Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обществоведческие дисциплины в 1920-е годы.






В 1920 г. Наркомпросс опубликовал учебный план советской школы. Он носил рекомендательный, а не обязательный характер. В числе учебных предметов он предусматривал общественно-исторические науки: 2 год обучения – 2 часа, 3-й – 3 часа, 4-й – 2 часа, 5-й – 4 часа; 6-й и 7-й – по 4 часа, 8-й и 9-й – по 6 часов.

В декабре 1920 г. прошло совещание по народному образованию, на котором было решено по материально-экономическим причинам перейти от девятилетки к семилетней школе с двумя концентрами: первый – 4 года, второй – 3 года. К 1922 г. сложилась более гибкая школьная система: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего 9-10 лет обучения. Встал вопрос о необходимости пересмотра программ в целях их сокращения.

В 1921 году в программах семилетней школы впервые появился термин «обществоведение». При этом особо подчёркивалось, что сущность новой школы, её стержнем должно быть теоретическое и практическое изучение экономической жизни и экономического строительства своей страны. В качестве стержня школьного строительства была предложена трудовая деятельность людей. При этом, в понятие «трудовая деятельность» вкладывался широкий смысл: изучалась не только трудовая деятельность сама по себе, но ещё и объект этой деятельности – природа и её силы; способы воздействия на неё – т.е. техника; субъект деятельности, т.е. человек.

В 1921 г. были разработаны новые программы. Курс обществоведения строился на основе социологического понимания структуры общества и материал в нём располагался не хронологически, как в истории, а тематически. При этом цель в этой программе была сформулирована следующим образом: дать учащимся «не только фактически обоснованное и конкретное представление о закономерности развития общества, но также и навыки в научной работе». По сути дела, перед школой ставилась нереальная цель – за семь дать ученикам навыки научной работы.

Программа 1921 г. оказалась нежизнеспособной из-за академизма и перегруженности материалом. К работе по таким программам оказались неподготовленными не только учащиеся, но и учителя. Поскольку эти программы не были ещё обязательными, то на местах продолжало развиваться педагогическое творчество.

Наряду с преподаванием обществоведения в 1923 г. циркуляром Главного Учёного Совета в старших классах, где обществоведение не было поставлено на должную высоту, вводилась политграмота. Темы для изучения были следующие: крестьяне и помещики; рабочие и капиталисты; развитие капитализма и социализма; февральская и октябрьская революции; 5 лет существования рабоче-крестьянской власти; современная политика партии в РСФСР

С конца 1922 г. разрабатывались общие схемы программы единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени. Программы были построены по схеме, в которой весь учебный материал располагался по разделам: природа, её богатства и силы; использование этих богатств и сил человеком; общественная жизнь. В 1925 г. была опубликована программа по обществоведению. В объяснительной записке отмечалось, что «…задача обществоведения – дать учащимся … основы мировоззрения, уменье ориентироваться в окружающей среде и бороться во имя своей общественной идеологии». При этом учащиеся должны были не просто понимать и знать основные задачи СССР в условиях «жесточайшей борьбы с капиталистическим миром за социализм», но ещё и участвовать в коллективном разрешении этих задач. Программа 1925 г. строилась с учётом разнообразия условий в разных районах страны. Общая схема программы выглядела следующим образом. В начале пятого года обучения изучалось крестьянское хозяйство: от крепостного хозяйства до капиталистического; город как центр обрабатывающей промышленности; ремесло; кустари и мануфактура; фабрика, как основная форма современного производства; развитие капитализма после отмены крепостного права; город и деревня, их смычка в хозяйственном и культурном отношении. Шестой год отводился изучению таких вопросов, как связь города и деревни, развитие капитализма в XIX в. в Европе, классовая борьба и государственные формы, народное хозяйство в СССР в целом, советский строй. На седьмом году предполагалось изучение развития мирового хозяйства: мировое разделение труда и природных сил; международная торговля; империализм и борьба классов. В объяснительной записке к программе 1925 г. предлагалось в основном ограничиться конкретно-описательным рассмотрением материала, обобщения делать на основе конкретных наблюдений. Наряду с экономическими вопросами в обществоведение входили экономическая география, экономическая политика, советское право и военное дело. Все эти направления предполагалось увязывать с конкретной жизнью района, страны, школы. Для них также характерно выделение классовой борьбы, классового характера государства и права.

Эта программа была крайне противоречивой. С одной стороны, она вела школу на сближение с общественно-политической жизнью страны, давала материал для воспитания у учащихся материалистического понимания явлений природы и общества, расширяла общественно-политический кругозор детей и их активное участие в социалистическом преобразовании страны. С другой стороны, комплексное построение программ не обеспечивало возможности дать учащимся систематические и глубокие научные знания.

Первым обязательным документом для всех школ РСФСР стала программа 1927 года. В ней ставились следующие цели:

- подвести учащихся к пониманию классовой борьбы;

- уяснить место СССР в классовой борьбе и интернациональный характер Октябрьской революции;

- ввести учащихся в задачи социалистического строительства;

- учащиеся должны уметь участвовать в решении этих задач.

Все эти задачи были направлены на активное постижение современных проблем.

Появление первого обязательного документа для всех школ с одной стороны сыграло положительную роль, так как вводило единые стандарты образования. Однако у данного процесса была оборотная сторона: устранялось разнообразие в содержании и методах обучения, жёстко определялся круг и система необходимых для учащихся знаний.

В целях улучшения качества подготовки школ II ступени Советское правительство приняло в начале 1929 г. решение о введении десятилетнего срока обучения. Был утверждён новый учебный план, в котором повышался удельный вес такого предмета, как обществознание. В «Программах единой трудовой школы I ступени» для городских и сельских школ большое внимание уделялось такому учебному материалу, с помощью которого можно было познакомить детей в доступной форме с индустриализацией страны, с коллективизацией сельского хозяйства, с классовой борьбой, с культурной революцией.

В истории «борьбы» за обществознание на протяжении первых лет новой власти выделяются три этапа:

1) 1917-1920 гг.: в школах первой и второй ступени предполагалось изучение истории и некоторых общественных наук;

2) с 1921 г. в школах семилетках предполагалось изучение обществознания (по существу, мало изменившийся курс истории под новым названием);

3) с 1923 г. учащиеся школы I ступени изучали пропедевтически, а во второй ступени – по двум концентрам знания об общественной жизни.

В целом, для системы образования с конца 1920-х годов характерно всё большая унификация. Так, «Устав единой трудовой школы», утверждённый 18 декабря 1923 г., отменял свободу в разработке учебных программ, ужесточал систему управления школой, заявляя, что все школы должны быть государственными, что недопустимо существование частных школ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал