Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники информации для анализа теневой экономики






 

Хотя с теоретической точки зрения считается решенным, что как скрытое, так и незаконное производство должно быть учтено при расчете макроэкономических показателей, проблема практического построения этих показателей гораздо сложнее, потому что, как правило, исчерпывающие оценки не могут быть получены на основе прямой информации. Такое положение вытекает из самого определения незаконного и скрытого производства, поскольку оно является таковым потому, что производители скрывают свою деятельность от государственных органов, в том числе - статистических. Вместе с тем, некоторое количество информации, прежде всего - косвенной, все же может быть получено.

Статистическая информация о расходах, получаемая Госкомстатом России на основе выборочных обследований, отчетов предприятий и организаций, ведомственных данных (включая банковскую статистику), позволяет разработать согласованную систему микро- и макроэкономических оценок превышения расходов над регистрируемыми доходами, а также объемов и структуры скрываемых доходов.

Госкомстат России располагает уникальной базой первичных статистических данных, репрезентативной по всем регионам России, секторам экономики и слоям населения. Однако методология дооценки доходов и расходов, используемая в Госкомстате России при расчете итоговых официальных показателей, пока несовершенна. В показателях СНС и балансов денежных доходов и расходов населения учитываются оценки масштабов теневой финансово-хозяйственной деятельности и превышения расходов над доходами. Однако оценки денежных расходов не охватывают полного круга расходов, а все превышение расходов над доходами интерпретируется в официальных показателях как скрытая оплата труда.

Прямыми источниками исходной информации о доходах и расходах населения являются:

· данные ежеквартальных обследований бюджетов домашних хозяйств, проводимых Госкомстатом России по репрезентативным расслоенным выборкам во всех субъектах Федерации;

· данные годовых балансов денежных доходов и расходов населения (БДДР) по всем субъектам Федерации и России в целом;

· данные СНС, включающие регистрируемую оплату труда и оценку скрытой оплаты труда, оценки денежных расходов и конечного потребления домашних хозяйств, а также счета производства продуктов и услуг в домашних хозяйствах.

Дополнительным источником косвенной информации о доходах от собственности служат данные Госкомстата России о занятости в частном секторе экономики.

Важнейшим источником информации для составления оценок являются данные регулярной статистической отчетности. Регулярная статистическая отчетность служит основой статистической системы и эта информация не должна недооцениваться.

Сложной проблемой при использовании данных регулярной статистической отчетности в отраслях, подверженных влиянию финансово-хозяйственной деятельности, является проблема анализа качества первичной информации. На практике бывает трудно различить между собой ложную и достоверную информацию, имеющуюся в отчетах. Если случайные ошибки, с теоретической точки зрения, должны взаимно погашаться в результате действия закона больших чисел, то неслучайные ошибки могут привести к значительным искажениям.

Дополнительные и регулярные выборочные обследования также являются традиционным эффективным методом сбора информации. Они используются в основном для исследования производственной деятельности малых предприятий и домашних хозяйств, то есть являются важнейшим инструментом для оценок неформального производства. Однако некоторые из них могут быть использованы для составления оценок скрытой экономической деятельности. В частности, данные обследования домашних хозяйств могут быть использованы для расчета показателей фактической занятости в теневом секторе.

В ряде случаев, например, при сборе информации о продажах на неорганизованных рынках, выборочные обследования и прямые дополнительные наблюдения могут оказаться значительно более эффективными, чем попытки организовать сбор регулярных отчетов.

Необходимо иметь твердое понимание того, что статистический орган не является контрольным и полученная им от предприятий информация является строго конфиденциальной и не должна использоваться в качестве основания для наложения штрафов, пени, сбора дополнительных налогов и т.п. Также осторожно следует относиться к результатам независимых исследований, выполненных научными институтами, университетами, общественными организациями и отдельными экспертами. Хотя часто такие исследования могут содержать полезную информацию, она должна использоваться после тщательной проверки как со стороны используемой при расчетах методологии, так и со стороны достоверности первичной информации.

Таким образом, хотя проблема обеспечения исследования масштабов финансово-хозяйственной деятельности первичной статистической информацией очень сложна, можно констатировать наличие некоторых источников, которые позволяют провести исследование и достигнуть определенных результатов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал