Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный подход к анализу экономики предприятия






 

Развитие рыночных отношений и новых методов хозяйствования. основанных на различных формах собственности, вызывает необходи­мость комплексного системного анализа экономики предприятия.

Объективные предпосылки системного анализа содержатся в са­мой экономике предприятия, рассматриваемой как сложная, динамич­ная и самоуправляющаяся система, обладающая свойствами целост­ности и внутренней активности. Акцент на анализе целостных свойств хозяйственной деятельности, выявление всесторонних связей и зависи­мостей между различными сторонами и видами этой деятельности с точ­ки зрения ее целостности составляет главную отличительную особен­ность системного анализа.

При проведении системного анализа выделяют, как правило, 6 этапов. Рассмотрим содержание этих этапов применительно к эконо­мическому анализу хозяйственной деятельности предприятия.

1. Целевой этап. Объект исследования представляется как систе­ма, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяй­ственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производ­ственного процесса и готовой продукции. На входе этой системы мате­риально-вещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов; на выходе — материально-вещественные по­токи готовой продукции. В результате производственного процесса про­изводственные ресурсы, соединяясь, становятся готовой продукцией. Целью работы предприятия является рентабельность, т.е. по возможно­сти высокий результат в денежном выражении за рассматриваемый пе­риод. Задача системного анализа — рассмотреть все частные факторы, обеспечивающие более высокий уровень рентабельности. Экономичес­кий принцип деятельности предприятия состоит в обеспечении, либо максимальном выпуске продукции при данных затратах ресурсов, либо альтернативно заданном выпуске продукции при минимальном расходе ресурсов. Условия работы предприятия определяются системой долго­временных экономических нормативов налогообложения и внешнеэко­номическими связями, т.е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи.

Средством характеристики экономики предприятия является ве­дение счетов и заполнение других реквизитов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет называют в рыночной экономике языком бизнеса (предпринимательства). Основные функции предприятия-товаропроиз­водителя (покупка производственных факторов, изготовление продук­ции (услуг), продажа товаров) находят отражение в денежном обороте:

Д – Т … П … Т΄ – Д΄,

где Д— авансируемый для хозяйственной деятельности капитал;

Т - закупленные товары — производственные факторы (средства труда, предметы труда и труд);

П— организация производственного процесса для изготовления новогото­вара;

Т΄ — новый товар (продукция, услуги), стоимость которого выше себестои­мости на величину прибыли;

Д'— выручка от реализации продукции, стоимость которой выше себестои­мости реализованной продукции на величину прибыли.

Денежный оборот, отражающий реальный процесс предпринима­тельской деятельности, фиксируется в комплексной системе бухгалтер­ского учета, благодаря которому формируется информационная систе­ма предприятия — необходимая база системного экономического анализа.

2. Параметрический этап. На этом этапе главную цель функцио­нирования производственной системы представляют в виде иерархии подцелей (дерева целей). Процесс построения дерева целей заключает­ся в разработке качественных характеристик (параметров) функциони­рования системы — обобщающих и частных показателей хозяйственной деятельности. При этом следует стремиться к тому, чтобы выбранные параметры (показатели) наиболее точно отражали сущность соответствующих экономических процессов и явлений. Таким образом, отбор показателей, характеризующих деятельность предприятия, составляет суть второго этапа.

3. Модельный этап. На данном этапе строят информационную мо­дель хозяйственной деятельности, т.е. модель формирования экономи­ческих факторов и показателей. Определяют ее главные элементы и структуру, составляют общую блок-схему взаимосвязей основных групп показателей, формализуют связи между ними. Наиболее содержатель­ную и законченную форму имеет общая схема формирования и анализа основных групп показателей хозяйственной деятельности, представлен­ная на с. 248.

4. Факторный этап заключается в развертывании обобщающих, синтетических показателей деятельности предприятия в систему анали­тических, факторных показателей, из которых формируются эти обоб­щающие показатели. Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определять силу и направление их воздействия на обобщающие показатели создает основу для управления производством через выход­ные параметры, что наиболее эффективно, поскольку имеет характер спрогнозированного (упреждающего) воздействия.

Этот этап завершается созданием формализованных факторных моделей различных показателей хозяйственной деятельности.

5. Расчетно-аналитический этап. На данном этапе испытывают построенные на предыдущих этапах факторные модели взаимосвязей показателей, собирают конкретные сведения о работе предприятия для заполнения созданных моделей, выполняют необходимые расчеты для определения факторного взаимовлияния показателей.

6. Оценочный этап. Этот этап завершающий и включает обобще­ние результатов анализа, объективную оценку работы предприятия и имеющихся резервов, выработку предложений и рекомендаций по ис­пользованию резервов, повышению эффективности производства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал