Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебный курс






«Семья как объект работы междисциплинарной команды специалистов»

Автор: старший преподаватель кафедры психологии управления Нижегородского государственного педагогического университета, Ярыгина Наталья Юрьевна

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми является междисциплинарной проблемой: ее решение возможно только в случае объединения усилий специалистов нескольких ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, органов правопорядка).

Служба по борьбе с насилием над детьми не должна стать источником насилия над семьей. Ее цель: не поиск виноватых, а укрепление семейной системы, повышение ее адаптационных ресурсов, снижение ее зависимости от экономических и социальных стрессоров, создание условий для полноценного выполнения семьей ее функций. Задачей специалистов, работающих с семьей, пережившей насилие и жестокое обращение с детьми или имеющей угрозу насилия, является работа не только с ребенком, но и с семьей в целом.

В системе подготовки многих специалистов недостаточно представлены программы по работе с семьей. И если при подготовке психологов и социальных работников эта проблематика и учитывается, то при подготовке юристов, педагогов, врачей присутствует явный дефицит специальных знаний об особенностях семьи и методах работы с ней. Кроме того, как правило, подготовка специалистов не отличается системным многопрофильным подходом к решению проблем семьи и не связана с разработкой практических технологий помощи.

 

Поэтому, при подготовке, специалистов необходимо обеспечить знаниями о законах функционирования семейной системы, о нормально функционирующей семье, о семье как источнике благополучия, защиты, физического и психического здоровья; об организации и приемах работы специалиста по повышению ресурсов в семье и снижению ее зависимости от стрессоров. Кроме того, необходимо создать условия для разработки и освоения специалистами технологии работы с семьей.

Цели и задачи курса:

  • обеспечение специалистов междисциплинарных команд научной информацией в области семейной психологии;
  • создание условий для овладения специалистами навыками работы с семьей как системой;
  • создание условий для получения и осознания специалистами первичного опыта в работе с реальными семьями;

анализ полученного опыта и осмысление перспектив деятельности.

Условия реализации программы:

  1. Программа разработана для специалистов междисциплинарных команд, работающих с семьей, пережившей насилие и жестокое обращение с детьми или имеющей угрозу насилия.
  2. Общее количество учебных часов: 120. Из них: лекции - 46, семинары - 4, практикумы - 42, тренинги – 28.
  3. Основными формами и механизмами реализации программы является проведение обучающих семинаров (лекции, семинары, тренинги, практикумы, супервизорство)

для специалистов междисциплинарных команд, а также научно-методическое и консультативное сопровождение их деятельности;

 

Эффективность программы определяется с помощью методов психологической диагностики, анкетирования, интервью участников программы, а также с помощью внутренних экспертных оценок ведущих специалистов и привлеченных экспертов, работающих в данной области.

Содержание

I. Семья как система
Законы функционирования семейной системы. Структура и подсистемы семьи.
Функции семьи. Нормально функционирующая семья. Нормальное супружество. Дисфункциональная семья. Нарушения жизнедеятельности семьи.
Портрет семьи. Теория семейных систем М.Боуэна.
II. Практика помощи семье.
Семейное консультирование и семейная терапия. Семейная психотерапия М.Боуэна
III. Организация взаимодействия междисциплинарной команды специалистов с семьей.
Принципы и методы выявления семей, переживших насилие и жестокое обращение с детьми или имеющих угрозу насилия. Принципы и методы организации мониторинга семей, переживших насилие и жестокое обращение с детьми или имеющих угрозу насилия. Принципы и методы организации помощи семьям, пережившим насилие и жестокое обращение с детьми или имеющим угрозу насилия. Распределение ответственности и полномочий членов междисциплинарной команды, работающей с семьей, пережившей насилие и жестокое обращение с детьми или имеющей угрозу насилия

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал