Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Показатели умственного развития и организации действий






При оценке уровня умственного развития следует ориентироваться не на один какой-либо показатель из числа приводимых ниже, а на их совокупность. При этом важно учитывать, что низкие результаты выполнения интеллектуальных тестов могут объясняться не только нарушениями умственного развития, но и низким уровнем мотивации, погруженностью ребенка в свои эмоциональные проблемы, отрицательным отношением к ситуации обследования, к проверяющему и пр. При анализе рисунков необходимо учитывать, что их особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и его специфическим отношением к изображаемому объекту.

Снижение уровня организации действий может вызываться не только интеллектуальными проблемами, но и состоянием острой тревоги (обычно это связано с общим сильным повышением уровня тревожности, но иногда бывает следствием острогостресса). Организация деятельности нарушается также вследствие импульсивности, характерной для гипертимного склада личности.

Рисунок человека и другие рисуночные тесты.

Рисуночные тесты не могут служить достаточным основанием для подробной характеристики особенностей умственного развития ребенка. Однако они позволяют строить обоснованные предположения об уровне развития интеллекта и выявлять некоторые виды органических поражений мозга.

Для повышения достоверности выводов желательно, если это возможно, сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях. Кроме того, следует помнить, что, чем старше ребенок,

86

тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования. Поэтому с возрастом ребенка падает надежность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка (надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях, напротив, растет с возрастом).

С точки зрения оценки умственного развития наиболее показателен рисунок человека. Критерии, приведенные ниже, относятся, в основном, именно к нему.

1) Наличие основных деталей

При оценке умственного развития можно руководствоваться следующими ориентировочными нормами, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Возраст Детали
5 лет Голова, глаза, туловище, руки, ноги
6 лет Нос, рот, пальцы (их количество несущественно)
7 лет Шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в предельно схематическом виде). Руки и ноги изображены двойными линиями
8—9 лет Уши, ступни. На руках по 5 пальцев

Отсутствие какой-либо из деталей (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополнительными, необязательными деталями (типа пупа, пуговиц и т. п.).

Следует учитывать, что отсутствие на рисунке какой-либо важной детали (например, рук или рта) может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или же просто отвлечением внимания. Поэтому необходимо выяснить, все ли рисунки дефектны. Для сопоставления могут быть использованы рисунки, сделанные ребенком самостоятельно и принесенные родителями, методика “Рисунок семьи” и т. п. Достаточно, если данная деталь присутствует хотя бы в одном из рисунков.

2) Пластичность — схематичность

Показателем высокого уровня умственного развития является пластический рисунок, то есть изображение того, что ребенок видит, в отличие от “изобразительного перечисления” требуемых деталей при схематическом

87

изображении. В пластическом изображении части тела переходят одна в другую без четкой границы, что соответствует реальному строению человеческого тела. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) сходятся наверху в одну точку. Имеется попытка передать реальную форму тела (хотя эта попытка может быть и не очень удачной). Как правило, пластический рисунок свидетельствует о нормальном уровне умственного развития младшего школьника даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для этого возраста.

Схематическое изображение — это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы между которыми отчетливо видны. Наиболее показательны переходы между шеей (при ее наличии) и телом, а также между плечом и рукой. В схематическом рисунке и шея, и руки как бы приклеены к телу. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) не сходятся наверху в одну точку. Схематическое изображение типично для детей до 7 лет. В школьном возрасте такой рисунок — проявление общей или частичной инфантильности. Он может появиться вследствие сенсомоторных нарушений, вызванных органическим поражением мозга, из-за педагогической запущенности или умственной отсталости. Он может быть также проявлением интеллектуализма (раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы).

Рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим изображением, характеризуется тем, что некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы (что соответствует реальному строению человеческого тела), в то время как другие части как бы “приклеены”. Например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой способ изображения типичен для детей в возрасте 7—9 лет. Начиная с 10-летнего возраста, он может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления в целом. Начиная с 12 лет это показатель явного отставания в развитии образного мышления.

3) Количественная оценка выполнения задания может быть получена следующим образом.

Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка — 0 баллов.

Если имеются голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следующих деталей: глаза (2 глаза засчитываются за одну деталь), рот, нос, руки (2 руки — одна деталь), ноги (две ноги — одна деталь).

По 1 баллу ставится за каждую из деталей: уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).

За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла.

88

Если способ изображения — пластический, то ставится 8 дополнительных баллов; если он промежуточен между пластическим и схематическим — 4 дополнительных балла; если он схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальный балл за это задание — 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изображения) — 26 баллов. Примерные возрастные нормы приведены в табл. 2. Примеры оценивания рисунка человека приведены в Приложении IV.

Таблица 2

Возраст 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет ≥ 11
Баллы 4—11 7—14 12—16 17—21 20—23 22—25 24—26

4) Признаки повышенной импульсивности

При высокой импульсивности, нарушениях организации действий линии в рисунках часто не доводятся до конца (контур оказывается незамкнутым) или, наоборот, “проскакивают” дальше чем нужно. Рисунок выполняется очень быстро. Низка его детализированность. Причем, в отличие от низкой детализированности при астенизации (см. ниже), для импульсивных детей характерна линия с сильным нажимом.

К признакам импульсивности относятся также:

отклонения от вертикали — “падающая” (наклоненная) фигура человека, наклонный ствол дерева (когда оно производит впечатление неустойчивого или падающего);

• грубые нарушения симметрии — например, смещенность крыши дома или кроны дерева вправо или влево от центра рисунка, изображение веток с одной стороны ствола заметно более короткими, чем с другой, и т. п.;

неудачное размещение рисунка на листе — на рисунке человека не хватает места для ног или же он упирается головой в верхний обрез листа; крона дерева или крыша дома не помещаются на листе.

Эти же признаки могут свидетельствовать о сенсомоторных нарушениях, вызванных органическим поражением мозга.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал