Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистическая школа права. Право как защищенный государством интерес, как законы издаваемые государством.






Под влиянием социологической юриспруденции в правоведении США первой трети XX в. возникло движение " реалистов", объединявшее в основном представителей отраслевых юридических дисциплин — специалистов в области гражданского, коммерческого, предпринимательского и других отраслей права. Лидером этого движения был Карл Ллевеллин. Он определил общие черты, характерные для концепций, с которыми выступили участники движения, и дал ему название " правовой реализм". Теоретические взгляды Ллевеллина нашли отражение в его курсе лекций " Куст ежевики" (1930 г.; в заголовке обыгрываются слова из колыбельной песни), а также в сборнике статей " Юриспруденция: реализм в теории и на практике".

Согласно взглядам реалистов, действующее право создается не законодателем путем установления абстрактных норм, а судебными и административными органами в ходе разрешения конкретных споров, возникающих между людьми. " Сферой права, — писал Ллевеллин, — является деятельность, относящаяся к разрешению споров. А люди, осуществляющие эту деятельность по должности, будь то судьи, шерифы, чиновники, тюремщики или юристы, являются официальными выразителями права. То, что эти должностные лица решают в отношении споров, и есть, по моему мнению, само право" (в американской юридической литературе это высказывание нередко цитируют как определение права, сформулированное Ллевеллином).

Сторонники правового реализма сконцентрировали свое внимание на вопросах практико-прикладного характера. Они достаточно редко обращались к анализу социальных условий возникновения и развития права, его взаимодействия с другими нормативными системами общества (исключение составляли работы Ллевеллина, в которых рассматривались обычаи, действующие в резервациях американских индейцев, и была предложена трактовка права как социального института).

Правовой реализм в целом представлял собой доктрину, построенную на соединении принципов социологического и психологического подходов к изучению права. Своеобразие этой доктрины заключалось и в том, что практико-прикладная проблематика в ней превалировала над теоретическим содержанием.

38) Американское правопонимание. Современная " реалистическая" школа права. Право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц.

Для США английское право долгое время оставалось главной моделью, но с некоторыми оговорками. Его принесли на Американский континент английские переселенцы, но применялось оно первоначально, как утверждалось, «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии». Правовая система США в целом аналогична английскому общему праву. Одно из существенных различий связано с федеральной структурой государства. Наряду с наличием писаных конституций и в соответствии с ними штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство и свое прецедентное право. В преодолении этих трудностей велика роль высших судебных инстанций страны. При создании судебных прецедентов и при воздействии на другие государственные органы путем правоприменения. С усилением правотворческой деятельности законодательных органов в США все большее внимание уделяется систематизации законодательства в форме инкорпорации, кодификации и консолидации, а также его ревизии (официальной отмены актов, фактически утративших силу). В результате в статутном праве США действует немало кодексов, которые отсутствуют в английском праве. В 1962 г., например, был принят Единообразный торговый кодекс. В то же время в США, как и в Англии, сохраняется значение обычного права, особенно в сфере функционирования высших органов государственной власти. Соответствующие пробелы в Конституции США восполняются не только посредством текущего законотворчества, но и путем фактического признания сложившихся обычаев (обыкновений) и традиций. Обычаи распространены и в области регулирования имущественных отношений. Итак, развитие гибкого статутного права при сохранении полномочий судов на создание судебных прецедентов, правовой дуализм, обусловленный федеральным устройством США, а также довольно широкое использование правовых обыкновений - все это специфика американского права.


На рубеже XIX-XX веков теории гражданского общества рассматривались в основном в рамках философии и юриспруденции. Русские юристы рассматривали понятие гражданского общества в основном через призму понятия права. Юриспруденция конца XIX начала XX века была представлена двумя школами: так называемая старая школа естественного права и новая, или «возрожденная» школа естественного права. Представители школы «возрожденного» естественного права (В. Нечаев, П. Новгородцев) в понимании гражданского общества расходятся со старой школой. Для них гражданское общество непрерывно изменяющийся общественный союз. Этот союз, в основе которого лежит сотрудничество людей, не организовывается сверху, а является результатом энергичных действий и предприимчивости осознавших общие интересы отдельных личностей. Он исключает возможность порабощение одних людей другими, устанавливая с этой целью гражданско-правовой порядок. Необходимость частной собственности как института гражданского общества обуславливает характер его взаимоотношений с государством. Большинство представителей русской школы естественного права были сторонниками концепции равновесия в отношениях между собственностью и государством. «Общество как единое целое проявляет себя в деятельности различных общественных союзов, государству же принадлежит верховная власть в обществе. Однако оно не исчерпывает собой всего многообразия общественной жизни. В пределах единства есть место и для отдельных лиц и для частных союзов; и те и другие требуют свободы и самостоятельности. Нарушение этой самостоятельности со стороны государства и его органов ведет к деспотизму. Следовательно, свобода является необходимым условием сосуществования гражданского общества и государства. Она предполагает их одновременное развитие в принадлежащих им сферах деятельности», - таково мнение представителей русской школы права. Государство, как обладающий законодательной властью субъект не должно злоупотреблять своей властью. Основная его функция охранительная. Т.е. государство должно заниматься закреплением и защитой основных гражданско-правовых институтов. Таким образом, в русской правовой мысли гражданское общество представляется как общественный союз, который представляет собой интересы всей совокупности своих членов. Также гражданскому обществу отводится роль среднего звена между государством и личностью: создавая и охраняя право отдельных граждан, государство делает это не на основе каких-то отвлеченных принципов, а руководствуясь началами, лежащими в основе институтов гражданского общества.

 

39) Школа «критических правовых исследований». Правовой прагматизм (инструментализм).

Школа критических исследований права – научная школа и международ­ное общественно-политическое движение, возникшее в США, в конце 70-х го­дов и распространившееся в Англии, Франции, Германии. Школа критических правовых исследований объединяет не только ученых – правоведов, но и юри­стов-практиков, общественных правозащитников, политиков. В конце века в США издаётся значительное число монографий, посвященных критическо-пра­вовым исследованиям. Наиболее авторитетными представителями этой школы являются профессора Гарвардской юридической школы Р.Ангер и Д.Кеннеди, основоположник феминистской юриспруденции профессор права Е.МакКинон, профессора права Стэндфордского университета Р. Гордоа и М.Келман, про­фессор права М. Хорвитца, профессора права Нью-Йоркского государствен­ного университета Е. Менш, профессор права Калифорнийского университета Р. Эйбель и др.

Критические правовые исследования направлены на осмысление роли права в современном обществе. Отвергая формалистское представление о праве как чистой структуре, представители этой школы продемонстрировали сопряжённость права с жизнью общества. Школа критических исследований права выступает с критикой либеральной концепции «правления права». Сторонники движения критических правовых исследова­ний проводят мысль о фундаментальной противоречивости либеральной пра­вовой системы, ее нежизнеспособности. Такого рода критика способствует расшатыванию либеральной традиции правовых исследований, ставит под со­мнение ценность формального подхода к праву.

Заметную роль в становлении и развитии социологической школы права сыграл американский юрист Роско Паунд (1870 - 1964), систематизировавший свои взгляды в пятитомной " Юриспруденции" (1959).
Основой его учения была идея прагматизма. Ее краеугольный постулат - любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения или пользы (отсюда и название).
Следуя этому принципу, юристы должны не ограничиваться изучением " права в книгах" (в законе), а обратиться к анализу " права в действии". Задача юридической науки - показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей.
Паунд трактовал право как форму социального контроля (в этом социологическое направление доктрины), то есть право выступает одним из способов контроля (мораль, религия, обычаи, домашнее воспитание). Следовательно, право надо изучать в контексте с другими регуляторами жизни.

41)Основные теории происхождения права: теологическая, договорная, историческая, диалектико-материалистическая, психологическая, институционалистская, современная естественно-правовая, теория происхождения права приказом власти, теория произвольного установления права, теория закономерного исторического развития права.

Теологические взгляды на право – это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности. Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский. Согласно его учению, миром управляет божественный разум. Право создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал