Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманизм творчества А. Сент-Экзюпери. Особенности поэтики его произведений.






Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944), французский писатель. Родился в аристократической семье. В 1919-21 учился в Школе изящных искусств, в 1921-23 служил в армии; затем работал на заводе. В 1926 стал гражданским лётчиком, в том же году опубликовал первый свой рассказ " Лётчик". В 1927-29 был начальником аэродрома в Северной Африке. В 1929-31 пилот в Южной Америке, в Африке, затем лётчик-испытатель (1933-34). В 1939 книга " Планета людей" отмечена премией Французской академии. В 1935, побывав в СССР, Сент-Экзюпери написал ряд очерков, полных дружелюбного внимания к социалистической действительности. В 1937 в репортажах из республиканской Испании клеймил фашизм. В годы 2-й мировой войны 1939-1944 Сент-Экзюпери - военный лётчик, сражался на фронте. 31 июля 1944 он не вернулся из разведывательного полёта. Мировую известность получила сказка Сент-Экзюпери " Маленький принц" (1943); сатира на мир наживы сочетается в ней с утверждением красоты человеческих отношений.

Одним из французских писателей, которые воспринимали кризис духовности как самое большое зло эпохи, был А. де Сент-Экзюпери. В отличие от большинства писателей-современников он не соглашался с тем, что человеческие действия абсурдны только потому, что абсурдно само существование. Писателю было присуще понимание необходимости преодоления разобщенности людей, необходимости создания человеческого сообщества, ответственного за свое будущее.

Размышляя о труднейших проблемах формирования личности, А. де Сент-Экзюпери пытался выработать свою особую концепцию человека, которая отразилась во всех его произведениях. Ознавая трагическую заданность человеческого существования, он не терял веру в человека, в его особое предназначение. Решение проблемы человеческого бытия он сводил к превращению самой жизни в «великое дело». Мысль о «смерти бога», и вместе с этим, мысль об утрате метафизического смысла человеческого бытия приводит его к убеждению, что единственный способ обрести бессмертие – это участвовать в таких действиях, у которых есть шанс пережить человека. Для этого, как полагал А. де Сент-Экзюпери, нужно свои усилия подчинить общей цели. Он считал, что, если для рождения великой цели достаточно героя-одиночки, то для ее реализации необходимо сотрудничество. Такая форма товарищества позже в «Планете людей» преобразуется в более универсальное понятие человеческой солидарности.

В третьей книге «Планета людей» Сент-Экзюпери уходит от проявляемых им ранее индивидуалистических концепций «сверхчеловека». В этом произведении окончательно формируются его гуманистические принципы. Человек для него по-прежнему ценен как homo sapiens, но в это понятие теперь вкладывается еще однозначный, общественно-содержательный смысл. Здесь человек, скорее всего, просто труженик, честный, волевой, который своим повседневным трудом вносит вклад в дело прогресса. В «Планете людей» автором практически формулируется понятие человеческого сообщества.

Мысль об ответственности, которая должна быть присуща каждому, не оставляет Сент-Экзюпери. Подобные тенденции были выражением духа эпохи. Они родились из ощущения перекоса в развитии цивилизации.

«Маленький принц» – это не только сатира, но и любимая сказка детей во многих странах. Маленький обитатель планеты-астероида В-612 неожиданно появляется перед летчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары. Летчик, обреченный, возможно, на гибель и страдающий от жажды, находит в Маленьком принце друга, избавившего его от одиночества. В течение недели, понадобившейся, чтобы починить самолет, малыш-принц внушал летчику веру в жизнь. В то время как человек погибал от жажды, должен был почувствовать себя оторванным от мира, забытым людьми, он слышал возле себя неумолкающий голосок и, казалось, даже видел Маленького принца.

Экзюпери не скрывает, что его рассказ — сказка. Маленький принц воплощает в себе вечно живую частицу человеческой души. Малыш олицетворяет собой те качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, постоянен в своих привязанностях, лишен всяких агрессивных или алчных стремлений. Из рассказов Малыша мы узнаем о его маленькой планете и о его странствиях с птицами по другим мирам,

На других планетах Малыш видел многих людей, посвятивших свою жизнь неразумным целям. Это король, который " правит" миром, никем не управляя; честолюбец, упоенный своим тщеславием; горький пьяница; " деловой человек", занятый бессмысленным подсчетом звезд.

На земле, куда попал Малыш, таких людей было очень много (сто одиннадцать королей!). Жизнь взрослых людей вообще кажется Малышу неразумной. Оказалось, что без людей нехорошо, но и с людьми плохо. То, что делают люди, с точки зрения простой человечности непостижимо. Бессмысленное обладает силой, а правдивое и прекрасное кажется слабым. Все лучшее, что есть в человеке, — нежность души, отзывчивость, правдивость, дружелюбие, искренность, — делает его слабым.

Однако в нелепо перевернутом мире Маленкий принц столкнулся с подлинным и истинным. Важную и чудесную истину открыл ему Лис: между людьми возможны отношения любви, привязанности, или " прирученности". Только любя познаешь верно. " Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь".

Ведь призвание человека — лишь в бескорыстной любви к тем, кому ты нужен. Так, Малыш любит выращенный им цветок розы. Малыш легко заводит друзей, честно выполняет разумные обязанности, возложенные на человека жизнью. Жизнь дана человеку, чтобы прожить ее с другими людьми, прожить не бесполезно — такова мораль сказки " Маленький принц".

В финале сказки появляется мотив смерти. Смерть неизбежна, рассуждает Маленький принц. Но можно ли считать, что смерть лишает человеческую жизнь смысла? Маленький принц так не думает. Он заставляет человека примириться с неизбежностью смерти и уверяет летчика, что иначе ведь ему, Малышу, никак не вернуться на свою планету...

Здесь появляется в сказке мотив бессмертия души. Экзюпери противопоставляет свое отношение к жизни и смерти пессимистической и нигилистической философии, которая лишает смысла человеческую жизнь.

Творчество Экзюпери глубоко оптимистично, хотя его подход к общественной жизни и носит абстрактный характер. Продолжая развивать идеи рационалистов XVII в., В. Гюго и Р. Роллана, Антуан де Сент-Экзюпери стремился сформулировать положения, в которых перед человеком могла бы в ярком свете предстать нравственная цель бытия. Творчество Экз. – понимание гуманизма, которого в 20 в сталось слишком мало. Он существует в оформление образов. Все произведения тяготеют к жанру притчи. Главное – поиск ответов на множество вопросов «как сохранить человек не убив в нем Моцарта?». (Моцарт – высшее проявление одаренности). 2МВ – тяжелое испытание для Экз. Трагедия одинокого гуманиста «на холодной и жестокой земле». Его герой – носитель чистой морали, он возвышен для общества, в котором он жил. Его образы символичны и связаны с судьбами гуманизма и поиска смысла бытия.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал