Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление. «Выражая себя, цветок источает свое неповторимое благоухание






 

«Выражая себя, цветок источает
свое неповторимое благоухание.
Каллиграфия- это цветок души человека».

Ханда Сюко,
японская поэтесса и каллиграф.

 

«В основе каллиграфии лежит природа, а в ней всё рождается от превращений женского начала (инь) и мужского (ян). Именно в этих превращениях созидаются, выкристаллизовываются формы. Скрытая в кисти, затаившаяся в её кончике сила (энергия ритмов инь-ян) находит завершение в иероглифе, отливается в изящное, красивое. Если она возникла и проявилась, её невозможно остановить, если же она ускользает, тает, теряет свои очертания, её уже нельзя задержать...» (из древнекитайских трактатов по каллиграфии).

Что является причиной того, что современный человек занимается каллиграфией?

В европейской традиции мы пишем буквы, которые затем складываем в слова. В китайской традиции - иероглифы. Иероглиф - это знак, который обозначает слово, понятие. Для западного человека это крайне непривычно, поскольку его учили выражать мысли буквенными цепочками, в отличие от китайца, выражающего мысли знаковыми понятиями. Для китайца иероглиф является средством общения, как правило, лишенном всякой художественной ценности. Европейский человек, не зная смысловой нагрузки иероглифа, подсознательно улавливает его структурность, поскольку она гармонично выстроена в пространстве.

История письменности в Китае насчитывает, по крайней мере, пять тысяч лет. Современные иероглифы с тех пор по сути не изменились. Подсознательно нынешний европеец видит в иероглифах древние символы-пиктограммы, лежащие в основе архаической письменности. Поэтому для современного человечества каллиграфия не может не быть неким видом абстрактного искусства.

«Китайская письменность соединяет в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям – придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нём сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания»2[87].

Каллиграфия подобна живописи, и процесс создания иероглифа кистью и тушью сродни процессу создания картины. Эту картину можно просто созерцать либо созерцать и проникаться ее духом.

 

 

" Четыре драгоценности ученого"

 

«Искусство каллиграфии реализуется с помощью традиционных письменных принадлежностей, называемых в Китае «четырьмя драгоценностями ученого» или «четырьмя сокровищами кабинета»: кисти, туши, бумаги и тушечницы»4[38]. Этим названием они обязаны тому, что являются неотъемлемой частью жизни всякого образованного человека в Китае. Китайские искусства каллиграфии и живописи, обладающие неповторимым своеобразием и утонченностью, получили широкую известность во всем мире. Между тем занятия каллиграфией и живописью во многом основываются именно на владении кистью, тушью, бумагой и тушечницей, поскольку только посредством этих принадлежностей можно добиться особой выразительности, присущей китайскому искусству.

Вполне естественно, что к выбору своих профессиональных инструментов всякий художник подходите величайшей ответственностью. В период династий Тан (7 - 10 вв.) и Сун (10 - 13 вв.), когда в Китае процветали искусства, мастерство изготовления " четырех драгоценностей" достигло высокого совершенства. Высокий уровень изготовления " четырех драгоценностей" непосредственным образом повлиял на развитие китайской каллиграфии и живописи.

 

Кисти

 

Первая из " четырех драгоценностей" - кисть - незаменимое орудие китайских художников и каллиграфов, начиная со стародавних времен. Изобретение кисти восходит к весьма отдаленной эпохе истории Китая. Как показали новейшие археологические исследования, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом.

Графические возможности кисти весьма широки и несравнимо богаче возможностей шариковых ручек. Это касается, в частности, толщины и интенсивности проводимых ею линий, способов манипуляции кистью. Линии могут быть и полновесными, и легкими, еле обозначенными - количество всевозможных вариаций письма практически не ограничено. Этим уникальность стиля китайской каллиграфии и живописи.

Кисти, применяемые в настоящее время, подразделяются на три типа, в зависимости от материала, используемого для их изготовления. Это - козья шерсть, а также так называемый " волчий волос" и " фиолетовый волос". Кисти " волчьего волоса" делаются на самом деле из шерсти колонка, кисти " фиолетового волоса" - из кроличьей шерсти. Художники и каллиграфы, как правило, имеют в своем распоряжении кисти различных типов.

«…Владение каллиграфией, как и всем комплексом традиционной учености, включавшим знание древних философских трактатов, классической поэзии, живописи, давало через систему экзаменов доступ к успешной карьере, породив особый пиетет перед иероглификой, подлинный культ письменности…»1[124]

 

Тушь

Следующим после кисти, необходимым атрибутом для каллиграфа и художника является тушь. Твердая тушь приготовляется на основе клея и сажи. Чаще всего используется сажа, получаемая путем сжигания дерева (сосны), масла или лака. Понятно, что качество туши сказывается самым непосредственным образом на выразительности произведения. Хорошую тушь отличает ровная и гладкая текстура. Цвет - ярко-черный, без примесей. От правильного использования цвета туши целиком зависит успех в реализации художественного замысла произведения. Использование туши неотделимо от тушечницы. Твердую тушь необходимо растирать в тушечнице, предварительно добавив небольшое количество воды. Жидкую тушь также разбавляют водой.

 

Бумага

 

Как известно, изобретение бумаги принадлежит Китаю - и это важный вклад китайской культуры во всю мировую цивилизацию. Во всем мире известен особый сорт бумаги сюаньчжи, который используется в традиционной китайской живописи и каллиграфии. Он выпускается на Тайване. Эта бумага, производимая вручную, мягка и гибка, а ее абсорбирующие свойства лучше всего подходят для занятий живописью и каллиграфией.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал