Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра.






 

У воспитанников, которые находят в социально-реабилитационном центре, существуют некоторые сложности, которые связаны с их социальной дезадаптацией. Мы можем выделить три основные группы факторов.

Первые относятся к факторам макросоциального уровня это недостатки социально-экономического и бытового характера. В микросоциальный фактор входят сложный эмоционально-психологический климат семей, который имеет неблагоприятное влияние на ребенка, игнорирование нужд ребенка, стрессы со стороны членов семьи, любые виды насилия. В совокупности эти факторы могут привести к деформации личности ребенка, а также различным психическим расстройствам и заболеваниям. Недостаточное общение с ребенком блокирует процессы социализации, нарушается социально-личностное развитие, особенно на первых ранних этапах развития. На микросоциум несовершеннолетнего может влиять референтная девиантная группа, служащая источником нарушений закона.

В личностный фактор входят такие показатели как низкая мотивация, неуспеваемость, негативное отношение к взрослым, к обществу, недоверие к окружающим. Для подростков, находящихся в условиях социально- реабилитационного центра, большое значение имеет проблемы власти, авторитарности, доминирования, которые могут проявиться в нарушениях сексуального характера, девиантным поведением, употребление психоактивных веществ и тому подобного. Их поведение характеризуется неуверенностью, неадекватной самооценкой, агрессией и применением деструктивных механизмов защиты, также характерны нарушения компонентов социальной компетентности. Вследствие дефицита общения с взрослыми, которые являются близкими людьми, возникает нарушения формирования образа социального Я, которое будет затруднять развитие правильного отношения как к самому себе, так и к окружающим людям. Нарушения самосознания может варьироваться от переживаний вседозволенности до ощущений ущербности. В совокупности все это влияет на взаимоотношениях с окружающими людьми, в отношениях со старшими подростки могут чувствовать свою ненужность, ощущать утрату как своей ценности, так ценности других людей. Из данной проблемы вытекает другая проблема, которой является недостаток образования. Выше перечисленное негативно отражается на формировании учебной деятельности, усугубляют уже имеющие трудности овладения учебным материалом, если таковые присутствуют, отсутствует мотивация к обучению как к основе познавательной активности, все это влияет на общий интеллектуальный уровень. Также депривация общения со старшими выражается в недостатке любви и ласки, а также недостатке эмоциональных связей, нарушениях в развитии сферы чувств, то есть подросток не понимает и не принимает чувств других людей, опирается только на свои чувства и желания.

Многие из детей, которые находятся в условиях социального реабилитационного центра, часто испытывают состояние беспомощности. Здесь на данное состояние необходимо смотреть с точки зрения человека, которому не удается справиться с трудностями самому, у которого не получается попросить помощи у других, следовательно получить ее тоже. Если конкретизировать это состояние, можно сказать что оно выражается в невозможности изменить отношения с родителями, старшими, например, с педагогами, а также с ровесниками, товарищами, возникают трудности принятия самостоятельных решений. Это происходит из-за разрыва с семьей, когда ребенок получает двойную травму, первая, которой являются условия, из-за которых он оказался в социально - реабилитационном центре, такие как, плохое обращение в семье, запущенность, насилие и тому подобное, ситуации угрозы своей жизни или жизни близких, а второе это осознание факта разрыва с семьей. Потерян источник глубоких эмоциональных связей, которые являются основой жизненных сил. Это очень тяжело переживается, подросток чувствует боль от утраченных отношений с близкими. Здесь вступают механизмы психологической защиты, основные из которых не являются конструктивными.

Отдельно можно выделить проблемы со здоровьем. Могут быть как психические, так и физические нарушения, которые нередко связанны с тяжелой наследственностью. Также много проблем психосоматического характера, занимающие одно из основных направлений в процессе реабилитации. Согласно исследованию проблем здоровья воспитанников учреждений социальной реабилитации, анализ заболеваний воспитанников показал, что основное количество заболеваний затрагивает опорно-двигательную систему, кровообращение, зрительный отдел, расстройства психического характера и поведения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существует множество проблем, которые глубоко взаимосвязаны и проистекают одна из другой, усугубляют друг друга, обостряя последствия вышеупомянутых нарушений во всех сферах жизни воспитанников.

Можно сказать, что перспективные направления решения проблем подростков, которые находятся в условиях социально-реабилитационного центра, должны носить комплексный характер, учитывая тяжесть и остроту психотравмирующих событий каждого конкретного воспитанника, при участии различных специалистов, не только специалистов по социальной работе, психологов и педагогов различных профилей, а также юристов и медиков.

Реадаптация воспитанников центра к функционированию в социуме включает проведение специальных занятий, проигрывание специальных ситуаций, профилактику, развитие навыков интересного и полезного проведения свободного времяпрепровождения, занятия спортом, приобретение новых умений.

Также одним из главных направлений реабилитационных мероприятий выступает формирование культурных отношений воспитанников друг с другом, со специалистами учреждения. Вместе с тем, необходимо оптимизировать процесс реабилитации с помощью компетентного, своевременного включения подростка в систему общественных отношений.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал