Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В период государственного социализма 1 страница






Национально-государственное устройство в 1930 – е годы. В эти годы был продолжен процесс становления нацио­нально-государственных образований в составе РСФСР. Часть автономных областей была преобразована в автономные республи­ки, появились новые автономные области. Для народностей Севера автономия была определена в форме национальных округов. В 1929—1930 гг. на территории расселения малочисленных на­родностей Севера и Дальнего Востока постановлениями ВЦИК было образовано девять национальных округов. Среди них - Ненецкий, Ямальский, Таймырский, Эвенкийский, Чукотский, Корякский и др. Каждый национальный округ получил представительство в Совете нацио­нальностей ЦИК СССР. Созданные автономии, как правило, были отсталыми в экономическом и культур­ном отношении, а их коренное население негра­мотным.

По форме государственного устройства СССР представлял собой федерацию. Конституция 1936 г. ликвидировала Закавказскую Федерацию и закрепила вхождение в Союз ССР пяти новых союзных республик: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана и Киргизии. Целе­сообразность ликвидации Закавказской Федерации мотивирова­лась тем, что народы Азербайджана, Армении и Грузии достигли такого экономического и культурного уровня, при котором они могут самостоятельно вступать в связи между собой и другими союзными республиками. Аналогичными причинами объяснялась целесообразность преобразования Казахстана и Кир­гизии из автономных республик в союзные.

Таким образом, с принятием Конституции СССР 1936 г. в соста­ве СССР насчитывалось 11 союзных республик: Россия, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, Туркмения, Узбеки­стан, Таджикистан, Казахстан и Киргизия. В РСФСР было образо­вано 17 автономных республик и 6 автономных областей. В 1940 г. в состав СССР входят еще пять союзных республик. В марте 1940 г. Карело-Финская АССР была преобразована в со­юзную республику. Перед Великой Отечественной войной в состав СССР были включены республики Прибалтики, Восточная Польша, Бессарабия и Северная Буковина. В 1940 г. была образована Молдавская ССР и приняты в состав СССР Латвия, Литва, Эстония. К началу 1940 г. территории Советского Союза составляла 22, 1 млн. кв. км.

Население. В 1930-е годы численность населения СССР продолжает быстро расти. Если в 1926 г. она составляет 147, 0 млн. человек, в 1937 г. – 162, 0 млн., в 1939 г. – 171, 0 млн., в 1941 г. - 194, 1 млн. человек. Главная причина такого высокого роста – высокий естественный прирост. Перед войной в стране ежегодно рождалось по 6, 0 – 7, 0 млн. детей. К этому следует добавить и расширение территории Советского Союза. Численность населения страны была бы значительно выше, если бы не события, сопутствующие установлению в СССР тоталитарного строя. Прежде всего, это вызванный коллективизацией сельского хозяйства массовый голод и политические репрессии. Аграрная революция поразила многие районы России. Наиболее сильно от Голодомора пострадала также Украина и особенно – Казахстан. За период между переписями населения 1926 и 1939 гг. численность жителей Казахстана в условиях мирного времени сократилась на четверть.

Итоги восстановления народного хозяйства СССР. В середине 1920-х гг. в СССР было восстановлено разрушенное семилетней войной народное хозяйство. Что же оно собой представляло? Советский Союз середины 1920-х гг. - это аграрно-индустриальная страна, в сельском хозяйстве было занято большинство населения. Объем промышленной продукции СССР по своим абсолютным показателям в несколько раз уступал аналогичным показателям всех ведущих капиталистических стран. Если взять такие важнейшие показатели, как уголь, металл, электроэнергию, то СССР производил их в 2_3 раза меньше, чем Великобритания, Германия или Франция, и во много раз меньше, чем США. В 1926 году Советский Союз производил 5% мировой продукции, Германия - 10%, США - 50%. По производству многих видов продукции на душу населения Советский Союз уступал ведущим капиталистическим странам в десятки и сотни раз. Многие сложные промышленные изделия в СССР вообще не производились, основная часть работников не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности была занята ручным трудом. Таким образом, экономика страны была восстановлена, но восстановлена на уровне 1913 г., в то время как другие страны в это время уходили вперед. В результате, несмотря на восстановление народного хозяйства, в середине 1920-х гг. отставание советской экономики носило стадиальный характер. Это означало, что СССР отставал от развитых капиталистических стран не на год и даже не на десятилетие, а на целую историческую эпоху. В передовых странах капитализма утвердился индустриальный способ труда, Советский Союз же оставался на доиндустриальной стадии.

Индустриализация и ее причины. Таким образом, Советскому Союзу были абсолютно необходимы быстрые и решительные преобразования. При этом главной задачей народного хозяйства становилось не просто возрастание роли промышленности и объема производимой ею продукции. Главным был переход от домашинного типа производства к индустриальному во всех отраслях экономики, т.е. перед Советским Союзом стояла задача завершения индустриализации. Как известно, индустриализация - это процесс превращения аграрной экономики в экономику преимущественно индустриальную. Причины необходимости индустриализации в СССР заключались, во-первых, в том, что в 1920-х гг. в промышленности было занято только 10% населения. Индустриализация началась в России в конце XIX в., но она не была завершена. Индустриализацию необходимо было завершить и превратить Советский Союз из аграрной страны в страну промышленно развитую. Во-вторых, в СССР не были развиты некоторые современные отрасли промышленности, получившие наибольшее развитие за рубежом в начале XX в. В-третьих, в условиях будущей мировой войны, которая, согласно марксистской теории, должна была, в конечном счете, привести к победе всемирной пролетарской революции, необходимо было создать и мощную военную промышленность.

Курс на индустриализацию. Таким образом, перед Советским Союзом стояла задача немедленной индустриализации. Другое дело, что существовали различные варианты ее проведения, и выбор их зависел от конкретной обстановки в СССР и мире. Как известно, после смерти В.И.Ленина меняется общая доктрина большевиков. Если до 1925 г. речь шла о том, чтобы «отсидеться в осажденной крепости» и дождаться мировой революции, то теперь, в условиях спада революционной волны на Западе, подходы к этому вопросу постепенно меняются. В апреле 1925 г. проходит XIV конференция ВКП (б), и она постановляет, что победа социализма возможна и в одной, отдельно взятой стране, т.е. в СССР. Последовавший за этим XIV съезд партии принимает курс на построение социализма в одной стране, т.е. на достижение независимости от Запада. На съезде было признано, что решить проблему индустриализации можно только при тщательном ее планировании и что наиболее благоприятные условия для решения проблемы могут быть созданы путем разработки пятилетних планов развития народного хозяйства.

Особенности советской индустриализации. В середине 20-х гг. в CCCР сложились и предпосылки для проведения индустриализации. Они заключались в том, что советская экономика была восстановлена, а с внешнеполитической изоляцией страны было покончено. При этом следует отметить, что между традиционной и советской моделями индустриализации были серьезные отличия. Если взять традиционный подход, то при нем в начале индустриализации происходит некоторое замедление темпов экономического развития. Сама индустриализация начинается с развития легкой промышленности, а главным источником накоплений являются внешние займы. При советском варианте индустриализации с самого начала планировались высокие темпы экономического роста, индустриализация начиналась с развития тяжелой промышленности, проводить ее проходилось за счет собственных накоплений. К тому же в условиях капиталистического окружения приходилось расходовать значительные средства на нужды обороны. При отсутствии экономической помощи извне это вызывало огромное напряжение экономических ресурсов страны, порождало дополнительные трудности и издержки.

В начале 1929 г., после разгрома «правых уклонистов», Госплан принимает так называемый оптимальный вариант первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Соответственно план экономического роста он определяет в 22%. Это была высокая цифра, не принимающая во внимание возможность негативных факторов, но И.В.Сталину и она показалась заниженной и вскоре была пересмотрена в сторону увеличения. Плановые показатели устанавливаются очень высокие, в результате Советский Союз переходит к форсированной индустриализации. Для этого в стране были проведены соответствующие хозяйственные реформы.

Усиление планового руководства народным хозяйством. Для второй половины 1920-х гг. характерно усиление планового руководства экономикой. Прежде всего, это проявилось в разработке годовых контрольных цифр развития народного хозяйства, которые впервые были сделаны на 1925/26 г. Они еще не были единым государственным планом и содержали только некоторые общие и взаимно увязанные показатели хозяйственного развития, такие, как валовая и товарная продукция сельского хозяйства и промышленности, товарооборот, грузооборот, размеры госбюджета и т. д. В дальнейшем значение принимаемых контрольных цифр постепенно росло. Так, контрольные цифры на 1927/28 г. были положены в основу всех оперативных производственно-финансовых планов и государственного бюджета и по своему характеру приближались к годовому народно-хозяйственному плану. Особенностью контрольных цифр на 1928/29 г. была их прямая, непосредственная связь с пятилетним планом, они фактически являлись оперативным хозяйственным планом первого года пятилетки. В контрольных цифрах был разработан баланс национального дохода, определены его размеры и темпы роста, намечалось распределение национального дохода на накопление и потребление. Важной особенностью плана явились также конкретные задания по снижению себестоимости продукции, размерам валовой продукции промышленности, капитальным вложениям, бюджету, товарообороту, которые были даны в республиканском и областном разрезе.

Экономическое районирование страны. Большую роль в усилении планового руководства народным хозяйством СССР сыграло проведение экономического районирования страны. В 1929-1930 гг. вместо административного деления союзных республик на губернии, уезды и области на основе экономического районирования были созданы края и области как производственные комплексы с известной специализацией. Начало практическому осуществлению экономического районирования СССР положили решения XII съезда ВКП (б), констатировавшего, что прежнее административно-хозяйственное деление не соответствовало новым политическим и экономическим потребностям страны. В качестве опытных районов для проведения экономического районирования были избраны Урал как индустриальный, и Северный Кавказ как преимущественно сельскохозяйственный район. В результате районирования создавалась новая система территориального планирования народного хозяйства. В районированных областях были созданы областные (краевые) плановые комиссии, в подчинении которых находились плановые органы низовых административно-хозяйственных органов - окружные и районные плановые комиссии. Эти комиссии были наделены полномочиями отделов соответствующих исполкомов Советов депутатов трудящихся.

Перестройка управления промышленностью. В условиях начавшейся индустриализации назрела необходимость в реорганизации управления промышленностью. Еще в 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности Планово-экономическое управление. В результате сложилась трехзвенная система управления: главк - трест - предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов. В дальнейшем центр оперативного управления перемещается из треста на предприятие. В декабре 1929 г. ЦК ВКП (б) было принято постановление «О реорганизации управления промышленностью», в котором были сформулированы принципы управления в новых условиях. Исходным положением постановления было признание предприятия основным звеном управления промышленностью и предоставление ему права юридического лица с самостоятельным балансом. При соблюдении производственно - финансовой плановой дисциплины в пределах утвержденных лимитов предприятия должны были стать самостоятельными. На администрацию предприятий возлагалась полная ответственность за количественное и качественное выполнение производственных программ.

Начатая в декабре 1925 г. реорганизация управления промышленностью привела также к ликвидации главков и синдикатов. Вместо них для комплексного руководства промышленностью создавались отраслевые промышленные объединения, в которых сосредотачивались функции управления. На базе ликвидированных главков и синдикатов были образованы 33 всесоюзных отраслевых объединения. Отраслевые объединения работали под непосредственным руководством ВСНХ, который определял вопросы планирования и ценообразования и утверждал уставы объединений. Однако на практике союзные отраслевые объединения оказались слишком громоздкими и не смогли обеспечить квалифицированное руководство отраслями промышленности. Например, в текстильном объединении оказалось 508 предприятий. Оно, по существу, оказалось многоотраслевым, так как должно было руководить всеми отраслями текстильной промышленности: хлопчатобумажной, шелковой, льняной, шерстяной и т. д. В результате объединения стали разукрупнять.

Быстрое развитие промышленности в Советском Союзе привело к усложнению задачи управления. В этих условиях объединяющий все отрасли промышленности ВСНХ не смог справляться с новыми задачами. В 1931 г. в ведении ВСНХ была оставлена только тяжелая промышленность, а легкая и лесная промышленность была подчинена отдельным наркоматам. В начале 1932 г. ВСНХ СССР был преобразован в общесоюзный Народный комиссариат тяжелой промышленности и образованы общесоюзные Народные комиссариаты легкой и лесной промышленности.

Таким образом, в СССР постепенно ликвидируются хозрасчетные тресты и синдикаты, главным звеном управления промышленностью становятся промышленные наркоматы. В развитии системы управления промышленностью отчетливо проявилась тенденция к ее усилению по вертикали по отраслевому признаку. Переход от хозрасчетных рыночных отношений к централизованной системе распределения ресурсов автоматически вел к формированию административной - командной системы управления.

Административно-командная система. На рубеже 1920 - 1930-х гг. в СССР формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее появления стала возникшая еще летом 1918 г. монополия большевистской партии на власть, когда в стране осталась единственная правящая партия. В сложившейся в стране административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов. Основными итогами ее становления стали сращивание партийного и государственного аппаратов и установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования. После перестройки управления промышленностью следующими шагами проводившихся в стране преобразований стали кредитная, налоговая и тарифная реформы.

Кредитная реформа. В общей системе проведенных в годы первой пятилетки хозяйственных реформ особое место занимала кредитная реформа. В новых условиях прямого планового руководства народным хозяйством требовались и новые формы кредитных отношений. Вексельный кредит для этой цели не подходил, поскольку затруднял контроль за финансовой деятельностью предприятий со стороны государства. Начатая в январе 1930 г. кредитная реформа ликвидировала систему отпуска товаров или оказания услуг в кредит; коммерческое кредитование заменялось прямым краткосрочным банковским кредитованием. Краткосрочное кредитование сосредотачивалось в Государственном банке. ВСНХ и Госбанк согласовывали план кредитования промышленных объединений и трестов, а последние устанавливали планы кредитования их операций в пределах согласованного плана.

Данная система имела серьезные недостатки, заключающиеся, прежде всего, в автоматизме кредитования, т. е. прямом кредитовании под план вместо кредитования реальных хозяйственных сделок. При автоматизме кредитования отпадала заинтересованность предприятий и хозяйственных органов в выполнении хозяйственных планов, так как банк при всех условиях оплачивал все их расходы. Автоматизм кредитования был связан с автоматизмом расчетов, когда банк перечислял на контокоррентный счет поставщика со счета плательщика потребителя без его согласия (без акцепта), а лишь по предоставлению поставщиком в банк счета-фактуры на отгруженную продукцию, независимо от выполнения или нарушения условий поставок по срокам, ассортименту, качеству, ценам и т. д.

В дальнейшем к кредитной реформе были сделаны поправки. Суть их заключалась в ликвидации автоматизма кредитования «под план» и переходе к кредитованию реальных сделок между хозяйственными организациями в соответсвии с заключенными договорами. Это означало ликвидацию практики автоматизма расчетов и переход к оплате счетов поставщика лишь с согласия заказчика. Перевод денег со счета заказчика на счет поставщика стал производиться лишь в случае действительного выполнения договоров, при согласии заказчика, подтвердившего соответствие поставленного товара (или оказанных услуг) условиям качества, ассортимента, количества, цены и сроков поставок, предусмотренных договором с поставщиком. Теперь Госбанк не мог распоряжаться кредитами хозяйственных предприятий без их ведома и согласия. Однако и хозяйственные организации не могли использовать выделенные им кредиты (лимиты) без выполнения количественных и качественных показателей промфинплана, т. е. своих обязательств перед государством и другими хозяйственными организациями по договорам. Устанавливались также меры кредитного воздействия (санкции) в отношении хозяйственных организаций, не выполнивших своих договорных обязательств, заключавшиеся в ограничении или прекращении выдач со счетов хозяйственных предприятий, продаже в принудительном порядке принадлежавших им материальных ценностей и т. д. Убытки хозяйственных организаций теперь перестали покрываться Госбанком, а стали входить в их баланс.

Завершением кредитной реформы явилось постановление Совета Труда и Обороны от 23 июля 1931 г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций». Этим постановлением установилось строгое разграничение оборотных средств предприятий на собственные средства и заемные. Для каждого предприятия устанавливались нормативы минимально необходимых запасов собственных оборотных средств, определялись объекты хозяйства, которые покрывались собственными оборотными средствами, и те, которые покрывались банковскими кредитами - заемными оборотными средствами. Для ликвидации обезлички между собственными и заемными оборотными средствами каждому предприятию были открыты два счета: расчетный счет для собственных оборотных средств и ссудный счет для заемных средств. В это время для разрешения имущественных споров между предприятиями и организациями обобществленного сектора была создана система государственного арбитража.

Таким образом, кредитная реформа явилась важным элементом складывающейся административной системы, она обеспечила осуществление государством финансового контроля за деятельностью хозяйственных предприятий. Фактически в эти годы было покончено с рыночными методами в кредитной системе. Государственным органам, кооперативным и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредитовании. Кредит, т. е. предоставление подлежащих возврату ссуд под определенный процент, был заменен централизованным финансированием. Что касается банков, то они, по сути, перестали быть кредитными учреждениями. В связи с ликвидацией кооперативных банков все операции по краткосрочному кредиту перешли к Госбанку, который сосредоточил у себя почти весь объем краткосрочного кредитования. К концу 1930-х гг. в стране насчитывалось семь банков, а в последующие годы их осталось всего три (Госбанк, Внешторгбанк, Стройбанк). Централизация кредитной системы в СССР происходила параллельно с централизацией системы управления промышленностью.

Налоговая и тарифная реформы. В 1930 - 1931 гг. в Советском Союзе была проведена также налоговая реформа. Старая система налоговых изъятий характеризовалась множественностью налогов, многократностью и многозвенностью обложения и большой сложностью расчетов. Налоговая реформа объединила все виды платежей в бюджет, которые регулировали производственную деятельность предприятий, в два основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли. Поскольку предприятия стали функционировать на основе обязательных плановых заданий, то налоги перестали осуществлять свою регулирующую роль, а стали просто обеспечивать доходы для государственной казны.

В 1931 - 1933 гг. была проведена и новая тарифная реформа. Вначале ее осуществили в угольной и металлургической промышленности, на железнодорожном транспорте, а затем и в других отраслях промышленности. В ходе реформы была введена новая тарифная сетка, которая значительно увеличила дифференциацию тарифных ставок. Для стимулирования повышения производительности труда основные категории рабочих переводились на прогрессивную сдельщину. Полностью отменялась практика оплаты по среднему заработку при простоях и плохой работе.

Проблема накоплений. После принятия решения о построении социализма в СССР и необходимости скорейшей индустриализации встал вопрос о том, за счет каких средств ее проводить. Проблема накоплений в тех странах, которые прошли индустриализацию, решалась следующим образом: европейские и американские страны вначале развивали сельское хозяйство и легкую промышленность, накапливали за их счет необходимые средства, а затем использовали их для развития тяжелой промышленности. Этот путь означал использование экономических рычагов для получения максимальной прибыли и ее перераспределение через госбюджет, т. е. являлся, по сути, продолжением политики нэпа. Этот путь развития народного хозяйства страны и предлагал Н.И.Бухарин и его сторонники. Однако в условиях складывавшегося в Советском Союзе тоталитарного режима страна пошла другим путем.

Среди предпринимаемых в СССР мер по увеличению доходной части бюджета следует указать на продолжавшуюся все 1930-е гг. эмиссию бумажных денег. Способствовала перераспределению средств из легкой промышленности в тяжелую индустрию и налоговая реформа 1930 г. Это позволило изымать из легкой промышленности все накопления и через бюджет направлять их на финансирование тяжелой индустрии. С конца 1920-х гг. составной частью финансовой политики стали принудительные внутренние займы. Были привлечены и дополнительные источники накопления средств. Среди них продажа за рубеж уникальных художественных ценностей, хранившихся в Эрмитаже и других музеях страны. Продажей занималась созданная по решению ЦК ВКП (б) комиссия, члены которой в силу своей некомпетентности часто продавали многие редчайшие экспонаты зарубежным коллекционерам фактически за бесценок.

Во всех крупных городах были созданы магазины Торгсина. Формально они существовали для торговли с иностранцами, а фактически выуживали у советских граждан сохранившиеся с дореволюционных времен остатки золота и драгоценностей. Одновременно страна осуществляла и значительный зерновой экспорт, доставлявший валюту. Несмотря на массовый голод в стране и падение цен на мировой хлебном рынке, зерновой экспорт обеспечивал поступление в бюджет значительное количество валюты. Удешевляло индустриализацию и то, что многие виды сырья для тяжелой промышленности добывались трудом заключенных. Содержащиеся в лагерях в тяжелейших материально-бытовых условиях миллионы заключенных обеспечивали добычу угля, золота, алмазов и многих других полезных ископаемых, осуществляли заготовку леса, вели строительство многих объектов народного хозяйства и т. д.

Итоги индустриализации в СССР. Анализ итогов первых пятилеток в Советском Союзе показывает, что их плановые задания выполнены не были. Тем не менее, представляется, что в тех конкретных условиях предвоенных лет это было не столь и существенно. Главное было в том, что за годы первых двух пятилеток Советский Союз совершил «большой скачок». Если на протяжении 1920-х гг. нарастало промышленное отставание СССР от промышленно развитых держав, то в 1930-х гг. наблюдался прямо противоположный процесс. За короткий исторический срок в 10 лет СССР превратился из крестьянской страны в мощную индустриальную державу. За эти годы добыча угля увеличилась в пять раз, нефти - почти в три раза, производство электроэнергии _ почти в десять раз, производство продукции машиностроения в десятки и сотни раз. В результате страной было преодолено абсолютное отставание от стран Западной Европы по производству основных видов промышленной продукции. Если в 1913 г. Российская империя занимала 4 - 5-е место в мире по общему уровню экономического развития, то к концу 1930-х гг. Советский Союз вышел по этому показателю на второе место в мире после США. СССР стал одной из 3 - 4 стран, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству. Сократилось и отставание СССР от развитых стран по производству продукции в расчете на душу населения.

При этом следует учитывать, что ускорение промышленного роста в СССР в годы сверхиндустриализации не могло достигнуть таких темпов, при которых страна смогла бы догнать развитые капиталистические страны. Как известно, важнейшим показателем уровня экономического развития страны является производство важнейших видов продукции на душу населения. После проведения индустриализации, несмотря на достигнутые успехи, это производство оставалось в СССР гораздо более низким, чем в большинстве стран Европы. Однако при этом следует иметь в виду, что отставание в 2, 3, 5 и даже в 10 раз по производству на душу населения в конкретно-исторических условиях для государства бывает не так уж и страшно. Суть данной проблемы заключается в том, что если в исторической перспективе прогресс определяется душевым производством, то непосредственно в 1930-х гг. судьба СССР зависела не от размеров душевого производства, а от его абсолютных масштабов, от индустриального потенциала страны в целом. Исход военного столкновения определялся не душевым потреблением, а способностью промышленности выпускать такую же, как у противника, или лучшую боевую технику в таком же или большем количестве. Это и было реализовано в Советском Союзе в ходе первых пятилеток.

Изменение аграрной политики. Наряду с индустриализацией, вторым главным направлением сталинской экономической политики в 1930-х гг. стала коллективизация сельского хозяйства. Целью ее было, во-первых, создание крупного высокотоварного государственного сектора в сельском хозяйстве, во-вторых, ликвидация экономической и политической самостоятельности крестьянства, в-третьих, за счет экспорта сельхозпродукции получение валюты для экспорта промышленного оборудования, в-четвертых, организация бесперебойного снабжения продовольствием быстро растущих городов.

В конце 1920-х гг. в стране началось наступление на нэповские основы аграрной политики. Результатом такой политики стал хлебозаготовительный кризис 1928 г. Главная его причина - незаинтересованность крестьян в увеличении производства зерна из-за низких закупочных цен. В этой ситуации И.В.Сталин начинает говорить о необходимости осуществить сплошную коллективизацию. В 1929 г. на конференции аграрников-марксистов по его настоянию неотложной задачей ближайших лет была названа сплошная коллективизация.

Переход к сплошной коллективизации. В январе 1930 г. Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение о темпах коллективизации и мерах по ликвидации кулацких хозяйств. По всей стране она должна была завершиться в 1932 г., а в основных зерновых районах значительно раньше, в 1930 - 1931 гг. Для обеспечения высоких темпов коллективизации в стране создавалась соответствующая нормативная база. Земля, отводимая в ходе коллективизации под создаваемые общественные хозяйства, объявлялась навечно закрепленной за колхозами. Это означало, что осмелившийся выйти из колхоза крестьянин в этом случае оставался без своего земельного пая, который он при вступлении в общественное хозяйство передавал артели. Кроме того, в эти годы для деревни был установлен беспаспортный режим. Это лишало крестьян права на свободное передвижение по территории страны, делало невозможным его переезд в город и означало вечное прикрепление сельских жителей к своему колхозу и своей деревне.

Раскулачивание. Составной частью «социалистического» преобразования деревни являлась политика ее раскулачивания. При этом само понятие «кулацкое хозяйство», которым должны были руководствоваться партийные и советские власти, было весьма неопределенным. Всего в годы первой пятилетки было раскулачено 1, 1 млн. крестьянских хозяйств и репрессировано примерно 7 млн. человек. Конфискация кулацкого имущества должна была проводиться уполномоченными райисполкомов с обязательным участием представителей сельсоветов, колхозов и батрачкомов. Надлежало производить точную опись и оценку имущества с возложением на сельсоветы ответственности за его сохранность. Средства производства и имущество передавалось в неделимые фонды колхозов в качестве взноса за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла на погашение долгов кулацких хозяйств государству и кооперации. Конфискованные жилые постройки передавались на общественные нужды сельсоветов и колхозов. Паи и вклады кулаков в кооперацию поступали в фонд коллективизации бедноты и батрачества, а их владельцы исключались из кооперации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал