Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 6 страница






Предатели разрубают тело героя на части, лишают его целостности. Но, с другой стороны, они обрубают и те не­видимые нити, что связывали их с героем. Иными слова­ми, они своим предательством освобождают его от самих себя. То есть от балласта.

Предатели — это балласт, отработанный материал. С такой командой герой не может принять трон. От балла­ста нужно освободиться. Но как? Просто сказать: «Вы мне больше не нужны»?! Нет, герой так сделать не может — на нем Ответственность и за этих людей тоже. Он их лю­бит, они его соратники, братья родные. Тогда остается лишь одно — дать возможность проявиться их теневой стороне. Иисус Христос на Тайной вечере предупредил учеников: «Один из вас предаст Меня». Он не сказал кто. Но Его предупреждение обострило, катализировало ситу­ацию, отчасти искусило потенциального предателя.

Так и герой сказки искушает своих братьев добытыми им трофеями. Он дает возможность проявиться их тене­вой стороне. Он фактически проверяет их — стоит ли в будущем иметь с ними большое государственное дело. В глубине душе он знает, что его высокое Предназна­чение не даст ему быть ОКОНЧАТЕЛЬНО убитым предателями. «И, поверженный в бою, я воскресну и спою...» — пел Игорь Тальков. Что бы ни произошло, ге­рой обязательно возродится. Причем в другом качестве. Эта иррациональная, ничем, кроме внутреннего ощуще­ния, не подкрепленная, убежденность фактически спа­сает героя.

Братья же не видят урока и поддаются искушению. Ге­роя убивают, на части разрубают (чтобы уж наверняка), его добро присваивают себе. У них возникает иллюзия собственной безопасности: герой не может воскреснуть и наказать их. Кажется, зло победило. Но так кажется толь­ко предателям. Они не знают, что у настоящего героя есть невидимая охрана. Тайны будущего монарха скрыты даже от тех, кто считает себя его приближенными... Доб­рые помощники проводят с героем ритуал «инициации через воду» и помогают ему встать на путь восстановле­ния справедливости.

Тайный шифр архетипа Монарха очень тонок: перед тем как принять трон, проверь свое ближайшее окруже­ние. С кем ты? Верные ли это люди, надежные ли? Про­верь людей, клянущихся тебе в верности: нет ли среди них предателя? Дай проявиться его естеству, даже если для этого придется пожертвовать собою. Трон стоит того, что­бы рядом с ним не было предателей. Хотя, конечно, пол­ностью уберечься от таковых очень сложно.

Настоящий монарх должен иметь особенную чуткость к предателям, тонко видеть людей, особенно то, что они скрывают. Это трудно. Но необходимо. Ведь предатели могут не только убить монарха, но и развалить всю стра­ну, принести беду миллионам невинных жителей. Цена слепоты монарха очень велика.

В архетипе Монарха зашифрована особая технология выявления предателей, а исполнение ее зависит от эво­люционного уровня правителя.

На низком эволюционном уровне правитель бережет свою августейшую жизнь. Он подозрителен изначально, не верит никому. Для него все — потенциальные предате­ли. Кто из приближенных обладает чуть большей внут­ренней силой или независимостью, сразу попадает под по­дозрение, потом — «в расход». Такой подход формирует при дворе атмосферу страха и зависти. А страх и зависть являются питательной средой для предателей. Можно подсчитать, сколько потенциальных предателей произво­дит за время своего правления один низкоорганизованный монарх...

На среднем эволюционном уровне правитель «заигры­вает» с приближенными. Для профилактики предатель­ства использует технологию «кнута и пряника». Он и «стращает», и «покупает». Он окружает себя фаворитами (уме эти прикормленные люди точно не предадут!) и отда­ляет неудобных. В такой атмосфере формируются пара­зиты, предатели, но и верные люди тоже. Их мало, но они есть.

На высоком эволюционном уровне правитель всегда го­тов к предательству. Но это не делает его подозритель­ным. Это делает его предупредительным и прозорливым. Он видит скрытые мотивы приближенных на несколько шагов вперед. Как он этого достиг? Дело в том, что он прошел «инициацию через воду». В его опыте уже есть прой­денное жестокое предательство, есть смерть и возрожде­ние, есть перерождение. Не прошедший такого не станет прозорливцем... Таковы уроки архетипа Монарха.

Конечно, интересно читать или слушать рассказы, или смотреть фильмы, спектакли о пути Монарха. Но прожи­вать подобные ситуации в собственной жизни чрезвычай­но сложно. Правда, знание их смысла и назначения при­дает человеку уверенности и мудрости, помогает вести себя грамотно и предусмотрительно. Ведь в сказках есть важное предупреждение — «Не спи!». Героя предают, когда он засыпает или теряет бдительность иным образом (выдает слишком много информации, отдает сам свои тро­феи). Что ж, нам остается только внять предупреждению или игнорировать его...

Встает вопрос: а зачем нужно пережить предатель­ство? Неужели нет других способов инициации? Обязате­лен ли кризис?

Может быть, где-то и можно обойтись без кризиса, но что касает­ся эволюции человеческого созна­ния (особенно сознания Монар­ха), — это самый «доходчивый» способ. От монарха требуется ответственность за подданных, основанная на мудрости. Ее-то как раз и требуется зара­ботать, пройдя и через предательства в том числе.

Мудрый правитель всегда прозорлив. Он видит теку­щий эволюционный уровень приближенных, все их до­стоинства и недостатки. Он умеет воспитывать поддан­ных, имеет рычаги для формирования ограничений их те­невой природы. Также он создает условия для развития достоинств подданных. Это идеальная ситуация, ориен­тир для стремления. Собственно, сказки и пишут, чтобы создавать внутри нас ориентиры, предупреждать, на­правлять.

Мудрецы свидетельствуют, что легендарному Гаруну аль-Рашиду удавалось править именно ТАК. Вот одна из чудесных историй о нем и бедном бедуине.

Известно, что Гарун аль-Рашид был великим правителем. Он хорошо знал нравы и особенности своих подданных, ибо часто присутствовал среди них, оставаясь неузнан­ным... Так вот, однажды состоялась его встреча с одним бедным бедуином, кочевником. Дело было так...

Бедуин кочевал со своей семьей по пустыне и наткнулся на ис­точник с водой. Когда он ее попробовал, она показалась ему восхи­тительной и волшебной. И он решил, что должен отнести бурдюк с такой водой ко двору Гаруна аль-Рашида, чтобы порадовать его. Гордость распирала его. Так он отправился в столицу. Стража про­пустила его, ибо этого требовал приказ правителя. Гарун аль-Рашид попробовал «волшебную воду» и едва сдержал гримасу — вода была отвратительной, тухлой. Но правитель и виду не подал. Он при­казал накормить бедуина, дать ему золотых монет и отвести ему место для отдыха. Когда тот удалился, Гарун аль-Рашид вызвал на­чальника дворцовой стражи и приказал ему следующее:

— Когда стемнеет, выведи этого бедуина из города и сопроводи к месту его обитания, к источнику. Скажи ему, что я назначил его Хранителем источника «волшебной воды». Отныне он должен бу­дет снабжать ею всех странствующих по пустыне.

— Но, повелитель, — изумился начальник стражи, — та вода во­все не волшебная, а тухлая! Я сам пробовал ее, и она отвратительна!

— Когда странствуешь по пустыне, вода — настоящий подарок. Потому и вода этого бедуина принесет людям пользу, а сам он бу­дет чувствовать, что выполняет важное государственное дело, и это поможет его природе стать лучше. Собственно, он и будет выпол­нять доброе дело для странников пустыни. Смотри только, чтобы наш бедуин не увидел до поры могучей и чистой реки Тигр и не ис­пробовал из нее воды, — ведь тогда он обесценит свою «волшеб­ную воду», узнав о ней истину.

— Что же, повелитель, бедный бедуин так никогда и не узна­ет, что есть вода чистая и лучшая?! Зачем ты обрекаешь его на незнание!

— Всему свое время. Служба Хранителем «волшебной воды» изменит его в лучшую сторону, и у него будет больше силы, чтобы принять истину о подлинно чистой воде. А пока нельзя его разоча­ровывать, это обозлит его, и мы получим еще одного врага в пусты­не. Нужно ли нам это?

— Воистину, мудрость твоя не знает границ! — воскликнул на­чальник дворцовой стражи и отправился выполнять приказание Га-руна аль-Рашида.

Как Гарун аль-Рашид достиг такого состояния мудрой любви к подданным? Сколько инициирующих ситуаций он прошел, чтобы тонко познать человеческую природу? Нам это неведомо. Из сказок только известно, что герой никог­да не обременяет свою душу и сердце злобой на предате­лей. Перерожденный после инициации герой действует зрело, мудро, четко, ответственно.

Герои сказок всей своей жизнью показывают нам, как должно быть, к чему стремиться. Но возьмем ситу­ацию далеко не сказочную. Некий человек, назовем его Руководителем, принимает вызов архетипа Монарха и берет на себя бремя власти (в нашем случае руководя­щей должности). В нем начинает активно пульсировать архетипическая сила Монарха. Он обживается на новой должности, привыкает к ней, начинает пользоваться ее благами. При этом эволюционный уровень архетипа Монарха у него еще невысок. Это означает, что через некоторое время жизнь предложит ему следующую инициирующую ситуацию. Теперь это уже будет Урок. Все просто: принял Вызов — молодец, дальше — повы­шение уровня сложности: будет Урок. Другими слова­ми, наш Руководитель должен пережить предательство приближенных.

Руководитель интуитивно ощущает приближение ис­пытания. Его инстинкт самосохранения начинает активно «работать» на избегание испытания. Как это происходит? Он внимательно наблюдает за приближенными, стараясь определить, кто из них по-прежнему предан ему, а кто готов к измене. Заметьте, свойственная архетипу Монар­ха способность наблюдать за людьми, постигать их психо­логию, особенности проявляется активно. Но с каким зна­ком, «плюсом» или «минусом»? Когда архетип Монарха представлен на невысоком эволюционном уровне, и осо­бенно в предчувствии испытания, обусловленные им спо­собности часто проявляются в отрицательном качестве. Другими словами, наш Руководитель изучает прибли­женных, чтобы устроить «чистку рядов». Тот, кто дока­зал, что он свой, останется. Тот, относительно которого допускается хотя бы малейший шанс «предательства», бу­дет уволен или уничтожен. Русский этнос еще совсем не­давно сотрясался от подобных «чисток»...

Какой же страстью одержим Руководитель из нашего примера? Это очевидно: он одержим страхом потери вла­сти, благ, имеющихся возможностей. «Сказочный закон» прост: если архетипическая сила внутри героя не будет эволюционировать, она начнет его разрушать. Как только идеи Ответственности, мудрой заботы о подданных под­меняются страхом потери власти, личность героя начина­ет разрушаться.

Страх потерять власть не только над приближенными, но и над собственными детьми заставляет некоторых ска­зочных королей спрашивать их: как сильно вы меня лю­бите? У таких монархов есть иллюзия: если человек кра­сиво говорит о своей любви к нему, он не способен на пре­дательство. Логика сказочной справедливости требует, чтобы герой обязательно прошел Урок. Особенно если он старается избежать этого.

Вспомним короля, вопрошающего у дочерей: «Дочери мои милые, как вы меня любите?» Этот сюжет архетипа Монарха встречается во многих сказках и других литера­турных произведениях. Одна дочь короля говорит, что любит отца, как сахар, другая — как мед, — и король до­волен. Они подтвердили его иллюзию безопасности. Стар­шие дочери— «свои», они не предадут. Лишь младшая дочь отвечает, что любит отца, как соль в еде. Вот она — опасность измены! Разгневанный король выгоняет дочь из дома с мешком соли вместо наследства. Наверное, в этот момент он рад тому, что «обнаружил предателя»... Про­ходит время, приходит испытание, и жизнь показывает такому королю, кто есть истинный предатель, а кто — преданный человек (любящая дочь, верный сын, друг). Вспомнить хотя бы «Тартюфа» Ж.-Б. Мольера...

Настоящий Монарх должен пройти через страх потери власти и любви подданных, преодолеть этот страх, чтобы прийти к идее Ответственности. Если внутри него есть хоть малейшая тень страха потери власти, сюжет жизни обязательно предложит Урок. Поэтому сказки, мифы, ис­тории в других жанрах, где герой переживает предатель­ство приближенных, делают символическую «прививку» нашей силе Монарха. Предупреждают нас о возможности и пользе испытания предательством. Главное только — вовремя распознать Урок и грамотно его пройти. И здесь от сказок приходит много помощи, если читать их вдум­чиво и размышлять об этом.

Что же помогает развитию и гармонизации силы архе­типа Монарха? Сказки, в которых герой оказывается в непростой ситуации принятия ответственного решения. Например, герой встречает двух или даже трех ссоря­щихся между собой людей (или других персонажей). Они делят наследство, волшебные предметы — словом, нечто весьма полезное для всех. От героя требуется рассудить их и правильно разделить предметы. Ему это удается, и у него появляются новые друзья.

Другой пример. Для общего дела требуется грамотно распределить обязанности между его участниками. Герой, зная особенности каждого, четко расставляет всех по мес­там, оказывает поддержку каждому. В результате общее дело оказывается успешно выполненным и даже ранее сро­ка. Кстати, так работает архетип Монарха в мужском архетипическом сюжете «Мужское братство», о котором речь пойдет в следующем разделе.

Еще пример. К герою приходит делегация жителей некото­рой страны с просьбой стать их правителем. Он сначала отка­зывается, но потом, глубже изучив ситуацию, понимает, что должен взять на себя ответственность за управление страной.

Сказкотерапевт сочиняет истории, в которых «шифру­ет» ситуации такого рода. Или подбирает сказки, мифы, в сюжете которых есть аналогичные ситуации. Так созда­ются условия для развития и гармонизации силы архети­па Монарха на бессознательно-символическом уровне. Более тонкое обсуждение, разыгрывание таких историй помогает сделать силу Монарха осознанной и гармонично «включенной» в жизненный ритм человека.

Рабочая фабула историй для работы с архетипом Мо­нарха такова:

1. Знакомство с героем. Кем бы он ни был по происхож­дению (крестьянином, купцом или принцем, солда­том или ремесленником), он отличается крепким внутренним стержнем, лидерскими качествами, рассудительностью и живостью нрава (легче всего в качестве героя представить наследного принца или молодого короля).

2. Первые самостоятельные решения. Создаются про­вокационные ситуации, когда герой должен принять решение. Причем взвесив все их многочисленные по­следствия. Но эти ситуации воспринимаются героем недостаточно серьезно и ответственно. Участники со­бытий, относительно которых нужно принять реше­ние, не имеют большой социальной силы. Словом, ге­рою легко угодить в ловушку «легкомысленного отношения к делу». Он принимает решения, судит, не особенно заботясь размышлениями об их долгосроч­ных последствиях. «Подумаешь, и так хорошо!», «А с этим — ничего страшного, потерпит!», «Сделаем так, авось обойдется!». Либо в принятии решений ге­рой «рубит сплеча», не учитывая особенности лично­сти того, о ком принимается решение. Словом, наш герой ведет себя как недальновидный монарх.

3. Ошибка монарха: первый Урок. Одно из непроду­манных решений героя аукается не только ему, но и близким людям или даже стране в целом. Приходит беда. Герой ищет подлинную ее причину, и ему от­крывается, что она связана с его поспешным реше­нием. Он видит, как легкомысленное, непродуманное решение оборачивается в долгосрочной перспекти­ве бедой. Прозревает, понимает собственную ответ­ственность за происходящее.

4. Поступок-искупление. Герой совершает некий посту­пок, который ему делать очень непросто. Он жертвует чем-то важным для себя, чтобы остановить беду, из­менить положение. Ситуация меняется к лучшему.

5. Предательство. Благодаря пройденному Уроку герой становится сильнее и мудрее, у него умножается то, чему могут начать завидовать его приближенные. Устанавливается спокойная жизнь, и на ее фоне не­которые из тех, кому герой верит, организуют заго­вор. Они желают устранить героя и завладеть тем, что принадлежит ему по праву. Герой чувствует, что в его окружении происходит нечто непонятное и не­приятное, но не может понять, что именно. Он по-пре­жнему верит приближенным. Заговорщики умело ис­пользуют создавшийся момент (какой именно — под­скажет фантазия автора будущей сказки) и лишают героя власти, былых возможностей и даже жизни. 6. Помощь и Перерождение. Где бы ни был герой, жи­вым или мертвым, к нему приходит помощь. Причем от тех, на кого он даже не мыслил рассчитывать. Ког­да-то он помог нынешним помощникам и давно забыл об этом, считая ту свою помощь незначительной услугой. Помощники либо совершают ритуал с мерт­вой и живой водой, либо оказывают иную своевремен­ную и адекватную ситуации помощь. Герой восста­навливает свои силы, переосмысляет собственные от­ношения с заговорщиками, постигает причины предательства, прощает предателей и разрабатыва­ет план возвращения утраченного.

7. Восстановление прав. В результате продуманной операции герой возвращает себе то, что принадле­жит ему по праву, и побеждает предателей. Наказа­ние заговорщиков носит воспитательный характер. С учетом нового опыта и анализа ошибок герой укрепляет себя, то, чем владеет (включая государ­ство). Он издает новый очень мудрый закон. Ка­кой — будет видно из контекста истории. Конечно, украшением любой мужской сказки будет финальная женитьба героя. Ибо он уже готов к этому. Мо­жет взять на себя ответственность и за женщину, и за бу­дущее потомство.

Сегодня истории о героях с выраженным Архетипом Монарха особенно актуальны для воспитания мальчиков. Дело в том, что в течение последних девяти десятилетий российской истории в мужском сознании, в мужской структуре личности целенаправленно разрушалась имен­но эта архетипическая матрица. Пришла пора «сказочной реставрации»... Что ж, будем подбирать истории о вели­ких людях (в них всегда ярко представлен архетип Мо­нарха), а также сочинять собственные сказки. Информа­ция о том, что следует в них зашифровать, у нас уже есть.

Архетип Крестьянина

Сила архетипа Воина мотивирует быть первым; сила архетипа Монарха — быть главным. А сила архетипа Крестьянина формирует здоровое стремление к оседлой, стабильной, предсказуемой жизни. Для кого-то это, быть может, звучит скучновато. Но лишь на поверхностный взгляд. На самом деле, именно архетип Крестьянина обес­печивает в социальном мире порядок и закон; является источником установления добрых традиций и устоев об­щества.

Ключевые ценности, заложенные в этом архетипе, та­ковы:

· семья;

· материальный достаток;

· процветание;

· благополучие;

· жизнь в гармонии с природой.

Разве это не прекрасно? На высоком эволюционном уровне это очень красиво. Здоровый прагматизм и про­зорливость; тонкий расчет, основанный на знании при­родных и общественных закономерностей; забота о сво­ей семье и роде; спокойный, ровный нрав; необходимый уровень достатка; трудолюбие и терпение; выносливость и уравновешенность, — перечислять красивые проявле­ния архетипа Крестьянина приятно. К примеру, ветхо­заветные старцы Авраам и Иов обладали этими досто­инствами.

Сила данного архетипа формирует нашу способность тонко понимать назначение богатства и грамотно распо­ряжаться им.

Позвольте рассказать одну историю, главный герой ко­торой является ярким носителем архетипических сил Монарха и Крестьянина (а также Философа и Купца, но об этом позже), причем на достаточно высоком эволюци­онном уровне15.

 

15 История принадлежит перу автора этой книги.

 

Говорят, мир живет необходимым и освобождается от лишнего. Таков закон. Не в силах удерживать собствен­ную целостность, отторгнутое «лишнее» распадается на миллиарды частиц, превращаясь в пыль. Пыль эта весь­ма коварна. Она старается селиться у дорог нашей жизни. Притаив­шись, ожидает она у порога, когда мы откроем дверь и, сами не ве­дая этого, впустим ее в горницу своей души. Оказавшись в нашем доме, пыль быстро размножается и забивается в самые потаенные щели. Есть хозяева, которые не дают пыли размножаться. Но есть такие люди, что копят ее годами, пока не наступит момент обрете-нья пылью собственного сознания и воли. И тогда — берегись чело­век! — ибо воля разумной пыли направлена на то, чтобы выгнать хозяина из собственного дома...

...Так вот, жил некогда один богатый и холостой купец. Здрав­ствовал он среди людей, придающих чрезмерное значение всякому имуществу и богатству. Многие были уверены, что большое состоя­ние равносильно большому счастью. Поэтому люди часто спраши­вали купца, каким образом он достиг своего богатства. В ответ он обычно смеялся и отвечал: «Просто я научил себя сосредотачивать­ся на том, что мне дано». Люди пожимали плечами и уходили прочь, ругая про себя богача за причуды и нежелание поделиться секре­том своего успеха.

Но были и такие, что старались размышлять над его ответом и приходили к следующему. Богачу дано богатство, и раз купец со­средотачивается на том, что ему дано, значит, он сосредотачивается на богатстве. Следовательно, чтобы быть богатым, надо сосре­дотачивать свое внимание на богатстве. Но, с другой стороны, что­бы сосредотачиваться на богатстве, его надо иметь. Разве можно сосредоточиться на том, чего не имеешь, то есть на том, что не дано?! Словом, и эти бедные люди, оказавшись в тупике своих логи­ческих построений, тоже начинали ругать купца. Только уже за то, что ему дано то, на чем можно сосредоточиться.

Были среди живущих рядом с купцом и такие, которые считали себя весьма дальновидными и хитрыми. Они наряжали своих доче­рей в лучшие платья и приглашали купца на смотрины в надежде при­коснуться к его богатству через образование родственных связей.

Купец никому не отказывал, приходил на смотрины, ласково бе­седовал с каждой девушкой. А потом задавал вопрос: «Поет ли сер­дце твое?» Невесты смущались, не зная, что сказать, как ответить. Купец же говорил их родителям: «У каждого из нас свое главное из глаз глядит. У того, кто обожает богатство, глядит жадность, а сер­дце про песню забывает!» В скором времени купец больше не полу­чал приглашения на смотрины.

Однажды пришел к нему один человек. Плачевно было его со­стояние: дела расстроились, кредиторы не давали никакой жизни. Человек этот хотел взять у купца крупный заем, чтобы поправить свое положение.

Купец выслушал его внимательно, а потом сказал: «Освободи свой ум от дум про недостающее. Иначе мысли о понесенных или возможных убытках сведут тебя с ума прежде, чем ты отдашь мне кредит». Несчастный проситель ничего не понял и ушел с уверенно­стью, что богач посмеялся над ним.

Надо ли говорить, что купца не любили соседи? Они пробовали не покупать его товаров. Но тот торговал самым необходимым и все­гда отменного качества, а потому покупатели неизменно возвраща­лись. Кому же охота пользоваться худшим? Соседи пробовали воз­водить на купца клевету и писали доносы на него местному правителю. Ох, и немало же времени и сил отбирали подобные раз­бирательства, да только ни к чему ожидаемому доносчиками это ни приводило. И бедные соседи страдали от собственной злобы, не находя ей удовлетворения.

Наконец, все якобы обиженные купцом собрались вместе. Сна­чала было много криков о том, что такому прохвосту не место среди порядочных людей. Потом последовали многочисленные рассказы несостоявшихся тестей о грубости купца, а также истории неудач­ливых мыслителей, пытавшихся постичь смысл роняемых им фраз. Далее говорили о жадности купца те, кто просил у него деньги взай­мы. Словом, чаша терпения многих была переполнена. Но законных оснований выместить свою злобу у людей не было. И пошли они на хитрость. Придумали подослать к купцу маленького мальчика ра­зузнать, как же все-таки тому удается богатство свое приумножать и из человеческих козней выпутываться.

Купец встретил мальчика приветливо, но сказал: «Прежде чем войдешь в дом мой, сотри пыль с лица, рук и ног своих». Мальчик покорно умылся из фонтана, стоявшего во дворе, снял сандалии и направился было в дом. Но купец остановил его: «Прежде чем вой­дешь в дом мой, сотри пыль с лица, рук и ног своих». «Но я же умыл­ся и разулся, чего же тебе еще?!» — воскликнул ребенок. «Прежде чем войдешь в дом мой, сотри пыль с лица, рук и ног своих», — спо­койно повторил купец.

Люди, наблюдавшие за этой сценой из укрытия, зашушукались: «Вы только посмотрите, он даже ребенка в дом не пускает! Какой бессердечный! А может, у него в доме что-то такое, что поможет нам его из города выгнать?»

Мальчик между тем стоял в растерянности, а купец спокойно смотрел на него. «Что же мне делать? Я хочу войти в твой дом и спросить тебя кое о чем!» — попросил ребенок. «Прежде чем вой­дешь в дом мой, сотри пыль с лица, рук и ног своих», — вновь по­вторил купец. «Как мне выполнить то, что ты просишь?! Я не пони­маю!» — взмолился мальчик. «Хоть ты и юн, но сердце твое уже покрыто пылью страха, зависти, лени и жадности. Сотри эту пыль и проходи смело», — ответил купец.

«Вы посмотрите, какой он бессердечный, издевается над ре­бенком! — возмущенно перешептывались соседи. — Вот и повод появился обратиться к правосудию — он жестоко обращается с детьми!»

«Я не знаю, как стереть пыль с сердца, — сквозь слезы сказал мальчик, — я знаю, как мыть лицо и руки, я даже мою шею и все свое тело! Но сердце же внутри, как его можно мыть?!» «Слезами, друг мой, — улыбнулся купец и пригласил, — проходи в дом».

«Довел ребенка до слез, изверг! — вновь зашушукались со­седи. — Все видели? Бегите же скорее к правителю с доносом! Хотя нет, подождем, когда мальчишка выйдет, что он нам рас­скажет! Возможно, у нас будет больше фактов для обвине­ния!»

Как же было красиво и чисто в доме у купца! Мальчик переходил из комнаты в комнату и любовался. Все было подобрано с отмен­ным вкусом. К тому же каждая вещь не пребывала тут сама по себе. Чувствовалось, что дом и все в нем является единым ансамблем. Все здесь имело свое значение и назначение.

«Так с каким же вопросом тебя ко мне послали?» — ласково спросил купец мальчика после угощения. Ребенок смутился, ведь ему строго-настрого было приказано не выдавать тайны соседско­го заговора. Он хотел было сказать, что его никто не посылал, он сам пришел со своим вопросом, но не смог обмануть купца даже в малом. Видно, сердце, умытое от пыли, желало говорить лишь правду.

«Твои соседи не любят тебя, но хотят знать твой секрет: как уда­ется тебе и богатство свое приумножать, и из человеческих козней выпутываться?» — наконец спросил ребенок. «Я расскажу тебе, малыш, свой секрет, и не попрошу тебя держать его в тайне. Знай только, что люди не поймут моих слов, пока их сердца покрыты пы­лью», — ответил купец. «Все равно, расскажи это для меня! Я не знаю, зачем мне твой секрет, просто мне интересно тебя слу­шать», — улыбнулся мальчик.

«Слушай же, малыш. Мне открылось особое искусство владеть вещами, и в нем секрет земного счастья. Самое главное, не зависеть от своего имущества, не служить, не присягать ему. Имущество дол­жно служить нам и повиноваться. Оно не смеет забирать верх и гос­подствовать над нами. Тут так — либо ты им владеешь, либо оно на тебе едет. Оно очень-очень хитрое. Как только заметит, что ты ему служишь, сразу начнет подминать тебя и высасывать. И тогда ты про­падешь: проглотит тебя имущество, и душу и тело. И тогда конец человеку: имущество станет его господином, а человек его слугою. Имущество станет главным в жизни, а человек его довеском. Сво­бодный человек свободен в богатстве. Я распоряжаюсь, мое иму­щество мне покоряется. Тут нельзя бояться и трепетать. Кто боится за свое богатство, трепещет перед ним — как бы оно не ушло от него, не предало его бедности, тот отдает ему полную власть над собой. И тогда богатство, как кровосос, высосет из человека жизнь без остатка, унизит его и покроет его сердце пылью. Кто трясется за свое богатство, тот унижается, теряет свое достоинство, а низкому человеку с низкими мыслями лучше вообще не иметь богатства. Бо­гатому человеку нужно иметь чистое сердце, тогда он удержит и приумножит свое богатство. А много денег и сердце, покрытое пы­лью, — значит, тяжелая судьба и дурной конец».

«Да, не смогу я этого сказать людям, — задумчиво протянул мальчик. — Но когда они спросят, что ж мне ответить?» «Освобо­дите от пыли сердца и дома ваши», — улыбнулся купец. «Ой, это еще непонятнее!» — растерялся малыш.

Купец ненадолго вышел, а потом вернулся и передал мальчику зеркало, ведро с водой и отрез ткани. «Передай все это людям и скажи, что в предметах этих зашифрован секрет богатства и земно­го счастья», — сказал купец.

С тех самых пор люди все свободное время проводили в обсуж­дении многочисленных вариантов разгадки и значительно меньше приносили вреда, а больше добра друг другу. Что же касается куп­ца, он жил долго и счастливо.

...В архетипической матрице Крестьянина заложена тонкая взаимосвязь с природой, заботливое отношение к окружающему миру — животным, растениям, ресурсам земли. Сила этого архетипа зовет человека «построить дом, посадить дерево, родить сына». Словом, жить в гар­монии с самим собой и окружающим миром. Ведь есть про­стые ценности: ночь сменяет день, утро приходит на сме­ну ночи; меняются времена года — изменяется деятель­ность человека, его ритмы. Человека радуют детский смех, бурлящий ритм юности, муд­рость зрелости и трогательность старости. Все просто и красиво, но... таково восприятие жизни на высо­ком эволюционном уровне архетипа Крестьянина.

Сказочный герой тонко связан с местом, откуда он ро­дом, любит своих родителей, свою родину, радуется кра­соте родных мест; он не ленив и с радостью выполняет ра­боту на земле; он желает жениться и продолжить род, — так проявляется в нем высокий ритм архетипа Крестья­нина.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал