Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 29. Философские вгляды выдающихся русских врачей и биологов.






Среди врачей-философов России XIX—первой половины XX вв. наиболее примечательны Н.И. Пирогов (1810—1881), И.М. Сеченов (1829-1905), И.И. Мечников (1845-1916), В.М. Бехтерев (1857-1927) и И.П. Павлов (1849-1936).

Н.И. Пирогов - выдающийся хирург, педагог, общественный деятель. Он не считал себя философом и не пре­тендовал быть им, но у него имелось цельное и продуманное фило­софское мировоззрение. Эволюцию миропонимания Пирогова харак­теризует последовательная смена религиозного мировоззрения на материализм и эмпиризм в науке, расширенный до «рационального эмпиризма». В конце жизни он отошел от последовательного мате­риализма и пришел к убеждению о невозможности свести понятие жизни к чисто материалистическому объяснению. В.В. Зеньковский определил миропонимание Пирогова как «биоцентрическое». «Я пред­ставляю себе, — писал Н.И. Пирогов, — беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себя всю все­ленную, проникающий во все ее атомы, беспрерывно группирующий и снова разлагающий их сочетания и приспосабливающий их к раз­личным целям бытия». Это учение о мировой жизни по-новому осве­тило для Пирогова все темы познания и он приходит к учению о ре­альности мирового мышления - вселенского разума, высшего начала, стоящего над миром, сообщающего ему жизнь и разумность. В гносе­ологии Пирогова все наши восприятия сопровождаются бессознатель­ным мышлением (в самый уже момент их возникновения), и это мыш­ление есть функция нашего «Я» в его цельности. По мнению Пирогова, само наше «Я» есть лишь индивидуализация мирового сознания. Он приходит к признанию ограниченности чистого рассудка, отделенно­го от моральной сферы. Наряду с познанием, выдающийся ученый отводит большое место вере, которая не стесняется знанием. Идеал, служащий основанием веры, становится выше всякого знания и, по­мимо его, стремится к постижению истины.

И.М. Сеченов - основоположник русской физиологии и объектив­ной детерминистической психологии. С I860 г. - профессор физиоло­гии Медико-хирургической академии. Принцип материалистическо­го монизма и детерминизма является методологической основой учения Сеченова, набросок которого изложен впервые в «Рефлексах головного мозга» (1863). Главная идея трактата: «...Все акты сознатель­ной и бессознательной жизни по способу происхождения суть реф­лексы». В связи с этим принципиальной критике подверглись попыт­ки обособления психических явлений от организма и внешнего мира, распространенные в философии психологии. Утверждалось своеобра­зие нервно-психических регуляций по сравнению с чисто физиологи­ческими. Сеченов радикально преобразовал существовавшее прежде понятие о рефлексе. Механистическому взгляду на поведение, иду­щему от Р. Декарта, и интроспеционистскому — на сознание, Сеченов противопоставляет трактовку рефлекса как акта, состоящего из чув­ствования и движения. Он определяет его по объективной функции жизнедеятельности, выделяя два конституирующих признака чувст­вования: быть орудием различения условий действия и регулятором последнего. Стремясь вскрыть психофизиологический механизм ло­гического мышления. Сеченов утверждал, что исходные логические операции заложены в чувственной деятельности организма, требую­щей приспособления к связям и отношениям вещей. В сигналах мы­шечного чувства представляемое и действительное совпадают друг с другом, поэтому мышца дает наиболее фундаментальное и адекватное отражение действительности.

И.И. Мечников - биолог, антрополог, философ, - выдвинул ряд ценнейших идей, легших в основу современной геронтологии и тана­тологии. Усилиями Мечникова проблема изучения старения и смерти была выведена из рамок традиционного медико-гигиенического рас­смотрения на широкий путь эволюционно-биологических и философско-гуманистических антропологических исследований. Философский анализ трудов Мечникова позволяет выявить методологическое зна­чение идеи ортобиоза (от лат. orthos- прямой, bios - жизнь) для раз­вития валеологии (от лат. valeo - стать сильным, здоровым). Исследо­вание проблемы несовершенства организма человека и поиск оптимальных путей разрешения данного противоречия привели авто­ра к формулировке закона ортобиоза. Сущность закона заключается в саморегуляции жизни, предполагающей правильный образ жизни, основанный на изучении человеческой природы и установлении средств к исправлению дисгармоний. Саморегуляция должна быть на­правлена на достижение долгой, деятельной и бодрой старости, при­водящей в конечном периоде к развитию чувства насыщения жизнью и желанию смерти, когда человек устает от жизни и начинает смотреть на смерть, как на полный и необходимый отдых. Изучением простей­ших и беспозвоночных Мечников внес неоценимый вклад в обосно­вание идей единства происхождения органического мира. Он стоял на позициях материализма. Им не признавалась душа и се бессмертие.

В.М. Бехтерев оставил значительный след в изучении проблем нев­ропатологии, психиатрии, психологии, морфологии и физиологии нервной системы. Его исследования имеют и философское значение. Особую ценность имеют работы, установившие роль различных отде­лов нервной системы в функционировании различных органов чело­века и высокоорганизованных животных. Бехтерев давал правильное направление в лечении психически больных, материалистически обо­сновывая, что психические расстройства находятся в прямой зависи­мости от нарушений в организме. Своими экспериментами ученый доказал материальную основу психологических реакций. В процессе научной деятельности Бехтерев разрабатывал рефлексологическое мировоззрение («эволюционный», «энергетический» монизм). В соци­альной жизни, по мнению ученого, мы встречаемся, в сущности, с теми же рефлексами в форме общественных движений и с тем же их развити­ем и течением, какие находим в деятельности отдельной личности. Ос­нова общественной жизни - в «коллективных рефлексах», т.е. в реак­циях коллективов людей на различные стимулы - воздействия среды.

И.П. Павлов - выдающийся ученый-физиолог, лауреат Нобелев­ской премии по медицине (1904). Окончил Петербургский университет (1875) и Медико-хирургическую академию (1879). Работал в академии и в лаборатории при клинике С.П. Боткина. С 1890 г. до 1925 г. — профессор Военно-медицинской академии. Одновременно (с 1891 г. и до конца жизни) заведовал физиологическим отделом Инсти­тута экспериментальной медицины. Изучал закономерности высшей нервной деятельности, пищеварения, кровообращения. Развил уче­ние о рефлекторном характере психической деятельности. Разра­ботал принцип детерминизма в объяснении поведения организма. Обосновал концепцию второй сигнальной системы как физиологи­ческого базиса абстрактного мышления. Результаты исследований Павлова, его учеников и последователей нашли применение при раз­работке кибернетических систем, моделирующих некоторые аспек­ты работы мозга.

Попытки канонизировать все без исключения высказывания уче­ного, в том числе и гипотетические, такие, как деление людей только на мыслительные и художественные типы, стремление рассматривать физиологические механизмы отражения в качестве сущности самой психики, недооценка социально-исторической природы сознания и ряд других, оказывали одно время неблагоприятное влияние на разра­ботку некоторых фундаментальных проблем философии, психологии и психиатрии. Теория мозговой деятельности, разработанная И.П. Пав­ловым для современной нейрофизиологии в части ее общих положений (например, концепция взаимоотношения корковых и подкорковых образований, идея подкрепления как основы условно-рефлекторной регуляции мозговой деятельности и ряд других), полностью сохраняет свое значение методологической основы объективного подхода к ко­ренным «вопросам» работы мозга. Вместе с тем, отдельные ее частные положения, например, представления о движении тормозного процес­са по коре больших полушарий, являются устаревшими. Как и всякая естественно-научная теория, учение И.П. Павлова не может рассмат­риваться во всех своих частях как абсолютная истина. Применение теории предполагает ее дальнейшее развитие.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал