Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Операции экспрессивного высказывания.






 

После описания структуры и фигур, необходимо рассмотреть операции, которые применяются в режиссерской стилистике.

Все операции объединены под одним названием «изменения», но совершенно очевидно, что за этим термином скрываются несколько различных видов операций. На фоне большой абстрактности всех построений сценического высказывания, операциям, в них участвующим, так же должна быть присуща высокая степень общности, они должны принадлежать к числу простейших, фундаментальных операций. Различают два главных типа операций: Субстанциональные и реляционные. Первые операции меняют субстанцию единиц сценического высказывания, к которым они применяются, вторые же меняют только позиционное отношение между этими единицами.

Традиционный театр основан на представлении, на одновременном и дифференцированном присутствии персонажей и зрителя. Представление порождает двоякого рода субстанцию: звуковую и визуальную, т.е. аудиовизуальную. Одна и другая имеет несколько разновидностей: театр теней, марионеток или актеров, театр пластический-пантомима, вербальный, вокальный, смешанный.

3.1. Субстанциональные операции.

Существуют только два типа таких операций: одни сокращают, вычеркивают (купюры) единицы в сообщении, другие добавляют, наращивают новые единицы к уже существующим. Можно ввести также сложную операцию, одновременно состоящую из сокращения и добавления.

3.1.1. Сокращение (синкрезис), убавление – может быть частичным или полным.

3.1.1.1. Аферезис – усечение начала.

3.1.1.2. Синкопа – усечение середины.

3.1.1.3. Апокопа – усечение окончания.

3.1.1.4. Асемия – опущение смыслового знака (в фигурах сокрытия).

3.1.1.5. Эллипсис – опущение легкого подразумеваемого.

3.1.1.6. Элиминация – исключение, удаление, устранение – 2-го плана, внешних сил, внешних или внутренних причин, мотивов.

3.1.1.7. Систола – укорочение.

3.1.1.8. Асиндетон – опущение связующих.

3.1.1.9. Литота – замена с сокращением для уменьшения или отрицания.

3.1.1.10. Редукция – затушевывание, вытеснение деталью целого.

3.1.1.11. Синезис – слияние для убавления по времени, протяженности, смысла.

3.1.1.12. Стяжение – слияние – слияние двух в одно с сохранением значения двух.

3.1.1.13. Минимальное развертывание.

3.1.1.14. Сгущение событий.

3.1.1.15. Убыстрение хода событий как систола времени.

3.1.1.16. Ограничение количества индексов.

3.1.1.17. Пауза.

3.1.1.18. Молчание.

3.1.1.19. Обрыв.

3.1.1.20. Приостановка.

3.1.2. Добавление, прибавление может быть простым или итеративным (итерация – лат. повторение).

3.1.2.1. Протез – искусственно добавленная часть.

3.1.2.2. Аффикс – прикрепленная часть к началу и окончанию.

3.1.2.3. Эктазис – удлинение при акцентах, театральном скандировании.

3.1.2.4. Редупликация – удвоение, повтор-удвоение.

3.1.2.5. Полисиндетон – увеличение соединений частей.

3.1.2.6. Плеоназм – многословие, излишество слов.

3.1.2.7. Анафора – повторение в начале.

3.1.2.8. Эпифора – повторение в окончании.

3.1.2.9. Диереза – увеличение через преобразование односоставности в многосоставность.

3.1.2.10. Инфикс – вставленная часть.

3.1.2.11. Эпентеза – вставка как добавление не существовавшего.

3.1.2.12. Итерация – повторение.

3.1.2.13. Гипербола – преувеличение.

3.1.2.14. Катализ – развертывание событий, линии действия, повествования.

3.1.2.15. Силлепс – объединение неоднородных частей в общем театральном и смысловом подчинении.

3.1.2.16. Эксплеция – развертывание, разъяснение.

3.1.2.17. Интроспекция – (смотреть внутрь себя) введение развертывания внутренних планов сценической истории.

3.1.2.18. «Эхо» - прием.

3.1.2.19. Вводные части.

3.1.2.20. «Скобки» - прием.

3.1.2.21. Перечисления.

3.1.2.22. Нагромождения.

3.1.2.23. Реприза.

3.1.2.24. Введение внутренних монологов, апарт, лаццо.

3.1.2.25. Размышления.

3.1.2.26. Описания.

3.1.2.27. Отступления.

3.1.2.28. «Стоп-кадр» - прием.

3.1.2.29. «Рапид» - прием.

3.1.2.30. Воспроизведение в воображении.

3.1.2.31. Вмешательство автора, человека от театра, человека «из толпы» и т.д.

3.1.3. Сокращение с добавлением – это смешанная операция, может быть не только частичной или полной, но и отрицающей, когда сокращенная единица заменяется своим отрицанием.

3.2. Реляционные операции.

Такие операции проще по своей структуре, поскольку их действие сводится к изменениям линейного порядка единиц и частей, в то время как сами эти единицы не претерпевают каких бы то, ни было изменений. Речь идет только о перестановках.

3.2.1. Перестановка, перемещение – это изменение линейного порядка хода времени и событий. Может быть обычной, инвертированной или итеративной.

3.2.1.1. Анаграмма – перестановка (в обратном порядке) для получения нового.

3.2.1.2. Инверсия – перестановка элементов в высказывании.

3.2.1.3. Итерация – неоднородно повторяемое применение операции перемещения.

3.2.1.4. Полиндром (перевертень) – фраза одинаково читающаяся слева направо и обратно.

3.2.1.5. Тмезис – фигура разделения естественно тесно связанных элементов вставленными элементами.

3.2.1.6. Гипербатон – изменение порядка и отделение вставкой или вынесение за рамки целого.

3.2.1.7. Хиазм – перестановка главных смыслонесущих частей.

3.2.1.8. Включения перестановочные.

3.2.1.9. Вставки перестановочные.

3.2.1.10. Приостановка – «ошибка».

3.2.1.11. Ассоциативное нарушение порядка и расположения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал