Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммерческая тайна и ее охрана. Коммерческий риск и его источники
Коммерческая информация - сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.
Коммерческая информация позволяет предпринимателям:
- проводить анализ своей деятельности;
- планировать и осуществлять контроль над ее результатами (т.е. за получением прибыли);
- получать преимущество в конкуренции;
- определять (выявлять) отношение покупателей;
- следить за внешней и внутренней средой;
- повышать доверие к фирме;
- координировать стратегию;
- снижать коммерческие риски.
Коммерческая информация содержит сведения о финансово- экономическом положении предприятия (бухгалтерская отчетность), кредитах и банковских операциях, о заключаемых договорах и контрагентах, структуре капиталов и планах инвестиций, стратегических планах маркетинга, анализе конкурентоспособности собственной продукции, клиентах, планах производственного развития, деловой переписке и проч.
Конфиденциальная информация — это документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.
Коммерческая тайна — это охраняемое законом право предпринимателя на засекречивание сведений, не являющихся государственными секретами о деятельности предприятия, связанные с производством, технологией, управлением, финансами, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам.
В соответствии с гражданским законодательством РФ коммерческой тайной является информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране се конфиденциальности.
Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.
Мероприятия по созданию системы защиты коммерческой тайны:
- аудит информационной безопасности;
- составление перечня сведений, составляющих коммерческую тайну
- разработка модели угроз безопасности коммерческой тайны
- разработка организационно-распорядительной документации
- Внедрение технических СЗИ для предотвращения утечек информации по основным каналам:
- o Электромагнитному (Установка специального оборудования для предотвращения съема индуктивных наводок)
o Виброакустическому (Защита помещений от прослушивания всеми средствами виброакустического съема информации) o Несанкционированный доступ к АРМ (Установка на АРМ компании таких СЗИ как: - Средства доверенной загрузки;
- Средства для построения защищенного доступа в Интернет и защищенного соединения между подразделениями компании;
- Средства межсетевого экранирования;
- Средства антивирусной защита и системы защиты от вторжений;
- Средства учета и контроля программного и аппаратного обеспечения;
- Средства защиты информации от несанкционированного доступа;
- Обучение персонала компании по внутренним процедурам работы с информацией, являющейся коммерческой тайной и правилам работы со средствами защиты информации
- Техническое обслуживание и сопровождение систем и средств защиты информации
Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Основные причины коммерческого риска: - снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу; - повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта; -непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов); -потери товара; -потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены; -повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы. Коммерческий риск включает в себя риски, связанные с: - реализацией товара (услуг) на рынке; - транспортировкой товара (транспортный); - приемкой товара (услуг) покупателем; - платежеспособностью покупателя; - форс-мажорными обстоятельствами.
По степени риска выделяют:
♦ допустимый риск – вероятность потери прибыли;
♦ критический – вероятность потери прибыли и недополучения части дохода;
♦ катастрофический – возможность банкротства.
Виды рисков по возможности страхования:
Страхуемые - вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется страхование (риск гибели имущества, последствия пожара, аварий, несчастные случаи с работниками).
Страхуемые риски могут быть связаны с:
- проявлением стихийных сил природы (наводнения, землетрясения, погодные условия);
- целенаправленными действиями человека в товародвижении (техногенные риски);
Не страхуемые - это те, которые страховые компании не берутся страховать из-за большой вероятности собственных потерь. Поэтому участники коммерческой деятельности часто создают специальный страховой фонд. При отсутствии риска этот фонд становится источником прибыли для торгового предприятия.
Виды рисков по сфере возникновения:
- внутренние - источником является само торговое предприятие (его менеджмент, некомпетентность);
- внешние - источником является внешняя среда, на которую участники коммерческой деятельности не могут оказать влияние, но могут предвидеть и учитывать в своей работе.
Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся:
- риск случайной гибели имущества связан с возможной потерей имущества предприятия (зданий, сооружений, оборудования, запасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии. Как правило, перечисленные причины приводят к значительным потерям, что указывает на высокую значимость этого вида в общем перечне возможных хозяйственных рисков;
- риск невыполнения договорных обязательств определяется недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска;
- экономический риск возникает в результате нарушения хода экономической деятельности предприятия и недостижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может быть связан с изменением ситуации на рынке, а также с экономическими просчетами менеджеров самого предприятия. Этот вид риска является наиболее распространенным в деятельности предприятия;
- ценовой риск - это один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени влияет на возможность потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций (например, на энергоносители, транспортные тарифы, арендную плату и т.п.), увеличении стоимости оборудования. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия;
- маркетинговый риск представляет собой риск выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.;
- валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой. Импортируя товар, предприятие проигрывает при повышении обменного курса соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной. Наоборот, снижение этого курса ведет к потерям при экспорте товаров;
- инфляционный риск - это риск того, что денежные доходы, получаемые при росте инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия;
- инвестиционный риск характеризует возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в создание других предприятий, расширение или переоснащение собственного предприятия или в покупку ценных бумаг);
- риск неплатежеспособности представляет собой ситуацию, когда предприятие будет не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. Причиной его возникновения может стать неправильное планирование сроков и величины поступления и расходования денежных средств. По своим финансовым последствиям этот риск может вызвать возбуждение дела о банкротстве, поэтому его также относят к наиболее опасным;
- транспортный риск - это риск потери или порчи товаров во время их транспортировки.
|