Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии организации действий в социально-культурной сфере






Технологии организации тесно соприкасаются с технологиями координации, направленными на обеспечение бесперебойности и непрерывности выполняемых функций управления различными видами социально-культурной деятельности. Актуальность этих технологий обусловлена динамичными непрерывными изменениями внешней и внутренней социально-культурной среды, что, в свою очередь, зависит от умения менеджеров быстро и оперативно маневрировать финансовыми и материальными ресурсами, проявить способности к своевременной адаптации и корректировке. В руководстве социально-культурными процессами объектом координационных технологий являются как управляемые (подчиненные), так и управляющие подсистемы.

Процессы внутриколлективной и внешней, межведомственной координации действий в социально-культурной сфере осуществляются как по горизонтали, на равных уровнях структуры за счет главным образом неформальных взаимоотношений, так и по вертикали, в пределах строгой субординации, с помощью существующей нормативной документации. Координация распространяется на все организационные уровни социально-культурной сферы - в масштабах международного сотрудничества, отдельно взятой страны, региона, учреждения, исполнителей.

Благодаря гибкой координации мы в состоянии обеспечить механизмы саморегулирования и самосохранения любой социально-культурной общности: клубного объединения, коллектива сотрудников музея, театра или парка, спортивной команды и т.д.

Координационные усилия в социально-культурной среде сталкиваются с противодействующими факторами, в их числе - недостаток финансовых и материальных ресурсов у большинства государственных отраслевых учреждений и организаций, отсутствие у многих их руководителей психологической готовности к энергичному проведению самостоятельной финансово-экономической политики, нехватка квалифицированных кадров, особенно в сельской местности и др. Преодолеть данные препятствия можно с помощью корректирующих действий, например: заручиться поддержкой коллектива учреждения культуры, выявить социально-психологические причины сопротивления, осуществить в необходимых пределах реорганизацию тех или иных звеньев структуры, изменить существующие стандарты и нормативы и проч.

Методы мотивации и стимуляции в социально-культурной деятельности

Поскольку любая из организационных и координационных технологий самым непосредственным образом связана с активизацией человеческого фактора, грамотным использованием кадрового ресурса, постольку каждая социально-культурная инициатива, формирование или пополнение творческого коллектива обязательно предусматривает мотивацию, стимулирование участников с целью опереться на их потребности, вызвать у них интерес и желания к предстоящей работе, развеять возможные опасения и сомнения. Работодатели с древних времен постоянно прибегали к методам мотивации наемных работников, используя для этого, как правило, хлыст и угрозы, и только для немногочисленных избранных -награды. Только позднее, с конца ХУШ века, распространилось убеждение, что люди всегда будут работать охотнее и больше, если будут иметь возможность заработать больше.

Однако, как показала дальнейшая практика, для создания мотивации с целью внутреннего побуждения работника к действиям только чисто экономический подход недостаточен. Здесь вступает в силу характерная для человека совокупность многих интересов, потребностей и желаний, которые к тому же имеют способность динамично меняться.

В процессе социально-культурной деятельности широкое распространение получили методы материальной, экономической мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, доплата и др.); методы нематериальной, социальной, психологической, морально-этической мотивации (делегирование полномочий, прав и ответственности, предоставление более содержательной, социально значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, общественное признание, благодарности, улучшение условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т.д.).

В социально-культурной сфере существуют благоприятные возможности для эффективной мобилизации целого ряда других мотивов, среди них: общение, обучение, стремление к успеху, творческое самоутверждение, ощущение собственной значимости и востребованности и т.д.

Управленческие технологии контроля

С помощью технологий контроля менеджеры социально-культурной сферы имеют возможность не только констатировать, но и обеспечить достижение конкретных целей и практических результатов в производстве и сбыте социально-культурных продуктов, благ и услуг. Контроль в этом смысле особенно необходим, поскольку в процессе реализации своих творческих проектов и программ организаторы довольно часто сталкиваются со множеством непредвиденных обстоятельств, ошибочных решений, организационных либо финансовых проблем и т.д. Технологии контроля позволяют устранить если не все, то по крайней мере большую часть этих препятствий.

Среди множества типологий управленческого контроля выделим две наиболее распространенные в практике учреждений культуры, образования, досуга. Это разновидности контроля, различающиеся по времени его проведения, - предварительный, текущий и итоговый контроль; по сферам деятельности социально-культурного объекта - производственный контроль, контроль за качеством культурной продукции или услуг, ресурсный, финансовый, инвестиционный, управленческий, ценовой, эксплуатационный и т.д.

Любая из технологий контроля предусматривает выполнение следующих обязательных процедур: 1) установление определенных стандартов, целей, требований, которым должны соответствовать конечный творческий результат, культурный продукт или услуга; 2) измерение того, что действительно достигнуто за определенный отрезок времени и сравнение достигнутого с ожидаемым результатом; 3) осуществление конкретных действий, если это необходимо, для корректировки серьезных отклонений от первоначального плана или проекта. Одним из таких действий, в частности, может стать пересмотр конечной цели или результата с тем, чтобы сделать их более реалистичными в данной ситуации

Технологии управления субъектами в социально-культурной сфере

Всеми перечисленными, а также достаточно сложной технологией управления аудиторией, обязаны владеть ведущие. Выполняя одни и те же менеджерские функции в каждом из видов социально-культурной деятельности (в современной эстраде и шоу-бизнесе, в руководстве студией или клубным объединением, в управлении дискотекой и т.д.), ведущие могут называться по-разному: лидер, педагог, тренер, режиссер, мастер, диск-жокей и т.д.

Главными действующими лицами на клубных дискотеках и вечеринках являются диск-жокей, или диджей (с англ. - человек, «скачущий на дисках») и ви-джей, отвечающий за организацию визуальной среды.

Более расширенно термин «ведущий» применительно к социально-культурной деятельности означает человека, возглавляющего на данный момент досуговую общность, группу людей или массовую аудиторию. В соответствии с современными моделями организации досуга и общения, предполагающими тесное сотрудничество, сотворчество людей, такое понимание слова «ведущий» уже неприемлемо. Куда точнее, по утверждению известного журналиста В. Познера, английское слово «модератор» - посредник, способствующий общению людей.

Его работа оценивается умением организовать и направлять общение аудитории, спор, дискуссию. В США, например, умение общаться, дискутировать культивируется с детских лет и имеет давние традиции. Во время публичных дебатов на разные темы и на разных уровнях перед американскими модераторами не стоит проблема стимулировать обсуждение, скорее возникает другая -управлять дискуссией, не дать ей «выйти из берегов». Аудитория охотно идет на контакт, и с нею проще работать.

С технологией управления аудиторией в социально-культурной сфере может справиться представитель любой профессии, как специалист, так и непрофессионал. Но в каждом случае суть, «зерно» такой технологии состоит в организации взаимодействия, контакта, непринужденного общения между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими структурами - с другой.

Особенно это относится к уровню личных качеств и способностей отдельных предприимчивых администраторов, импресарио, работающих на рынке социально-культурных услуг. Многим из них, действительно, чуждо понятие профессиональной этики, далеко не во всех случаях они обеспечивают, в соответствии с потребностями, благоприятные условия для талантливых исполнителей, мастеров (певцов, музыкантов, артистов театра, цирка и кино и т. п.). В результате технологии управления социально-культурной сферой часто выглядят крайне примитивно, искусственно ограничиваются.

В зависимости от состава действующих субъектов, занятых в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ, можно выделить несколько преобладающих, ролевых управленческих функций, выполняемых специалистами на том или ином этапе.

Это прежде всего предпринимательство, продюсерство, менеджмент в сфере организации социально-культурной деятельности, образования, творчества, досуга; посредничество в двух «ипостасях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера) реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в области культуры и досуга; лидерство в малых и больших группах, формальных или неформальных социально-культурных общностях, связанное с выполнением организационных, коррекционных, обучающих, воспитательных, коммуникативных и других функций.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал