Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая стратегия и экономическая политика






Экономическая политика государства представляет собой основной путь экономических действий, координирование направлений экономических процессов, образующих в совокупности государственные меры, путем которых происходит достижение поставленных целей и задач, а также решаются проблемы социально—экономического характера. По своей сущности экономическая политика необходима для воплощения и выражения целей страны, государства и всего народа, их интересов, задач.. Выделяют меняющие друг друга процессы экономического развития:

1) подъем, т. е. экономический рост; 2) высокая экономическая конъюнктура;

3) спад, т. е. кризис в экономике, рецессия; 4) низкая экономическая конъюнктура или депрессия.

От местонахождения экономики страны в перечисленных выше процессах зависит определение действий экономической политики государства и его правящих органов. Основными компонентами реагирования правительства страны служат объемы и динамика спроса и предложения, валового внутреннего продукта, цен, безработицы, занятости.

Неразрывная связь существует между экономической и государственной, как внешней, так и внутренней, политикой, и даже с политикой военной. Политические взгляды правительственных органов и государственная доктрина включены в экономическую политику. Правительственные органы власти при принятии решений, связанных с экономикой, формируя образование государственного бюджета и распределяя ассигнования страны, принимают во внимание социальную реакцию различных слоев общества, От продолжительности периода времени осуществляемых мероприятий общепринято выделять экономическую политику: 1) краткосрочную; 2) долгосрочную.

Неустойчивое положение экономических процессов, а также отсутствие видения будущих внешних и внутренних условий производственной деятельности стимулируют развитие краткосрочной экономической политики. При условиях устойчивого экономического положения или стабильного ресурсного потенциала, которые могут наметить экономический путь развития на ряд многих лет, характерной будет долгосрочная политика.

Государственная экономическая политика осуществляется при помощи различных инструментов регулирования экономических процессов и субъектов хозяйственной деятельности. Реализация Государственной экономической политики проводится посредством президентских указов и правительственных постановлений, законов, нормативных актов, текущих постановлений и многого другого.

 

8. С переходом к рыночной системе потребовалось кардинальное обновление хозяйственного механизма. Он стал работать на основе применения экономических, главным образом товарно-денежных средств воздействия на производство. Приказные методы и административный нажим сводятся к минимуму. Они заменяются экономическими стимулами. Предпочтение отдается созданию обстановки материальной и моральной заинтересованности вработе.
Хозяйственный, механизм рыночной, экономики имеет двойственное содержание. Он опирается, с одной стороны, на рыночные отношения, а, с другой- предполагает государственное регулирование.
Саморегулирование - неотъемлемое свойство рыночного хозяйства, способ его существования. Вопросы о том, что и как производить, решаются не путем государственных заданий, а каждым в отдельности хозяйствующим субъектом, исходя из запросов рынка. Главными элементами механизма рыночного саморегулирования являются свобода хозяйственной деятельности, цена, спрос и предложение, конкуренция. Определенное значение имеют прибыль, издержки, заработная плата, банковский процент.
В составе механизма рынка важное место принадлежит свободе хозяйствования и, прежде всего - свободе предпринимательства. Рыночная экономика действует наиболее эффективно тогда, когда полностью отлажен его хозяйственный механизм, когда, достигнуто оптимальное взаимодействие между самонастройкой экономики и его регулированием.

 

11. Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха.. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести расчеты, изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.

Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом.

Коммерческий расчёт — метод ведения хозяйства на основе соизмерения затрат на хозяйственную деятельность и её результатов, выраженных в денежной форме. Коммерческий расчёт используется предприятиями и компаниями в целях получения максимальной прибыли при минимальных затратах капитала. Коммерческий расчёт подразумевает рациональное использование капитала, сокращение издержек производства, повышение уровня нормирования и учёта затрат труда, совершенствование организации труда и производства. Это означает, что данный метод ведения хозяйства направлен на интенсификацию производства. В то же время коммерческий расчёт усиливает социально-экономические противоречия в обществе и может сопровождаться ростом безработицы.

 

12. Капитал - в экономике - это один из четырех основных факторов производства, представленный всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. средство труда может стать капиталом только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей силы.
Карл Маркс отмечал в «капитале»: " капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы.
Основной капитал - переносит свою стоимость на товар производства по частям за относительно большое время (например, станок)
Оборотный капитал - это элементы капитала, характеризующиеся коротким сроком службы; стоимость которых сразу входит в издержки на создание нового товара (например, материалы; сырье; предмета торговли, предназначенные для продажи; деньги). Оборотный капитал переносит свою стоимость на товар производства всю сразу (например, мука для выпечки хлеба).
Постоянный капитал - это часть капитала, которая используется для покупки средств производства - оборудования, сырья, материалов, но без рабочей силы
- Переменный капитал - используется для найма рабочей силы, имеет форму заработной платы, изменяет размер стоимости. Термин использовал Карл Маркс, который исходил из того, что в процессе производства эта часть капитала не переносит свою стоимость на результат производства, как это делает постоянный капитал
- Рабочий капитал - финансовый показатель, характеризующий ликвидность организации. Рабочий капитал = оборотные активы - кредиторская задолженность.
Целью капиталиста является получение прибавочной стоимости (избытка стоимости произведённых товаров над стоимостью затраченного на такое производство капитала). Согласно марксистской теории, прибавочную стоимость создаёт именно переменный капитал. Постоянный капитал создаёт условия, которые распространяют право собственности капиталиста на прибавочную стоимость.

 

13. Понятие «повысить» означает - 1) сделать более высоким; 2) усилить, улучшить, усовершенствовать; 3) поднять на более высокую стуᴨ ȇ нь. эффективность, это явление, дающее действенность и показывающее какой-то эффект, положительный результат. А повышение эффективности - это прибавление определённого эффекта, улучшение полученного результата. Предельная эффективность капитала означает ожидаемую норму прибыли на дополнительный капитал. Это понятие наиболее четко сформулировано Дж.М. Кейнсом По Кейнсу, предельная эффективность капитала -- ᴨ ȇ рвое определяющее, которым руководствуется капиталист при решении вопроса об инвестициях, т.к. их размер зависит от той нормы прибыли, которую он рассчитывает получить. Вторым определяющим выступает процентная ставка на капитал. Капиталист проводит сравнение между предельной эффективностью и нормой процента. Инвестирование осуществляется лишь в том случае, если процентная ставка на капитал ниже нормы прибыли, ожидаемой от капиталовложений. Чем больше разрыв между этими показателями, тем сильнее побуждение капиталиста к инвестированию. Предельная эффективность капитала - это ожидаемая норма прибыли на дополнительный капитал, зависящая от нормы процента. Говоря о предельной эффективности капитала, стоит упомянуть определение «экономической эффективности». «экономическая эффективность» - это результативность производства, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами труда. Частные показатели экономической эффективности производства - производительность труда, фондоотдача и материалоёмкость продукции. В масштабах общества показатель экономической эффективности - доля национального дохода в произведённом совокупном общественном продукте.

 

14. Конкуренция - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. В условиях совершенного рынка различают две формы конкурентной борьбы: внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
При внутриотраслевой конкуренции борьба идет между фирмами, входящими в одну отрасль. Борьба идет за рынки сбыта и цены.
При межотраслевой конкуренции происходит борьба между фирмами, занятыми в разных отраслях экономики. В этой случае соперничество идет за сферы приложения капитала, т.е. из-за величины нормы прибыли, которая в разных отраслях различна.

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: ценовые, неценовые и недобросовестные методы конкуренции.
Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:
1) высокому качеству товаров (услуг); 2) надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе. 3) экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров); 4) удобству в эксплуатации и обслуживании; 5) большему гарантийному сроку использования товаров; Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся: 1) промышленный шпионаж; 2) подделка продукции конкурентов; 3) воровство товарного знака;

 

15. Совершеннаяконкуренция.
Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интересными –но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое Несовершенная конкуренция.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

 

16. Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции. Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой то контроль над ценами, которые они назначают.

 

18. Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков благ, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Эти потоки перемещаются с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей - обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров, доход от продажи произведенных и доставленных потребителям товаров. Состоявшийся обмен не означает, что процесс завершился. Он прошел лишь одну, хотя и весьма важную стадию для того, чтобы дать импульс потоку товаров, денег и доходов. Ведь в товарных потоках перемещаются потребительские блага повседневного спроса людей и капитальные товары, ресурсы производственного назначения, необходимые для изготовления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность и масштабность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда им противостоят не менее масштабные потоки денежных доходов, Рынки потребительских благ и рынки капитальных ресурсов, рынки денег и ценных бумаг в реальной практике существуют достаточно автономно. Но они тесно связаны между собой: всякий сбой в одном из них немедленно скажется на процессах другого. Движение на рынках потребительских и капитальных товаров может полноценно функционировать лишь при условии обслуживания их соответствующими информационными системами, технологиями, рынками труда, фондовыми рынками (ценных бумаг), денежными рынками.

 

19. Общество стремится использовать свои редкие (ограниченные) ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добиться, общество должно обеспечить полную занятость и полный объем производства. при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого.
Общество должно лишь выбрать нужную их комбинацию. При этом придется заплатить за сделанный выбор т.н. вмененными (скрытыми) издержками.
Вмененные издержки — это то, от чего мы отказываемся, когда выбираем из двух наиболее желаемых альтернатив. Допустим, нам хотелось бы приобрести три блага: велосипед, магнитофон и поездку в Сочи. Однако денег хватает лишь на исполнение одного из этих желаний. Отложив осуществление мечты о Сочи до лучших времен, мы сосредоточиваемся на выборе между велосипедом и магнитофоном. Если решим приобрести велосипед, то магнитофон и будет его вмененными издержками. С законом возрастания вмененных издержек соседствует и взаимодействует закон убывающей отдачи ресурсов. Этот закон устанавливает соотношение между затратами ресурсов, производственных факторов, с одной стороны, и выпуском продукции, товаров и услуг — с другой, т.е. выражает зависимость объема производства от изменения одного переменного ресурса при постоянном использовании остальных.

 

20. Неопределенность — ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. Если вероятность ожидаемого события неизвестна, оно может развиваться и наступить различными способами, т.е. имеет место неопределенность. Нередко конечный итог в целом известен, но неизвестны сроки, отклонения от прогнозируемого варианта, непредвиденные последствия. В условиях неопределенности принятие хозяйственных решений подвержено риску. Риск — это оценка вероятности ожидаемого события. Она не может быть абсолютно точной. Хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения конъюнктуры. Открытие собственного дела, участие в инвестиционном проекте, приобретение пакета акций — все эти действия связаны с риском. Он разнообразен, поэтому часто, говоря о риске, подразумевают различные виды его или риск в различных сферах. Риск в условиях неопределенности неизбежен, он предполагает и вероятность события, и степень отклонения от ожидаемого результата. риск связан с элементом неопределенности, которая так или иначе отражается на поведении экономических агентов и результатах хозяйственной (экономической) деятельности. Особое значение проблема риска приобретает в таких сферах деятельности, как инвестирование, страхование, кредит.

 

21. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов. По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для продажи. Эта группировка необходима для определения себестоимости продукции. По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции. классификация затрат. Входящие затраты - это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. прямые затраты на оплату труда включают в себя все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Косвенные затраты (общепроизводственные) - это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода и не зависят от деловой активности предприятия, называются постоянными производственными затратами. Планируемы е - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. Непланируемые - затраты, которые отражаются только в фактической себестоимости продукции.

 

22. Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие работают менее успешно. И во многом результат зависит от правильного выбора методов анализа хозяйственной деятельности. Анализ себестоимости продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Другими словами, предмет экономического анализа - это факторы и резервы изменения анализируемых показателей. В процессе хозяйственной деятельности из множества целей, стоящих перед предприятием, как правило, обычно доминируют экономические цели. Одной из главных целей является получение прибыли, которая определяется как превышение доходов над расходами.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

 

23. Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у не посредствам, которые предназначены для этой покупки. Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

 

24. Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Выделяют следующие ценообразующие факторы[2]: Затраты; Ценность товара; Спрос и его эластичность; Конкуренция; Государственное влияние.

· Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».

· В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос.

В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.

 

 

25. При равновесной цене исключены излишки и дефициты. Но равновесная цена может оказаться общественно нежелательной. Поэтому государство может устанавливать цену выше или ниже равновесной. Если государство законодательно установит минимальную цену выше равновесной то возникнет избыток. Цена не сможет упасть и ликвидировать этот избыток. Если государство законодательно установит максимальную цену ниже равновесной (потолок цен), то появится дефицит. Цена не сможет подняться и ликвидировать дефицит.
Обычно политика монополий поддерживается государством, которое помогает на внутреннем рынке удерживать высокий уровень цен, а на внешнем — более низкий уровень на экспортные товары для повышения конкурентоспособности монополий.
Наибольшее распространение получило регулирование внутренних цен при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен на продукцию сельского хозяйства. Единые закупочные цены на продукцию сельского хозяйства были установлены в странах Общего рынка. Влияние государства на цены промышленных изделий осуществляется посредством финансирования научно-исследовательских работ, бюджетного финансирования экспорта, а также проведением соответствующей таможенной политики: введением высоких импортных пошлин, максимального налогообложения импортируемых товаров и т.п. С целью понижения экспортных цен и повышения конкурентоспособности правительства выдают своим экспортерам субсидии, своего рода доплату к экспортной выручке, если внутренние цены выше экспортных.

 

26. Данная теория предоставляет возможность понять, что влияет на решения, принимаемые потребителями, работниками, гос.служащими при предоставлении правительственных субсидий. Теория также полезна при анализе воздействия налогов на поведение потребителей и при анализе поведения людей, когда они выступают как продавцы. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг). Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги). Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности). Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги). Различают полезность общую и предельную. Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги). Предельная полезност ь — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги). Рациональность поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой.

 

· 27. Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров (или двух товарных наборов), что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность для потребителя одинакова. Поэтому кривая безразличия – это линия равных полезностей.

· Двигаясь по кривой безразличия вниз, потребитель отказывается от определенного количества одного товара в пользу большего количества другого товара. Для количественного измерения этого используется понятие «предельная норма замещения».

· Карта безразличия представляет собой набор кривых без­различия. Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.

· Бюджетная линия показывает, какие наборы товаров потребителю доступны в соответствии с его доходом и ценами товаров. При изменении дохода происходит параллельный сдвиг бюджетной линии. При пропорциональном изменении цен происходит то же самое, поскольку рост цен относительно уменьшает доход, и наоборот, снижение цен относительно увеличивает доход потребителя. Если же цены будут меняться непропорционально, происходит изменение наклона бюджетной линии. То есть наклон BL отражает соотношение цен.

· Оптимум потребителя характеризует точка касания бюджетной линии и кривой безразличия. Любое отклонение от нее либо снижает уровень потребления, либо недоступно по средствам. С ростом дохода бюджетная линия сдвигается вправо. Потребитель может перейти на более высокую кривую безразличия, т. е. он получает возможность увеличить потребление обоих товаров.

 

28. Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

29.

 

30. В реальной жизни в пределах используемой технологии предприниматель стремится найти наилучшее сочетание факторов производства, с тем чтобы достичь наибольшего выхода продукции. Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора факторов, характеризует производственную функцию.

Производственная функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.

В микроэкономике используется большое количество самых разнообразных функций производства, но чаще всего — двухфакторные функции вида: , которые легче анализировать в силу их графического представления.

Среди двухфакторынх функций наибольшую известность получила функция Кобба-Дугласа, имеющая вид:

Производственная функция характеризует техническую зависимость между ресурсами и выпуском и описывает всю совокупность технологически эффективных способов. Каждый способ может быть описан своей производственной функцией.

производственная функция может описывать объёмы выпуска народного хозяйства в целом.

В зависимости от анализа влияния факторов производства на объём выпуска в определённый момент времени или в разные промежутки времени производственные функции делятся на статические и динамические. По внутреннему устройству выделяются линейные, мультипликативно-степенные (, при отсутствии одного из факторов такие функции обращаются в нуль).

 

31. Эффект масштаба - эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции.
Эффект масштаба обуславливается факторами, которые в долгосрочном периоде сокращают средние издержки производства по мере того, как фирма увеличивает размеры предприятия (объем продукции). В долгосрочном периоде можно изменить использование всех производственных ресурсов. В этом случае изменяется масштаб производства. В долгосрочном периоде, когда все ресурсы являются переменными кривая долгосрочных издержек определяется эффектом масштаба производства. Анализ долгосрочных издержек позволяет выявить оптимальный размер предприятия, то есть размер производства, обеспечивающий минимальные издержки на единицу выпуска в данной сфере производства. Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Положительный эффект масштаба производства наблюдается в том случае, когда средние издержки фирмы сокращаются по мере увеличения объема выпуска. Отрицательный эффект масштаба предполагает возрастание средних издержек по мере увеличения объема выпуска. Минимально эффективный масштаб производства обычно определяется как наименьший объем выпуска, при котором удвоение ведет к сокращению средних издержек в пределах 5%

 

32. По-гречески «моно» – один, «полео» – продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке.
Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как монопольно высокая. Виды монополий чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. Экономическая монополия Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли.
Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам.

 

33. Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили). На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Слово " олигополия " введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе " Утопия" (1516).
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
• а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
• б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
• в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
• г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен. Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы - соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

 

34. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ — обычная при несовершенной конкуренции практика назначения разных цен для разных потребителей на основе различий в эластичности спроса. Существуют разные ее виды: во-первых, по доходам покупателей. Максимальная цена, которую может заплатить покупатель за каждое приобретаемое изделие, резервированная цена; практика назначения для каждого покупателя резервированной цены называется идеальной диверсификацией цен. Во-вторых, в зависимости от объема потребления: напр., неодинаковые тарифы за электроэнергию для крупных и мелких потребителей. В-третьих, по категориям товаров: напр., авиабилеты туристского и первого классов. В четвертых, разного рода скидки для тех или иных категорий покупателей (напр., распространенная на Западе традиция скидок при продаже книг для преподавателей). различные формы Ц. д., в том числе перечисленные, эффективно используются для увеличения прибыли, а также для решения долгосрочных задач фирмы — таких, как создание устойчивой репутации среди потребителей и в обществе в целом.

 

35. Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.[1]

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.[1]

Отношения на рынке труда регулируются общественными[2] и государственными институтами.[1]

Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.

Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. В настоящее время мобильность трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму.

 

36. Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куп­лю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных уча­стков).

Земля, как экономический ресурс, обладает рядом особенно­стей. Во-первых, земля не имеет издержек производства. Земля имеется в наличии как природный объект. Это бесплатный и не­воспроизводимый дар природы. Во-вторых, ограниченность зем­ли. Все прочие экономические ресурсы (труд и капитал) также ограничены, но их можно накопить или воспроизвести. Изме­нить размеры земельных угодий человечество не в состоянии.

Поскольку количество совокупного предложения земли в каждый момент времени увеличить невозможно, то кривая предложения земли абсолютно неэластична. Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю.

На рынке земли действует тот же, что и на всех прочих рын­ках, механизм Спроса и предложения. Особенностью механизма ценообразования на рынке земли является необходимость различать земельный участок как тако­вой и производственную функцию земли. У землевладельца су­ществует три варианта использования своей собственности: зе­мельный участок можно продать, выручив за него соответствую­щую цену; на данном участке можно вести хозяйственную деятельность, получая при этом регулярный доход в виде прибы­ли; земля может быть сдана в аренду, что принесет ее владельцу регулярный доход в виде ренты.

 

37. Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными: банковские займы (ссуды); акции; облигации; финансовые деривативы; ноты и закладные.

Рынок капитала - рынок, на котором продаются и приобретаются инвестиционные ресурсы.

Капитал можно, прежде всего, разделить на (физический) материально-вещественный и невещественный.

Невещественный (незримый) капитал - знания, умения и информация, (патенты, лицензии, авторские права, человеческие навыки, торговая марка и пр.)

Невещественный капитал иначе называется человеческим Физический (материально-вещественный) капитал - здания, сооружения, машины, сырье и т.п. |

Основой капитал включает в себя активы (то есть то, что может принести доход) длительного пользования (здания, сооружения, машины, оборудование). \

Оборотный капитал целиком расходуется в течение одного производственного цикла тратится на приобретение средств для каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных материалов труда и т.п.

Капиталом являются и денежные средства, которыми обладает фирма или потребитель. Заемный капитал (кредит) - денежные средства, которые могут быть предоставлены фирме (потребителю) в пользование на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату

Собственный капитал - денежные средства, предоставляемые фирме в обмен на право совладения ее имуществом и доходами, обычно не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итогов работы фирмы.

Инвестиции - это увеличение запаса капитала фирмы.

 

38. равновесие в экономике — это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения.

По отношению к рынку равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них.
Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов. равновесие системы (национального хозяйства) не сводится только к рыночному равновесию. Рыночные факторы не следует отделять от производственных. Ведь диспропорции, нарушения в сфере производства неизбежно ведут к не равновесности на рынках.
К тому же в реальной действительности наряду с рыночными воздействиями экономика испытывает влияние других, нерыночных факторов (войны, социальные волнения, погода, демографические сдвиги).


37. Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными: банковские займы (ссуды); акции; облигации; финансовые деривативы; ноты и закладные.

Рынок капитала - рынок, на котором продаются и приобретаются инвестиционные ресурсы.

Капитал можно, прежде всего, разделить на (физический) материально-вещественный и невещественный.

Невещественный (незримый) капитал - знания, умения и информация, (патенты, лицензии, авторские права, человеческие навыки, торговая марка и пр.)

Невещественный капитал иначе называется человеческим Физический (материально-вещественный) капитал - здания, сооружения, машины, сырье и т.п. |

Основой капитал включает в себя активы (то есть то, что может принести доход) длительного пользования (здания, сооружения, машины, оборудование). \

Оборотный капитал целиком расходуется в течение одного производственного цикла тратится на приобретение средств для каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных материалов труда и т.п.

Капиталом являются и денежные средства, которыми обладает фирма или потребитель. Заемный капитал (кредит) - денежные средства, которые могут быть предоставлены фирме (потребителю) в пользование на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату

Собственный капитал - денежные средства, предоставляемые фирме в обмен на право совладения ее имуществом и доходами, обычно не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итогов работы фирмы.

Инвестиции - это увеличение запаса капитала фирмы.

 

38. В самом общем виде равновесие в экономике — это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них. Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов. А. Маршалл рассматривал равновесие на уровне отдельного хозяйства или отрасли. Это микроуровень, который характеризует особенности и условия частичного равновесия. Но общее равновесие — это согласованное развитие (соответствие) всех рынков, всех секторов и сфер, оптимальное состояние экономики в целом. Причем равновесие системы (национального хозяйства) не сводится только к рыночному равновесию. Рыночные факторы не следует отделять от производственных. Ведь диспропорции, нарушения в сфере производства неизбежно ведут к неравновесности на рынках. К тому же в реальной действительности наряду с рыночными воздействиями экономика испытывает влияние других, нерыночных факторов (войны, социальные волнения, погода, демографические сдвиги). Проблему рыночного равновесия анализировали Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Дж. Кларк. Однако пионером в исследовании этого вопроса был Л. Вальрас.

 

39. Анализ ex post и ex ante. Различают два вида макроэкономического анализа: анализ ex post и анализ ex ante. Макроэкономический анализ ex post или национальное счетоводство, т.е. анализ статистических данных, что позволяет оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы и негативные явления, разрабатывать экономическую политику по их решению и преодолению, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран. Макроэкономический анализ ex ante, т.е. прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных теоретических концепций, что позволяет определить закономерности развития экономических процессов и выявить причинно-следственные связи между экономическими явлениями и переменными.

 

40. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг. В этом смысле синоним термина “Равновесие” — сбалансированность Устойчивым (стабильным) Р. р. может быть в условиях, когда силы, воздействующие на рынок в разных направлениях уравновешиваются. Но поскольку условия постоянно меняются, то Р. р. остается во многом абстракцией, недостижимой на практике Следует различать общее Р. р. и различные виды (уровни) частного Р. р. в отдельных секторах и сегментах рынка, напр., Р. р. инвестиционного рынка, рынка труда, финансового рынка, с одной стороны, и рынка отдельных товаров и услуг (рынков нефти, автомобилей, туристических путевок, вакансий, кредитов, долгов и т. п.) — с другой. Р. р. может устанавливаться либо автоматически в результате действия рыночного механизма, либо расчетным путем, напр., на основе планового ценообразования, Как показал опыт, в рыночных экономиках уровень равновесных цен наиболее высок при монополизированной структуре рынка (см. Монополия) и наиболее низок в условиях свободной конкуренции.

 

41. П. есть прежде всего отношение людей к природе. Но люди не производят материальные блага в одиночку. Они создают их сообща, вступая при этом в определённые Производственные отношения. Поэтому П. материальных благ всегда является общественным производством. П. имеет две стороны: Производительные силы, выражающие отношения общества к силам и предметам природы, овладевая которыми люди добывают материальные блага, и производственные отношения, которые характеризуют отношения людей друг с другом в процессе производства. Общественное П., взятое в целом, охватывает как непосредственный процесс П. материальных благ, так и их Обмен, Распределение и Потребление. Общественное П. состоит из двух крупных подразделений: производства средств производства (I подразделение) и производства предметов потребления (II подразделение П. развивается в соответствии с действием объективных экономических законов, определяющим среди которых является основной экономический закон, присущий каждому способу производства.

.

42. Совокупный общественный продукт — валовая материальная продукция общества, произведенная за определенный промежуток времени (обычно за год). В стоимостном выражении совокупный продукт распадается на перенесенную на продукт стоимость израсходованных средств производства и вновь созданную стоимость, представляющую собой национальный доход. По натурально-вещественной форме в процессе общественного воспроизводства совокупный продукт делится на средства производства и предметы потребления. Создается трудом работников сферы материального производства и части рабочих и служащих сферы нематериального производства, которые заняты операциями (доработке, расфасовке, доставке к пунктам реализации, а также хранению общественно нормальных запасов товаров, необходимых для обеспечения непрерывности процессов производства и потребления). Увеличение объема совокупного общественного продукта осуществляется главным образом за счет роста производительности труда работников сферы материального производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, улучшения организации труда и производства, а также за счет увеличения массы труда, применяемого в этой сфере.

Трудности реализаций совокупного продукта приводят к усилению борьбы как за внутренние, так и за внешние рынки сбыта,

 

 

43. Национальное богатство - это совокупная стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) в рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной страны, за вычетом их финансовых обязательств как резидентам, так и не резидентам.

Национальное богатство включает: природные богатства материальные ценности духовные ценности

Национальное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем так и или иначе обладает нация. К национальному богатству относятся не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое К национальному богатству в узком смысле слова относится все то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Другими словами, национальное богатство страны представляет собой совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории на данный момент времени. Это результат труда многих поколений людей. К национальному богатству относятся также материальные запасы и резервы. Сюда входят готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные резервы и страховые фонды.

С функциональной точки зрения материальные резервы и запасы выполняют роль стабилизатора экономики при непредвиденных обстоятельствах. национальное богатство складывается из следующих основных элементов.

производственные фонды. Они занимают наибольший удельный вес в составе национального богатства. оборотные производственные фонды — предметы труда. Оборотные производственные фонды составляют примерно 25 % основных производственных фондов.

 

44. Макроэкономическое, или общее экономическое, равновесие (ОЭР) - такое состояние национальной экономики, когда существует совокупная пропорциональность между: наличием ресурсов и их использованием (в частности, наличием рабочей силы и ее занятостью); объемами производства и потребления; материальными и финансовыми потоками, сбережениями и инвестициями. Иначе говоря, это оптимальная реализация совокупных социально-экономических интересов в обществе. Цель макроэкономического анализа состоит в оценке степени равновесности экономики, а его предпосылкой выступает агрегировании показателей. Например, речь идет не об индивидуальном спросе и предложении одного конкретного товара, а о совокупном агрегированном показателе спроса - совокупной массе товаров и услуг, произведенных национальной экономикой за определенный период, выраженной не в натуральных величинах, а в стоимостном измерении. Совокупное предложение товаров и услуг при равновесном состоянии балансируется совокупным спросом и представляет собой валовый национальный продукт общества. Равновесный национальный продукт обеспечивается установлением равновесной совокупной цены на произведенный продукт, что осуществляется в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Достижение равновесного объема производства в условиях всегда существующей ограниченности ресурсов является целью национальной экономической политики. Все основные проблемы общества так или иначе связаны с несовпадением совокупного спроса и совокупного предложения.

