Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV.3. Потребности






Определения. Термином “потребность” обычно обознача­ют следующие три феномена:

1. Объективные нужды людей в определенных условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие.

2. Свойства личности, определяющие ее отношение к дей­ствительности и собственным обязанностям, в конечном итоге — определяющие образ ее жизни и деятельности.

3. Определенные состояния психики человека, отражаю­щие его нужду в веществах, энергии и других факторах, необ­ходимых для его функционирования как живого организма и лич­ности.

Можно было бы эти три явления обозначить тремя терминами:

нужда — потребность — потребностное состояние, но обычно это­го не делают.

Потребности-свойства вызывают активность человека и на­правляют ее на овладение определенными ценностями, выступая тем самым как программы жизнедеятельности. При этом в таких программах “потребности в потреблении” всегда являются лишь обратной стороной “потребностей созидания”. Так, например, по­требность в пище есть лишь следствие потребности в созидании собственного тела.

Закрепившиеся, устойчивые программы жизнедеятельности че­ловека постоянно дополняются экстренно образуемыми времен­ными программами (“квази-потребностями”), учитывающими спе­цифику тех ситуаций, в которых приходится реализовывать основ­ные программы. Толчок для развертывания цепи познавательных, эмоциональных и волевых процессов, необходимых для формиро­вания дополнительных программ жизнедеятельности, дают по-требностные состояния. Формируемые в ответ на потребностные состояния дополнительные программы поведения ведут себя в об­щем так же, как и основные, и в свою очередь могут потребностно переживаться и дополняться вторичными программами. Однако в


отличие от основных программ временные программы живут недол­го и “стираются” мозгом тотчас после их реализации (72, с. 9—16).

Потребности—исходные побуждения к деятельности—озна­чают испытываемую человеком нужду в чем-то вне его находя-? щемся. Они выражают его зависимость от мира и направленность! на него. Состояние потребности — это пассивно-активное состоя's ние. Его пассивный аспект выражается в положительном или от­рицательном — в зависимости от состояния удовлетворения по­требности — эмоциональном состоянии; его активный аспект — в стремлении, влечении, желании, в которых элементы аффектив­ной и волевой сторон психики представлены в неразрывном един­стве (216, с. 175).

Нужно с самого начала различать потребность как внутреннее условие, как одну из обязательных предпосылок деятельности и потребность как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. В первом случае по­требность выступает лишь как состояние нужды организма, кото­рое само по себе не способно вызвать никакой определенной направленной деятельности; ее функция ограничивается активи­зацией соответствующих биологических отправлений и общим воз­буждением двигательной сферы, проявляющимся в направленных поисковых движениях. Лишь в результате ее “встречи” с отве­чающим ей предметом она впервые становится способной направ­лять и регулировать деятельность. Встреча потребности с пред­метом есть акт опредмечивания потребности—“наполнения” ее содержанием, которое черпается из окружающего мира (144, с. 87—88).

Классификации потребностей. Понятие потребности использу­ется в трех значениях: как обозначение а) объекта внешней сре­ды; необходимого для нормальной жизнедеятельности (потреб­ность-объект); б) состояния психики, отражающего нехватку че­го-либо (потребность-состояние); в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свой-' етво).

• Исходя из такого понимания потребностей можно предложить следующую их классификацию (см. первый форзац, слева; 96, с. 121—123).

Потребности также можно разделить на биологические, со­циальные и идеальные..

Биологические потребности призваны обеспечить индивидуаль­ное и видовое существование человека. К числу биологических от-яосится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению „-своих целей.

Социальные потребности — это потребность принадлежать к ^ социальной группе и занимать в ней определенное место, пользо­ваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах—потребность “для ее-


Р

' бя”, противоположны и в то же время взаимодействуют с потреб-

; ностями выполнять свои обязанности — потребностями “для дру­гих”. Силы той и другой потребности контролируются социальны­ми нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономи­ческих, национальных и других факторов.

Идеальные потребности—это потребности познания окружаю-

. щего мира 9 целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социаль­но-политическую и духовную.

В свою очередь указанные виды потребностей делятся на по­требности сохранения и потребности развития. Потребности со­хранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потреб­ности развития, как правило, превышают эти нормы (222).

Трансформация потребностей. Трансформация потребности во внешнее поведение проходит ряд ступеней “опредмечивания”. В основе мотивации лежит физиологический механизм активирова-иия хранящихся в памяти следов тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и следов тех действий, которые способны привести к ее удовле­творению. Не существует мотивации без потребности.

На основе врожденного и, главным образом, ранее приобре­тенного индивидуального опыта происходит прогнозирование не только предмета удовлетворения потребности, но и вероятности (возможности) получения или избегания жизненно важного фак­тора, если последний вреден для человека. Эту оценку человек производит, сопоставляя информацию о средствах, предположи­тельно необходимых для удовлетворения данной потребности в ' данных обстоятельствах, с наличной информацией о средствах, которыми он реально располагает. Подобная оценка может про­исходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне, а ее интегральным результатом является эмоция — отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероят­ности ее удовлетворения в данный момент. Низкая вероятность ведет к возникновению отрицательных эмоций, которые человек стремится ослабить, предотвратить. Возрастание вероятности

• удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом по­рождает положительные эмоции, которые человек стремится уси­лить, продлить, повторить.

Различные потребности характеризуются разными предельны­ми сроками их удовлетворения. Удовлетворение биологических потребностей не может быть отложено на продолжительное время. Удовлетворение социальных потребностей ограничено сроками че­ловеческой жизни. Достижение идеальных целей может быть отнесено и к отдаленному будущему. Шкала удаленности целей получила отражение в обыденном сознании как “размер души”,


который может быть и большой, и мелкий. Человек, отказываю­щийся от достижения удаленной цели в пользу ближайшей, — это малодушный человек. Великодушен тот, кто отклоняет легко до­стижимую цель ради удовлетворения более высокой потребности.

Для того чтобы потребность трансформировалась в действие, • в поступок, недостаточно ее актуализации, она должна быть уси­лена волей. Если выраженность и соотношение основных потреб­ностей представляет “ядро” личности человека, то в действиях проявляется его характер (222, с. 13—40).

Уровни и формы познавательной потребности. Первый, началь­ный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует прежде всего на новизну сти­мула. Потребность во впечатлениях составляет фундамент позна­вательной потребности.

Следующий уровень — потребность в знаниях (любознатель­ность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потреб­ность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности.

На высшем уровне познавательная потребность имеет харак­тер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам.

Первой формой проявления потребности в познании является усвоение готовых знаний (усвоение знаний, их интеграция, си­стематизация и, наконец, потребность в накоплении знаний).

Второй ее формой выступают исследование действительности с целью получения нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям и, наконец, стремление к целенаправлен­ной творческой деятельности.

Познавательная потребность различается также по широте и глубине познания, по интенсивности (экстенсивности) познава­тельной деятельности (270, с. 247—250).

Тот круг деятельностей, в которые включен ученик, побужда­ется разнообразными потребностями. В процессе обучения учи­телю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах—его любознательно­сти, в средних и старших — потребности в творческой деятель­ности.

Потребность, “находя” предмет, способный ее удовлетворить, становится мотивом, направляющим соответствующую деятель­ность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал