Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное и личностное самоопределение






 

Профессиональное самоопределение является наиболее значимым компонентом профессионального развития человека. Это также критерий одного из этапов процесса профессионального развития (Поваренков Ю.П., 2002).

Согласно определению, самоопределение это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (Большой психологический словарь, 2003). Самоопределение всегда требует совершения выбора. Способность к самоопределению является показателем зрелости личности, человек обладающей этой способностью приобретает свойства субъектности, которая проявляется в самостоятельном, осознанном построении перспективы своего развития. Самоопределение тесно связано с самодетерминацией. Самодетерминация – это способность выбирать и иметь выбор. Деси (Deci, 1980), определяет самодетерминацию в качестве основной врожденной склонности, которая ведет организм к вовлеченности в интересующее поведение. Самодетерминированный человек действует на основе собственного выбора, а не на основе обязательств или принуждений, и этот выбор базируется на осознании своих потребностей и сопоставлении их с внешними условиями.

Профессиональное самоопределение – это самоопределение в мире профессионального труда и в пространстве личностных смыслов трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение в узком смысле часто отождествляется с выбором профессии. Это окончательный ответ на вопрос «Кем быть?». Однако, как отмечает Е.А. Климов, сам выбор профессии, «кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» (Климов Е.А., 2007).

Кроме того, человек на протяжении своей профессиональной жизни вынужден постоянно принимать решения, самоопределяться. Таким образом, профессиональное самоопределение – это постоянно чередующиеся выборы: принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнение и коррекция карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов.

Профессиональное самоопределение строится на основе анализа и рефлексии своих склонностей, способностей и возможностей, опыта, имеющихся профессиональных достижений.

Поскольку профессиональное самоопределение можно представить себе в упрощенном виде как некое внутренне действие выбора из определенного числа имеющихся вариантов, выбор в некотором пространстве, то его результат может быть оценен с точки зрения его последствий для человека. Выбирая, человек прогнозирует определенное развитие событий, соотнося результаты с тем, что для него является значимо. В качестве точки отсчета выступает система мотивов, установок, ценностные ориентации, которые трансформируются в профессиональные ценности, те стороны, компоненты профессиональной деятельности, которые для человека являются значимыми (общественное признание, материальные ценности, творчество и т.д.).

Критерии эффективности самоопределения в общем виде заданы и в определении профориентации: степень учета интересов, способностей, и потребностей рынка. Внешним показателем успешности профессионального самоопределения могут быть показатели продуктивности деятельности.

Как конечный итог процесса профессионального самоопределения и высшая стадия профессионального развития человека как субъекта профессиональной деятельности может выступать профессиональная самореализация. Для профессиональной самореализации характерно осуществление потенциальных возможностей человека в сфере профессиональной деятельности, воплощение целей, идеалов, смыслов и идей в профессиональной деятельности.

Самоопределение личности в труде и профессии осуществляется в общем контексте жизненного (социального) самоопределения и личностного самоопределения.

Личностное самоопределение предполагает поиск ответа на вопрос каким быть? Оно происходит на фоне существующей в конкретное историческое время в обществе иерархии ценностей. Личностное самоопределение происходит в пространстве ценностных ориентаций и смыслов. Человек принимает решение о том, что является для него значимым, а что нет.

Социальное самоопределение связано для личности с нахождением ответа на вопрос «Чего я хочу достичь?». Человек ориентируется на достижение определенного уровня в системе социальных отношений. Социальное самоопределение предполагает более или менее точное планирование своей жизни во времени: выстраивается определенный жизненный план, включающий в себя систему жизненных целей.

Периодически на протяжении всей жизни проблема самоопределения может актуализироваться (становиться актуальной). Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями: нормативными (окончание школы, вуза) и ненормативными (смена местожительства, потеря работы, реорганизация и т.п.). Нормативные события происходят с каждым и определяются естественным ходом жизни человека в обществе, переходами от одного возрастного этапа к другому. Ненормативные события зависят от индивидуальных обстоятельств жизни и определяются влиянием случайных факторов.

Типы профессионального самоопределения. Пряжников Н.С. предлагает различать несколько типов самоопределения (Пряжников, 2006).

1. Самоопределение в конкретных трудовых функциях, операциях предполагает выработку уникальных способов выполнения трудовых действий, что позволяет, например, делать работу менее однообразной и монотонной.

2. Самоопределение в рамках определенного трудового процесса. Специалист может самостоятельно организовывать свое рабочее пространство, определять темп и режим работы.

3. Самоопределение в рамках специальности связано с выбором места работы (организации и коллективы), конкретного трудового поста и рабочего места.

4. Самоопределение в профессии дает возможность определяться со специализацией в пределах одной профессии.

5. Жизненное самоопределение связано с выбором образа жизни, при этом профессия выступает как лишь средство достижения желаемой цели.

Жизненное и профессиональное самоопределения должны быть согласованными, в противном случае профессия не будет приносить удовлетворения.

6. Личностное самоопределение придает жизни определенный смысл, позволяет раскрывать личности свою уникальность, вступая в разнообразные отношения и принимая разные роли

7. Самоопределение в культуре предполагает внесение своего уникального вклада в человеческую культуру.

В зависимости от реализации возможностей могут быть выделены уровни самоопределения: от агрессивного неприятия данной деятельности до стремления обогатить и усовершенствовать выполняемую деятельность в целом, нахождение в ней особых смыслов. Развитие человека как субъекта проявляется в расширении своих возможностей для самоопределения, в повышении уровня реализации возможностей самоопределения по каждому из имеющихся типов.

Существует зависимость между возрастом и тем, какому типу самоопределения уделяется основное внимание. Для подростков наиболее значимо жизненное и личностное самоопределение, хотя самореализация по этим типам для них возможна лишь на уровне романтических надежд и мечтаний. У взрослых более актуальными оказываются типы, где самоопределение имеет большую конкретность (самоопределение в профессии, специальности, на определенном трудовом посту и пр.).

Следует принимать во внимание, что помощь в профессиональном самоопределении может оказываться на разных уровнях сложности (Пряжников Н.С., 2006). На первом уровне проблема решается за человека. Заняв пассивную позицию, клиент ждет от специалиста готового решения. На втором уровне проблема решается совместно с клиентом в ходе диалога. Третий, высший уровень предполагает самостоятельное решение проблемы клиентом, ставшим субъектом профессионального самоопределения. Понятие субъект используется в данном случае для обозначения позиции человека по отношению к ситуации выбора. Человек, ставший субъектом выбора, занимает активную позицию, он обладает всеми необходимыми качествами, позволяющими ему самостоятельно принимать жизненно важные решения. Исходя из этих рассуждений цель профориентации (идеальную) можно сформулировать следующим образом – формирование готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Очевидно, что данная цель должна рассматриваться в качестве идеальной.

 

Планирование профессионального развития. Факторы профессионального самоопределения

Планирование профессионального развития предполагает совершение профессионального выбора, формулирование личного профессионального плана и построение личной профессиональной перспективы.

Профессиональный выбор предполагает ближайшую перспективу. Это, например, выбор учебного заведения, специализации, места работы. Как и всякий выбор, профессиональный выбор осуществляется из нескольких известных человеку вариантов и может быть удачным и неудачным. Неудачный выбор может корректироваться последующими выборами.

Профессиональный план – это определенная последовательность шагов по достижению конкретных целей. Достижение конечных целей может быть представлено в виде отдельных действий, каждое из которых решает конкретную задачу.

Профессиональная перспектива по сравнению с планами менее конкретна, обычно она ориентирована на отдаленное будущее. Планы часто разрабатываются на основе перспективы. В основе профессиональных перспектив, планов и выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Ценностно-смысловые ориентации – представления о желаемом образе жизни, успехе. Именно с ними соотносятся выборы, планы или перспективы: насколько они позволят продвинуться на пути к достижениям, к желаемому образу жизни.

Решения, связанные с профессиональным самоопределением, могут определяться влиянием множества разнообразных факторов. Модель факторов профессионального выбора Е.А. Климова, широко известная в нашей стране, включает описание восьми основных факторов. Для графического отображения модели используется фигура восьмиугольника. Отсюда название модели – «восьмиугольник основных факторов выбора профессии». Использование этой модели дает возможность оценивать ситуацию профессионального самоопределения и тем самым определять качество профессиональных планов.

 

 

Рис.5. Факторы выбора профессии

 

1. Склонности (интересы). Выбирая профессию, человек часто ориентируется на то, что ему нравится, чем ему интересно заниматься. В интересах и склонностях проявляется направленность личности. Интерес определяется как направленность на определённый предмет, он проявляется как желание знакомиться с каким-нибудь предметом, изучать его, размышлять о нём. Склонность – направленность на занятие определённой деятельностью. По сравнению с интересами склонности отличаются большей устойчивостью. Возникновение склонностей часто является предпосылкой развития соответствующих способностей. От интересов и склонностей зависит привлекательность для человека той или иной работы, интерес к её содержанию. Сфера склонностей и интересов обозначается словом «Хочу».

2. Способности. Способности – индивидуальные качества человека, от которых зависит успешность выполнения деятельности. Наличие профессиональных способностей определяется по тому, насколько легко человек овладевает выбранной специальностью и насколько успешно справляется с профессиональными обязанностями. Для обозначения этого фактора Климов использует слово «Могу». В качестве определенного рода препятствий, ограничивающих возможности выбора, могут выступать медицинские противопоказания, материальные возможности семьи.

3. Притязания (предпочтения). Выбор во многом определяется актуальными установками и ценностями человека, т.е. тем, что для него имеет первостепенное значение, что является наиболее важным в жизни. Определяющую роль может играть уровень заработной платы, место жительства, возможность приобретения высокого статуса в обществе благодаря полученной профессии и т.п.

4. Мнение родителей, семьи. Многие родители принимают активное участие в выборе профессии для своих детей, исходя из своих собственных представлений и личного опыта. Часто в таких случаях проявляются нереализованные собственные амбиции, желание уберечь от ошибок. Многочисленные исследования показывают, что мнение родителей – один из основных факторов выбора профессии у современных подростков.

5. Мнение сверстников. Сложившиеся в среде сверстников, одноклассников ценности, представления о престижности или непрестижности могут существенным образом влиять на профессиональный выбор.

6. Информированность о профессии. Знания о существующих профессиях, степень осведомленности о современных профессиях определяет пространства выбора. Важно также насколько хорошо знаком человек с конкретной профессией, привлекшей внимание. Оно может быть весьма поверхностным. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний, профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной специалист, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

7. Потребности «рынка». Выбор профессии должен определяться востребованностью профессии на рынке и перспективами трудоустройства. Данный фактор определяется словом «Надо». Спрос на профессии может меняться в зависимости от тенденций в экономике. Должны приниматься к сведению и те обстоятельства, что востребованными могут быть не просто выпускники вузов с дипломом по определенной специальности (например, юристы), а специалисты, закончившие престижные учебные заведения. Рынок нуждается не просто в специалистах, а специалистах с гарантированно высоким уровнем профессиональной подготовки. Имеет значение и наличие особых навыков (работа с определенными компьютерными программами), знание иностранных языков и т.п.

8. Личный профессиональный план или личная профессиональная перспектива (ЛПП) представляет собой программу действий по выбору и достижению профессиональных целей. Правильно подготовленный ЛПП строится с учетом всех остальных факторов. Он включает в себя ясные представления о том, что человек собирается делать в будущем, кем и каким хочет быть, чего хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. В ЛПП включаются представления о последовательности ближайших действий – жизненная перспектива: возможные профессиональные учебные заведения, желаемое место работы после окончания учебы, условия работы, перспективы профессионального роста, построение карьеры, представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей, внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

ЛПП должен включать и запасной вариант на случай возникновения непреодолимых трудностей и неконтролируемых обстоятельств в реализации основных вариантов.

Использование «восьмиугольника основных факторов выбора» позволяет наглядно отображать характеристики консультируемого подростка и дает ему возможность самому лучше разобраться в своих проблемах. Анализируя конкретную ситуацию профессионального выбора в работе со школьниками, консультант изображает на вершинах восьмиугольной фигуры факторы выбора и совместно со школьником оценивает степень учета каждого фактора и в целом обоснованность выбора профессии.

Основные варианты планирования профессионального развития выделены Пряжниковым Н.С.

Целевой (романтический) вариант – выбираются сложные и престижные, но труднореализуемые цели. Реальные возможности не принимаются во внимание. Работа профконсультанта должна быть направлена на переориентацию на более реалистичные цели.

Реалистический вариант – профессиональные цели строятся с учетом своих реальных возможностей. В случае, если в ходе реализации обнаруживаются новые ресурсы, планы могут быть подкорректированы

Событийный подход. Жизнь представляется как череда ярких взаимосвязанных (и взаимодетерминированных) событий. Планирование рассматривается как выстраивание будущего в виде предполагаемых событий: профессиональные планы и перспективы ориентируются на достижение этих событий.

Сценарный подход. Планируя жизнь, люди ориентируются на типичные жизненные сценарии, образцы, которые задаются культурой. Такие готовые сценарии одобряются большинством людей в обществе. Самоопределение заключается в выборе из числа наиболее привлекательных для человека сценариев. Это с одной стороны облегчает выбор, но с другой стороны использование готовых образцов лишает человека возможности творчества, возможности стать полноценным субъектом самоопределения. Пряжников видит в этом недостаток современной системы оказания профориентационной помощи.

Творческий вариант. В основе – стремление построить уникальную самобытную мало на что похожую жизнь. Вариант может рассматриваться как идеал самоопределения, самореализации, самоактуализации, самотрансцендентности с позиции гуманистического направления. Планы профессиональные и жизненные планы и их реализация отличаются оригинальностью. Такие планы часто не одобряются окружающими, не встречают понимания у родителей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал