Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы финансовой политики государства






Еще одним важнейшим аспектом проблемы определения финансовой политики является формирование принципов ее осуществления. В настоящее время мы можем констатировать ситуацию существования доктринального обоснования отдельных правовых принципов, а также косвенное нормативное закрепление некоторых принципов бюджетной, налоговой, валютной, денежно-кредитной политики. Вопрос принципов финансовой политики государства был подробно рассмотрен И.В. Рукавишниковой[1], которая описывает систему правовых принципов осуществления государственной финансовой политики следующим образом:

1) Принцип плановости финансовой политики предполагает, что финансовая политика должна находить отражение в специальном правовом документе, принимаемом на высшем государственном уровне. Таким документом может выступить концепция финансовой политики государства. В концепции финансовой политики должна быть сформулирована программа развития финансовой системы государства на определенный период. В данном случае можно согласиться с мнением исследователя Е.П. Губина о том, что именно концепция - тот документ, который соединяет политику и экономику с правом и реальной действительностью через процесс планирования[2].

2) Принцип экономической целесообразности и научной обоснованности целей, задач и методов финансовой политики. Данный принцип не должен вызывать возражений, поскольку примеров непродуманной и нерациональной финансовой политики имеется большое количество. Можно привести пример из области взаимоотношений государства и лиц, работающих по трудовому договору в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платежей, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

3) Принцип системной взаимосвязи финансовой политики с иными направлениями социально-экономической политики, в частности, с инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной. Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

4) Принцип справедливости финансовой политики предполагает соблюдение приоритетных интересов при разработке и реализации основных направлений финансовой политики, в частности, должен быть объявлен приоритет общих интересов над частными, общегосударственных над узкокорпоративными.

5) Принцип эффективности финансовой политики предусматривает нацеленность на конкретный результат, измеримость показателей финансовой политики, своевременное введение корректирующих мероприятий, степень реализации целей и задач, а также осуществление системного контроля за деятельностью органов и организаций, реализующих финансовую политику.

6) Принцип федерализма финансовой политики. Данный принцип может быть раскрыт через самостоятельность субъектов РФ в осуществлении единой и согласованной финансовой политики на территории Российской Федерации.

7) Принцип гласности финансовой политики предполагает информационную открытость в осуществлении всех мероприятий, предусмотренных концепцией финансовой политики, включая процедуры контроля за ее результатами.

8) Принцип соблюдения финансовой безопасности государства призван оградить общество от проведения нерациональной, антидемократической финансовой политики.

9) Принцип международной интеграции финансовой политики. В условиях глобализации экономики этот принцип вскоре займет лидирующие позиции, но вместе с тем должен быть уравновешен предыдущим принципом[3].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал