Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Навыки перенесения дистресса






 

В ДПТ много внимания уделяется тому, чтобы научить пациентов переносить эмоциональную боль. Способность принимать и выносить страдания – важный аспект психического здоровья, достижение которого становится приоритетной терапевтической задачей. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, боль и страдания составляют неотъемлемую часть нашей жизни; их нельзя полностью устранить или избежать. Неспособность принять этот неоспоримый факт только усугубляет боль и страдания. Во-вторых, перенесение дистресса, по крайней мере в течение непродолжительного периода времени, выступает необходимым условием для самоизменения; в противном случае импульсивные действия индивида будут мешать попыткам добиться желаемых изменений.

Навыки перенесения дистресса представляют собой естественное продолжение навыков психической вовлеченности. Они связаны со способностью индивида принимать без осуждения как себя, так и ту ситуацию, в которой он находится в данный момент времени. В сущности, перенесение дистресса представляет собой способность воспринимать окружение, не требуя от него изменений; переносить свое эмоциональное состояние в данный момент времени, не пытаясь сделать его другим; и наблюдать за собственными мыслями и поведенческими паттернами, не останавливая и не контролируя их. Хотя мы говорим о некритическом отношении, это не подразумевает одобрения. Очень важно донести эту мысль до пациента: принятие действительности не означает ее одобрения. Или, как мог бы перефразировать эту идею когнитивный терапевт, «то, что это не катастрофа, совсем не означает, что это чертовски приятно».

Способность переносить дистресс связана с выживанием в кризисных ситуациях и принятием жизни такой, какая она в данный момент. Пациентов обучают четырем стратегиям кризисного выживания: отвлечение (за счет вовлечения в определенную деятельность; сравнения себя с другими людьми, которые находятся в более тяжелом положении; противопоставления эмоций; отстранения от болезненных ситуаций; мыслей о другом; интенсивных иных ощущений), самоутешение (посредством всех пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), улучшение ситуации (придумывание образов, нахождение смысла, молитва, релаксация, сосредоточение на чем-то одном в определенный момент времени, отпуск и смена обстановки, поощрение себя), а также взвешивание всех «за» и «против» сложившейся ситуации. Навыки принятия включают радикальное принятие (т. е. полное принятие на глубинном уровне), обращение сознания к принятию (т. е. решение принять действительность такой, как она есть) и готовность вместо своеволия. Идея о «готовности» принадлежит Джеральду Мэю, он объясняет ее суть следующим образом.

 

Готовность подразумевает отказ от отделения «Я» и вхождение, погружение непосредственно в глубинные процессы жизни. Это осознание индивидом того, что он уже выступает частью некоего грандиозного вселенского процесса, и это приверженность индивида своей роли в этом процессе. И наоборот, своеволие – это отделение «Я» от основополагающей сущности жизни в попытке владеть, управлять, контролировать или каким-либо другим образом манипулировать существованием. Проще говоря, готовность – это когда человек говорит «да» таинству своего бытия в каждое мгновение жизни. Своеволие – это «нет» или, что, возможно, происходит чаще, «да, но…» (May, 1982, p. 6).

 

Хотя пациенты с ПРЛ, так же как и их терапевты, с готовностью соглашаются с важностью навыков кризисного выживания, акцент ДПТ на принятии и готовности часто считается заведомо ошибочным. Это мнение основано на ошибочном отождествлении принятия и готовности с одобрением. Но Дж. Мэй говорит совсем о другом; он указывает, что готовность требует противостояния деструктивным силам, но, добавляет позже, почти неизбежно подобное противостояние превращается в своеволие.

 

Однако готовность и своеволие не приложимы к конкретным объектам или ситуациям. Они отражают внутреннее отношение человека к чуду жизни как таковой. Готовность замечает это чудо и словно склоняется перед ним в почтительном поклоне. Своеволие забывает о нем, пренебрегает им или, что самое худшее, активно пытается его разрушить. Таким образом, готовность иногда представляется очень активной и настойчивой, даже агрессивной. А своеволие может маскироваться под пассивность. Хороший тому пример – политическая революция (ibid.).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал