Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей






Руководитель многонационального коллектива (социальный работник, социальный педагог) должен делать все от него за­висящее, чтобы воспитательная работа была хорошо продума­на, тщательно спланирована, последовательна на всех своих этапах.

Основным элементом этой деятельности является, во-первых, изучение специфики представителей различных этниче­ских общностей. Руководитель (социальный работник, социальный педагог) предварительно знакомится с нравами, обычаями, тра­дициями народов, которые его интересуют. Хорошо, если он име­ет знания по этим вопросам или опыт общения с представителя­ми конкретных национальностей. Тогда ко времени прихода в многонациональный коллектив у него складываются определенные представления о возможных формах поведения будущих подчи­ненных, их вероятных реакциях на те или иные воспитательные мероприятия, а также о способах стимулирования их совместной активности. Непосредственно в общении с ними руководитель (социальный работник, социальный педагог) систематизирует свои наблюдения на основе имеющихся знаний.

Важно, чтобы на этом этапе рядом с начинающим руководи­телем оказался кто-то более опытный, хорошо понимающий воз­никающие трудности, готовый совместно проанализировать дей­ствия воспитателя, сориентировать на дальнейшую работу по изу­чению национально-психологических особенностей на практике, в также и посоветовать, что можно прочитать о них в периодиче­ской печати, специальных источниках.

Необходимо помнить, что изучение психологии представите­лей разных национальностей должно быть процессом непрерыв­ным, постоянно совершенствующимся и углубляющимся. Это чрез­вычайно кропотливая работа. Незнание национально-психологи­ческих особенностей членов коллектива ведет к появлению меж­национальных трений, и тогда начинает действовать феномен, который у специалистов принято называть взаимной отчужден­ностью. Последствия ее опасны — это ухудшение морально-психологического климата в многонациональном коллективе, отсут­ствие взаимопонимания между его членами в ходе совместной деятельности.

Нельзя допускать предвзятого отношения к представителям одних национальностей и наделять привилегиями других. Руково­дитель коллектива (социальный работник, социальный педагог) обязан всегда быть справедливым к каждому человеку независимо от его национальной принадлежности.

Воспитательная работа в целом не должна сводиться к разо­вым усилиям. Ее необходимо проводить целеустремленно, плано­мерно и разнообразно, в зависимости от конкретных условий.

Во-вторых, важнейшим элементом воспитательной деятель­ности является осмысление руководителем коллектива (соци­альным работником, социальным педагогом) характера взаимо­отношений, нравственно-психологической атмосферы в много­национальном коллективе. Этот процесс не может не опираться на рекомендации ученых.

Могут быть использованы специальные методики, способные показать общую картину межнациональных отношений в коллек­тиве, позволяющие определить направления совершенствования воспитательного процесса.

В-третьих, важное значение имеет деятельность руководи­теля (социального работника, социального педагога) по сплоче­нию многонационального коллектива.

Необходимо повернуться лицом к каждому конкретному чело­веку, каждому представителю той или иной этнической общно­сти. Путем учета и изменения собственных действий, изучения характера взаимоотношений в различных микрогруппах и коллек­тиве в целом надо получить четкое представление о мнениях и позициях каждого своего подчиненного по поводу национально окрашенных проблем, возникающих в ходе совместной деятель­ности. Руководитель должен стремиться согласовывать нормы и формы общения представителей различных этнических общно­стей.

Особое место в сплочении многонационального коллектива должно занимать интернациональное воспитание. Эффективности его осуществления и на этой основе сплочению людей разной национальной принадлежности должна способствовать вся систе­ма действий руководителя, весь уклад трудовой жизни.

Руководитель (социальный работник, социальный педагог) обязан постоянно анализировать положение дел в межнациональ­ных отношениях, следить за тем, чтобы укреплялась дружба меж­ду представителями разных национальностей. В многонациональ­ном коллективе необходимо организовывать решительную борьбу с пережитками в сознании и поведении людей, делать все возможное для искоренения предрассудков, эгоизма, национальной ограниченности.

В-четвертых, обязательным направлением деятельности ру­ководителя (социального работника, социального педагога) сле­дует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе. Конфликты на национальной почве являются след­ствием неправильного отношения представителей одной нацио­нальности к другой. Необходимо тщательно разобраться в их при­чинах, имея в виду следующее.

Первоначально недоразумения, которые при определенных условиях могут вылиться в конфликтные ситуации на националь­ной почве, возникают в сфере бытовых и нравственных норм по­ведения. Часто их причиной является отсутствие опыта взаимоот­ношений между представителями конкретных этнических общно­стей, негативное эмоциональное восприятие такого рода контак­тов. Руководителю (социальному работнику, социальному педа­гогу) следует работать не столько со всем коллективом, сколько с каждым его представителем в отдельности. Нужно учить людей видеть у окружающих прежде всего лучшие черты, а проявления отрицательных нейтрализовывать. Следует пресекать факты при­теснения по национальному признаку. Если они вовремя не об­наружены, это приводит к обострению всех отношений между людьми.

На первых порах совместной деятельности наблюдается излиш­няя замкнутость членов многонационального коллектива в мик­рогруппах по земляческому признаку. Необходимо делать так, чтобы интересы последних не входили в противоречие с целями и зада­чами всего коллектива. Нельзя упускать того момента, когда на­чинают возникать трения между этими объединениями, прини­мать все меры, чтобы они не переросли в конфликты.

Одной из таких мер может быть укрепление авторитета актива многонационального коллектива. Руководитель с помощью соци­ального работника, социального педагога должен заботиться о том, чтобы члены актива представляли интересы всех национально­стей, входящих в коллектив.

Важнейшим элементом воспитательной деятельности в много­национальном коллективе является, в-пятых, формирование культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения — это объемное поня­тие, включающее в себя, с одной стороны, прошлый опыт по­ложительного взаимодействия и сотрудничества народов, с дру­гой — те традиции, которые формировались в процессе накопле­ния такого опыта.

Людей, обладающих высокой культурой межнационального общения, отличает интерес к духовным ценностям своего и дру­гих народов, доброжелательность ко всем без исключения людям независимо от их национальной принадлежности, готовность прий­ти на помощь. Им чужды национальная замкнутость и кичливость, шовинизм и местничество.

Совершенно очевидно, что высокой культурой межнациональ­ного общения должны обладать сами руководители многонацио­нальных коллективов, а также социальные работники и социальные педагоги. Им должны быть присущи чувство такта, деликатность в отношениях с представителями различных этнических общностей. Они должны быть знакомы с национально-психологическими особенностями, обычаями, нравственными и социальными цен­ностями того народа, представители которого имеются в коллек­тиве. В идеале они, кроме того, должны владеть навыками устной речи коренных жителей того региона, на территории которого живут и работают.

Существенным признаком зрелости руководителя (социально­го работника, социального педагога) является умение управлять межнациональным общением в коллективе, понимать сложность и противоречивость этого процесса, находить, придерживаясь принципа социальной справедливости, выходы из конфликтных ситуаций.

Культура межнационального общения исключает пристрастие, основанное на национальной принадлежности, требует оценки результатов деятельности членов многонационального коллекти­ва сообразно их вкладу в общее дело, утверждения атмосферы коллективизма и товарищества.

Формирование культуры межнациональных отношений пред­ставителей многонационального коллектива, в свою очередь, может включать следующие направления деятельности руководи­теля (социального работника, социального педагога). Это прежде всего подбор, расстановка и обучение актива, в котором пред­ставлены все национальности и который занимает однозначную позицию по отношению к нарушителям правил межнациональ­ного общения.

Кроме того, следует расширять горизонты межнационального общения у представителей разных этнических микрогрупп в кол­лективе. Сюда можно отнести формирование у людей таких ка­честв, как сопереживание и сочувствие, сострадание и готовность помочь советом, содействие и содружество. Независимо от их на­циональной принадлежности члены коллектива должны научить­ся ценить в других то, что отличает их друг от друга. Эта способ­ность и может характеризовать уровень межнационального обще­ния, культуру межнациональных отношений.

Таким образом, учет национально-психологических особенно­стей в воспитательной работе в многонациональном коллективе не только является важной предпосылкой повышения ее эффектив­ности, но и представляет собой сложный процесс использования целого ряда специальных знаний и навыков, которые нужно фор­мировать у руководителей многонациональных коллективов, соци­альных работников и социальных педагогов [120. — С. 162— 167].

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите причины, по которым важно учитывать национально-пси­хологические особенности людей в воспитательной работе.

2. На какие элементы структуры многонационального коллектива и какие социальные процессы, происходящие в нем, в первую очередь должны воздействовать руководитель, социальный работник и соци­альный педагог?

3. Перечислите основные направления воспитательной работы в мно­гонациональном коллективе с учетом национально-психологических особенностей его членов.

4. Назовите основные составляющие культуры межнационального общения руководителя, социального работника и социального педагога.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал