация, выросшая на чувстве свободы и греческой философии, для людей, тысячелетиями воспитанным в деспотии и патриархальных понятиях. У каждой группы - свой, особый путь. Воздействие среды не объясняет всего - очень важна традиция, наследие, в частности и биологическое. Переселившиеся на север мавры сохраняют черную кожу. Не принимал кантовской трактовки рас. Он был полигенист. (спорил с Кантом). Его друг С. Т. фон Зёммеринг (1755 - 1830) старался подкрепить его выводы сравнительной анатомией негров и европейцев: негр у него размещается ближе к обезьяне, чем европеец, но все же по Форстеру мавры - истинные люди, и нельзя из анатомии делать выводы о правомерности рабства.

 

Гердер и национальный дух. С самого начала эпохи Просвещения чувствуется некоторый интерес не только к дикарям, но и к простонародному быту, к творчеству тех слоев собственного народа, которые живут " естественной" жизнью (интеллектуалы везде оторвались от своего народа, а дикари вернули!!).

В 1697 г. во Франции вышел сборник волшебных сказок, собранных Шарлем Перро. Сказки: " Спящая красавица", " Красная Шапочка", " Синяя борода", " Кот в сапогах", " Золушка", " Мальчик с пальчик". В 1704 - 1714 гг. в Париже путешественник и востоковед Антуан Галан (Gallan) издал переводы арабских сказок " Тысяча и одна ночь".

Наиболее сильный интерес к прошлому своего народа намечался в раздробленной Германии, где назревала проблема национального объединения. Историк Юстус Мёзер (1768 - 1824)). защищал все старые обычаи, общинные традиции немецкого крестьянства. Отстаивал наличие универсальной " народной идеи": немцам присущ " общинный дух". (очень близко к России).

Романтизм Йогана Готфрида фон Гердера (1744 – 1803), занявшего особое место в разработке антропологических понятий. ОН отверг кантовский анализ разума и выдвинул идею о первичности языка по отношению к разуму. Сначала слово, потом мысль. Сначала слово порождается как сигнал, потом осознается как понятие. Язык - ведущий элемент в возникновении национальной солидарности и один из основных носителей «духа нации».

Гердер – против иностранных влияний на немецкую литературу: " Что такое вообще насильственно навязанная извне чужая культура? - спрашивал он. - Образование, которое проистекает не из собственных склонностей и потребностей? Оно подавляет и уродует или сразу же низвергает в бездну" (Гердер 1959: 292).

Национальный дух - незримая субстанция, присутствующая в душах людей данного народа и проявляющаяся в его искусстве и литературе. Именно это проявление национального духа и порождает неповторимые ценности. Идея национального духа - это, конечно, конкретизация кантовского национального характера. У Гердера национальный дух хотя и связан с традицией, но не с расой, а с языком и культурой.

Гердер противопоставлял христианство как вненациональную религию национальному духу северных народов и высказался в пользу язычества: " Разве не лучше было бы, если бы национальный дух северных народов - германцев, гаэлов, славян и т. д. развился сам из себя, беспрепятственно и в чистом виде? " Гердер много способствовал увлечению романтиков стариной собственного народа, народными традициями.

Гердер – вождь литературного направления " бури и натиска" (Sturm und Drang), положившего начало романтизму, с его культом национального самосознания. За свободу чувств и сближение с природой. Его национально-объединительные и национально-освободительные идеи касались не только немцев, но и вообще не-европейцев. " Назовите мне страну, куда бы не пришли европейцы и не запятнали бы себя на веки вечные... своими притеснениями, несправедливыми войнами, алчностью, обманом, гнетом, болезнями и пагубными дарами! " О Европе он выражался с горечью: " Не культуру несла она этим народам, а уничтожение зачатков их собственной культуры, где и как это только возможно! " (Гердер 1959: 293). Он призывал смотреть на негров и американских индейцев как на братьев, отвергая обозначение " расы".

На Гердера опираются сторонники национального возрождения повсюду, но от него же идет и националистическое увлечение почвенническими идеями. В антропологии, занятой сличением народов, Гердер обратил исследователей от нацеленности на обнаружение сходств и обобщения их к обнаружению различий, а различия эти объяснял не географическими условиями, а имманентными свойствами каждого народа.

 

Расы человека и обезьяна на " шкале существ". Именно эпоха Просвещения, с ее идеей расового превосходства европейцев, способствовала появлению первых расистских концепций.

В 1708 г. анатом Уильям Тайсон (1650 - 1708) выпустил книгу " Оранг-утан, то есть лесной человек, или анатомия пигмея". Он доказывал, что из животного царства обезьяна по строению наиболее близко стоит к человеку, а из разных видов человека пигмей, является обезьяноподобным созданием. Тайсон утверждает, что это " вполне животное, хотя в формации тела, и в чувствах своей животной души, оно больше напоминает человека, чем любое другое животное; так что в цепи творений на место промежуточного звена между обезьяной и человеком я бы поместил нашего пигмея". Важна идея градации, идея промежуточного звена!

Итоги эпохи Просвещения. Хотя социально-культурной антропологии как науки в век Просвещения еще не существовало, ее стержневые компоненты уже были сформированы. Возникло представление о культуре. В книге Канта дано в сущности определение этноса - фундаментального понятия этнологии и антропологии. Иезуит Лафито наметил механизм основного метода антропологии - сравнительного, а Фергессон предложил идею для толкования результатов этого метода, превращающую его в сравнительно-исторический. Близок к такому сопоставлению народов был и Руссо.

Канту принадлежит также первое авторитетное применение термина " антропология" для названия той сферы знания, за которой оно постепенно и закрепилось.

Уже в это время в антропологических представлениях наметился географический раскол, вызванный разными интересами и разной исторической ситуацией на Западе и в Центре Европы. Если на Западе веянием времени были экономический прогресс и политические революции, то в центре Европы на первый план выступали национально-объединительные задачи. Соответственно в Центральной Европе разрабатывались (Кант и Гердер) понятия нации и национального духа, а во Франции - полемика между идеями развития и возвращения к " золотому веку".

. Если на Западе веянием времени были экономический прогресс и политические революции, то в центре Европы на первый план выступали национально-объединительные задачи. Соответственно в Центральной Европе разрабатывались (Кант и Гердер) понятия нации и национального духа, а во Франции - полемика между идеями развития и возвращения к " золотому веку".

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки антропологии в век научной революции | Техника, мракобесие и революции.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал