Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Система цен и методологические основы обеспечения процесса ценообразования






 

По данной теме предусматривается изучение следующих вопросов:

3.1. Понятие и общая характеристика системы цен.

3.2. Классификация цен.

3.3. Информационное обеспечение процесса ценообразования.

 

3.1. В процессе изготовления продукции, на разных стадиях реализации используются разные виды цен, которые в совокупности образуют систему цен.

Система цен - это упорядоченная совокупность разных видов цен, которые обслуживают народное хозяйство.

В основе взаимосвязи цен лежит принцип «соединяющихся сосудов». Изменение цен в одном из блоков системы достаточно быстро отображается на изменении цен в других блоках.

Основную роль играют цены на сырье, энергию, то есть на продукцию базовых отраслей экономики (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика, металлургия, сельское хозяйство).

Связь и взаимозависимость цен обусловлены обстоятельствами:

- все цены формируются по единственной методологической основе, которой являются законы стоимости, предложения, спроса;

- все предприятия и отрасли создают единственный хозяйственный комплекс, который обслуживается ценами.

3.2. Всю систему цен можно разделить на цены внутреннего и мирового рынков. Разница между такими ценами достаточно существенна. Если в основе мировых цен лежит интернациональная стоимость, то цены внутреннего рынка опираются на величину национальной стоимости товаров. Последняя зависит от трех факторов: уровня производительности труда в стране, структуры национального производства и уровня инфляции.

Внутренние цены можно классифицировать по определенным признакам: уровнем свободы, сферой обращения, стадиями товародвижения, территориальным распространением, видами франко.

В зависимости от уровня свободы (либерализации) различают фиксированные, регулируемые и свободные цены.

Фиксированные - это цены, которые устанавливаются государством через систему органов власти и управления (например, управлениями ценовой политики областных государственных администрации). Такие цены устанавливаются путем введения государственных прейскурантов, то есть официальных сборников цен и тарифов на товары и услуги, которые утверждаются соответствующими государственными органами. Фиксированные цены устанавливаются на отдельные виды продукции базовых отраслей (уголь, электроэнергия) и на некоторые важнейшие товары и услуги, которые имеют важное значение для жизнеобеспечения населения (квартирная плата, газ, тарифы на городской электротранспорт). Такие цены, как правило, внедряются на неопределенный срок и могут быть упразднены лишь специальным распоряжением.

К регулируемым принадлежат цены, границы изменения которых прямо устанавливает государство, или опосредствованными методами делает невыгодным для продавца их избыточный рост. Такие цены устанавливаются на продукцию монопольных предприятий или в случаях, когда необходимо временно сдержать рост цен на дефицитные товары. Исходя из политики в сфере цен, государство определяет перечень товаров и услуг, на которые устанавливаются регулируемые цены.

Свободные цены определяются предприятиями самостоятельно с учетом своих расходов и соотношения спроса и предложения. Они могут увеличиваться или уменьшаться когда-либо и в любых пределах, как в том нуждается рынок. Разновидностью свободных цен являются договорные цены которые формируются на основании договоренности между покупателем и продавцом. Они закрепляются в договорах на снабжение продукции, как правило, большими партиями и является неизменными на срок действия соглашения.

В зависимости от сферы обращения или отраслевой формы продукции различают:

• оптовые цены на продукцию промышленности;

• закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

• цены на продукцию строительства;

• тарифы на транспорте и в сфере услуг;

• розничные цены.

По стадиям товародвижения продукции цены можно разделить на два вида: цену предприятия и цену реализации.

На основании цены предприятия производители определяют стоимостные результаты своей непосредственной работы. Основная функция такой цены - это возмещение расходов и получение определенной прибыли.

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется внутри предприятия при осуществлении операций между его подразделами.

Цена реализации - это цена, по которой продукция поступает к покупателям. Такая цена, кроме расходов и прибыли, содержит в себе товарные налоги и надбавки. Цена реализации, по которой продукция поступает к потребителю (кроме населения), называется отпускной.

В зависимости оттерриториального распространения цены разделяются на общегосударственные, местные и зональные.

Общегосударственные - это цены, которые устанавливаются одинаковыми на всей территории страны и могут быть изменены только специальными постановлениями правительства.

К местным принадлежат цены, установление которых входит в компетенцию Совета министров Автономной Республики Крым, областных и городских советов. Такие цены устанавливаются с учетом расходов производства и реализации в соответствующем регионе (области, городе) и является единственными на его территории.

В зависимости от части затрат на доставку продукции (погрузочно - разгрузочные работы, транспортные, страхование), включаемые в цену, они подразделяются по разным видам Франко.

Термин «франко» буквально означает «цельный», а относительно коммерческой деятельности трактуется как «цельный от оплаты». Поэтому тот или другой вид франко, предоставленный цене, указывает, к какому пункту на пути продвижения товара к потребителю транспортные расходы несет поставщик. Эти расходы относительно продвижения товара, к указанному месту входят в состав цены и будут компенсированы поставщику покупателем после оплаты стоимости приобретенной продукции.

Франкирование цен широко используется как во внутренней, так и международной торговле. В практике отечественного ценообразования наибольшего распространения франкирование цен приобрело на железнодорожном транспорте. В этой отрасли действуют такие виды франко: «франко - состав поставщика», «франко - станция отправления», «франко - вагон станция отправления», «франко-вагон станция назначения», «франко - станция назначения» и «франко - состав потребителя».

В соответствии с характером использования цены подразделяются на справочные, цены фактических соглашений, стартовые, лимитные, залоговые, сезонные но др.

Справочные - это информационные цены, которые являются отправной точкой для установления, как правило, договорной цены. Они открыто публикуются в разных печатных изданиях, специальных бюллетенях, фирменных каталогах, прайс-листах.

В отличие от справочных цен, цены фактических соглашений являются критерием для установления контрактной цены. Однако такие цены регулярно не публикуются, а появляются в печати лишь относительно отдельных операций.

Стартовые - это исходные цены, которые показывают, главным образом, нижний их предел. Опираясь на такую цену, продавец повышает ее к уровню, который отвечает конкретным условиям и срокам реализации продукции. Такие цены применяются во время продажи товаров на аукционах или на конкурсной основе.

Лимитная цена показывает верхний ее предел, который определяется на стадии разработки новой продукции, преимущественно, производственно-технического назначения. Она является критерием экономической целесообразности разработки новой техники с заданными параметрами.

Залоговая цена - это цена товара, который подлежит возвращению. Такие цены устанавливаются на стеклянную тару, видеокассеты в прокатных пунктах, ломбардах.

К сезонным принадлежат цены, которые изменяются на протяжении года. Сезонные колебания цен в значительной мере предопределяются изменениями в расходах на производство и реализацию товаров в разные периоды года. Самое широкое распространение сезонные цены нашли в определении цены на сельскохозяйственную продукцию.

Приведенный перечень не исчерпывает все виды цен, которые используются в экономических процессах. На практике применяется свыше 300 разновидностей цен, которые отличаются между собой по содержанию и целью использования. В литературе можно встретить и другую классификацию цен, например (таблица.1).

Таблица 1

Классификация цен по основным признакам

Классификация цен
1. В зависимости от вида продукта Цены на товары Тарифы на услуги
2. В зависимости от сферы обслуживания товарного оборота Закупочные цены Оптовые цены Розничные цены
3. В зависимости от роли на рынке Цены спроса Цены предложения Цены рыночного равновесия Цены соглашений между субъектами рынка
4. В зависимости от типа рынка Конкурентные цены Монопольные цены
5. В зависимости от региона действия Региональные цены Единые цены  
6. В зависимости от страны реализации Внутренние цены Внешнеэкономические цены
Продолжение таблицы 1
7. В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов на внутреннем рынке Система цен «франко» разных видов
8. В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов, страхования и таможенное «очищение» товаров во внешнеэкономической деятельности Система цен «ИНКОТЕРМС» разных видов
9. Согласно порядку государственного регулирования Регулируемые цены Не регулируемые цены (свободные)
10. По вариативности установления Твердые (фиксированные) цены Гибкие цены
11. По периоду действия во времени Постоянные цены Временные цены
12. По степени новизны товары Цены на новые товары Цены на товары, которые производятся Цены на товары, снятые с производства

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал