Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апреля — 125 лет со дня рождения Прокофьева Сергея Сергеевича






(1891—1953)

 

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич — композитор, пианист, дирижер. Народный артист РСФСР (1947), заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Почетный профессор Московской государственной консерватории (с 1933). Член Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (1934), Шведской королевской музыкальной академии (1947), почетный член «Умелецкой беседы» в Праге (1946).

Родился в с. Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне — с. Красное Красноармейского района Донецкой обл., Украина). Начал заниматься музыкой с пяти лет, и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. В возрасте 9—10 лет мальчик-композитор написал оперы «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра.

С 1904 учился в Санкт-Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепиано) и Н. Н. Черепнина (дирижирование). Окончил консерваторию как композитор в 1909 и как пианист в 1914. В годы учебы в консерватории начал концертную деятельность. Первое выступление Прокофьева-пианиста состоялось 6 марта 1910; 7 августа 1912 в Народном доме исполнил свой 1-й концерт для фортепиано с оркестром п/у К. С. Сараджева.

Первое исполнение в Москве симфонической музыки Прокофьева относится к 1911 (симфоническая картина «Сны» п/у К. С. Сараджева — 14 июля, симфонический эскиз «Осеннее» п/у А. К. Метнера — 1 августа на открытой эстраде в Сокольниках). 18 февраля 1917 состоялся первый в Москве авторский концерт Прокофьева, в котором он участвовал как солист. В 1918—1933 жил за рубежом, с успехом гастролировал в Европе и Америке. В 1927, 1929 и 1932 предпринял концертные поездки в СССР. Вернувшись на родину, поселился в Москве. В Большом театре состоялись премьеры его балетов «Золушка» и «Ромео и Джульетта». Несколько лет преподавал в Московской консерватории.

Музыка Прокофьева — крупнейшего композитора ХХ в. — воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Оперное и балетное творчество композитора, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципы и приемы музыкальной драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний музыкального театра (сотрудничал с С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым).

Опыт работы над национальной историко-героической тематикой в жанре киномузыки (кинофильмы «Александр Невский» и «Иван Грозный», в содружестве с режиссером С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияние на стиль композитора и подготовил патриотическую оперу-эпопею «Война и мир». Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей развернутые народные и батальные сцены, с большой ролью хора, слиты в ней с традициями лирической оперы — психологизмом выразительных речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В ней, а также в последней опере — «Повесть о настоящем человеке» наиболее ярко воплотилась связь стиля Прокофьева с русским музыкальным фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера «Обручение в монастыре» завершила поиски композитора в области современной комической оперы.

Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты Прокофьева 1920-х — начала 1930-х («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»). Балеты Прокофьева 2-й половины 1930-х — начала 1950-х («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке») принесли русскому балетному театру мировую славу. Богатство шекспировских образов «Ромео и Джульетты», глубина трагического конфликта обусловили широту симфонического развития в балете, новаторскую трактовку хореографии и музыки, выпуклость музыкальных характеристик. Продолжая традиции балетов П. И. Чайковского, Прокофьев создал современные классические образцы жанра.

Не менее значительны достижения Прокофьева в других жанровых сферах. Таковы, прежде всего, его семь симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпического, драматического и лирико-жанрового симфонизма.

Самобытный стиль фортепианных сочинений Прокофьева (9 сонат и 5 концертов, циклы) сыграл значительную роль в формировании нового пианизма в музыке ХХ в. Музыка Прокофьева, завоевав огромную популярность во всем мире, оказала значительное влияние на творчество многих советских и зарубежных композиторов. Прокофьев — автор балетов «Игрок» и «Любовь к трем апельсинам», а также симфонической сказки «Петя и Волк».

Лауреат Госпремии СССР (1943, 1946 трижды, 1947, 1951), Ленинской премии (1957, посмертно). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Прокофьева присвоено Государственному струнному квартету и детской музыкальной школе № 1 (Токмаков пер., 8), в которой в 1968 открыт музей Прокофьева, а во дворе школы установлен памятник композитору.

 

Литература:

 

1. Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев / Игорь Вишневецкий. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 701 с., [16] л. ил., портр. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1400 (1200)).

2. Данько Л. Г. Театр Прокофьева в Петербурге / Л. Данько; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Междунар. конкурс им. С. С. Прокофьева. — СПб.: Акад. проект, 2003. — 205, [2] с., [16] л. ил., портр., ноты.

3. Иванова И. Л. Поэтика показа и переживания в русской опере XIX века и оперный театр С. Прокофьева: [исследование] / И. Л. Иванова, А. А. Мизитова. — Харьков: [б. и.], 2005. — 97 с.

4. Нестьева М. И. Сергей Прокофьев / Марина Нестьева. — [Челябинск]: Аркаим, 2002. — 235 с., [32] с. ил., портр., факс. — (Биографические ландшафты).

5. Прокофьев С. С. Из прошлого / С. С. Прокофьев; публ. и коммент. Виктора Юзефовича // Музыкальная академия. — 2009. — № 1. — С. 110—111.

6. Прокофьев в квадрате / [сост. Екатерина Ключникова]. — М.: Классика-XXI, 2008. — [95] с.: ил. — (Классика в квадрате; № 3).

7. Сергей Прокофьев = Serge Prokofiev: к 110-летию со дня рождения: письма, воспоминания, статьи / [ред-сост. М. П. Рахманова]. — 2-е изд. — М.: Гос. централ. музей муз. культуры им. М. И. Глинки, 2007. — 285 с., [4] л. ил., портр. — (Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки).

8. Соловьева Г. Прокофьев / Галина Соловьева. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 93 с.: ноты, цв. ил. — (Имена на всю жизнь).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал