Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологическая карта развивающего образования
Структурные
элементы образования
| Смыслообразующие
положения
развивающего образования
| Цель
| Развитие метаобразований личности, актуализация профессионально-психологического потенциала, прогнозирование профессионального роста
| Принципы
| Признание самоценности и индивидуальности траектории профессионального становления Конгруэнтность содержания профессионального образования инновационному характеру профессиональной деятельности
Учет субъективного опыта специалиста Удовлетворение потребности личности в профессиональных самоопределении, самосовершенствовании и саморазвитии
Создание благоприятного психологического климата при сотрудничестве всех субъектов профессионального развития
Обеспечение самоконтроля и самокоррекции профессионального становления
| Задачи
| Стимулирование и мотивирование профессионального развития, роста, карьеры
Повышение компетентности: социально-экономической, правовой, психологической, специальной (профессиональной)
Расширение сферы компетенции личности: развитие инициативности, ответственности, корпоративности, приверженности организации, предприятию Развитие метапрофессиональных качеств Рефлексия профессионального становления и формирование позитивной Я -концепции Психологическая поддержка и профессиональное самосохранение специалиста
Проектирование альтернативных сценариев профессиональной жизни
|
| Формирование индивидуального стиля деятельности Преодоление деструктивных тенденций профессионального развития: кризисов, стагнации, деформаций
|
Окончание табл. 25
Структурные
элементы образования
| Смыслообразующие
положения
развивающего образования
| Содержание
| Общие социально-экономические и правовые знания Общеобразовательная, общетехническая, общепрофессиональная и специальная подготовка Опережающая и инновационная подготовка Повышенное профессиональное образование Субъективный опыт специалистов Квалификационно-должностные обязанности
| Технологии
| Технологии обогащения социально-профессиональной направленности
Диагностика метапрофессиональных характеристик Тренинги личностного и профессионального роста, делового общения, интеллектуальных умений, мета-профессиональных качеств и др.
Организационно-деятельностные игры: деловые, плановые, имитационные и др. Метод проектов
Когнитивное инструктирование: метод направляющих текстов, комплексные задания, инструкционные карты и др.
| Мониторинг профессионального развития
| Уровни профессионального развития:
– репродуктивный,
– адаптивный,
– эвристический,
– рефлексивно-оценочный,
– творческий,
– самоактуализационный
| Реализация развивающих технологий предполагает выполнение функций «действующего лица». Человек не просто усваивает готовые знания (компетентности), а активно участвует в их «открытии», самостоятельно определяет способы действия в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях (компетенции). При этом он раскрывается для самого себя, у него развивается аутокомпетентность, формируются качества, обеспечивающие профессиональную успешность, мобильность и конкурентоспособность (метапрофессиональные качества).
Технологии формирования метаобразований характеризуются интегрированностью, которая достигается благодаря триединой направленности образовательного процесса: знания, действия, субъектность (многообразие психологических способностей и ме-
ханизмов, представленных интеллектом, чувствами, побуждениями, волей, характером человека).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику образовательных технологий.
2. Назовите основные образовательные парадигмы. Сравните их достоинства и недостатки.
3. Рассмотрите сущность контекстно-компетентностного обучения.
4. Перечислите основные этапы выполнения проектов. В чем заключается развивающая функция этого метода?
5. Обоснуйте психологические особенности развивающих тренинго-вых технологий.
Рекомендуемая литература
Козлова А.Д. Образовательные технологии: учеб. пособие. — Красноярск, 2005.
Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. — М.; Воронеж, 2003.
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999.
Р А З Д Е Л IV
|