 

45. Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны[1]. В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться. Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей. Нарушения равновесия. В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться. Экономические циклы — колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (экономического спада, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономического подъема). Циклы носят периодический, но, обычно нерегулярный характер. Обычно (в рамках неоклассического синтеза) интерпретируются как колебания вокруг долгосрочного тренда развития экономики.

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов: краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года); среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет); ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет); длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).

 

46. Экономический рост - это увеличение объема производства продукции в национальной экономике за определенный период времени (как правило, за год).[1]

Основы теории экономического роста и развития создал Йозеф Шумпетер в начале ХХ века

Экономическое развитие Йозеф Шумпетер определил как положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции и услугах, в области управления, в других сферах жизнедеятельности и видах экономической деятельности. Экономический рост тесно связан с ростом общего уровня и качества жизни населения - ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, доступностью качественного образования, сокращением продолжительности рабочего дня, безопасностью граждан и т. д.

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается путём увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором - за счёт интенсивных факторов роста. С развитием и освоением современных достижений науки и техники интенсивные факторы роста становятся преобладающими. Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала.

 

47. Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления то­варов и услуг от комплекса социально-экономических факторов [совокупного расхода (дохода) домохозяйства, уровня цен, раз­мера и состава семьи и пр.].

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей (метод наименьших квадратов, метод максимального правдоподобия и др.), направлениями ис­пользования (имитационные, оптимизационные и прогностичес­кие), включенными в модель переменными и т. д.

Показатели, содержащиеся в модели в качестве зависимых переменных, могут быть измерены на различных шкалах. Различают метрические (пропорциональные, интервальные и дискретные), порядковые и номинальные шкалы измерения. С помощью порядковых шкал измеряются показатели, позволяющие оценить равенство или неравенство двух единиц, На таких шкалах из­меряются уровень образования (среднее, среднее профессио­нальное, высшее), балл успеваемости и др. На номинальных шкалах измеряются качественные по­казатели. Качественные переменные могут иметь и несколько вариантов выбора, например, выбор после окончания школы или способ передвижения из дома на работу. На основе метрических шкал построены количествен­ные переменные, которые имеют единицы измерения, варьиру­ют и с ними оправданы арифметические действия. например: число посещений театров, музеев, спортивных соревнований, число приобретенных билетов на них; очередность вступления в брак; число человек или детей в семье.

различают следующие виды моделей: • структурные; • факторные модели зависимостей, например: уровня по­требления от денежного дохода; объема потребления от цен на данный и другие товары и фактора времени; среднедушевого потребления от дохода, цен, запасов, размера и состава домохозяйства; • макроэкономические модели спроса и предложения.

 

48. Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в различные инновационные проекты, новые или существующие предприятия, различных сфер деятельности и форм собственности, предпринимательские проекты или социально-экономические программы и так далее. Особенностью инвестиций является долгосрочность окупаемости проектов.

Роль инвестиций в экономике государства огромна, они играют значительную роль в поддержании, функционировании и динамическом развитии экономики страны. Инвестиции, обеспечивают накопление материальных и финансовых ресурсов предприятия, тем самым, увеличивая производственный потенциал компании. Инвестиции, в целом, влияют на текущие и будущие результаты экономическо-хозяйственной деятельности компаний. При всем при этом, инвестирование должно быть эффективным, с точки зрения экономической целесообразности, вложение средств, должно грамотно распределяться в целях приобретения новых инновационных технологий, влекущих за собой общее снижени


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.042 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал