Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джакомо Кваренги.






С 1779 г. в России начинает работать один из крупнейших архитекторов русского классицизма Джакомо Кваренги (1744-1814). Его постройки можно увидеть в Петербурге почти на каждом шагу. Академия наук, Ассигнационный банк, Эрмитажный театр, Красногвардейский манеж, Смольный и Екатерининский институты, Мариинская больница, торговые ряды и дома частных лиц, все эти здания определили во многом облик Петербурга, эпохи классицизма. Как и творчество Ч. Камерона, творчество Кваренги органично вливается в русскую архитектуру, становясь заключительным аккордом развития строгого классицизма в России.

В молодые годы Кваренги много странствовал по Италии, изучая, делая обмеры и зарисовывая античные памятники и постройки Андреа Палладио.

Итальянец Джакомо Кваренги (или Гваренги), был последним и любимейшим зодчим Екатерины Великой. В 1779 году Екатерина II просит своего знаменитого литературного друга барона Гримма подыскать ей в Риме архитекторов, по рекомендации Гримма и был приглашен в Петербург Дж. Кваренги. В 1780 г. он приехал в столицу.

Первые годы в России архитектор посвятил изучению древнерусского зодчества, освоению его основных приемов, во многом, благодаря чему творчество Кваренги становится частью русской культуры.

Зодчий строил в Москве, в городах и усадьбах Украины, в русских провинциальных городах, однако большинство его проектов выполнено в Петербурге и его окрестностях. Невозможно подробно рассказать о каждом из них, поэтому мы коснемся лишь самых лучших.

С 1783 по 1789 годы Кваренги строит на набережной Невы, рядом с Кунсткамерой, здание Академии наук. Лишенное всяких «прикрас», оно необыкновенно внушительно, благодаря грандиозному восьмиколонному ионическому портику главного фасада, двум ризалитам и типично петербургскому крыльцу с лестницей на два «всхода». Внутри должны были помещаться зал заседаний, книжная лавка Академии и квартиры академиков. Великолепный зал Академии отличает особая торжественность.

Для творчества Кваренги важно то, что ему приходилось строить не только дворцы и усадьбы, но и здания общественного характера. Кроме здания Академии наук, он возводит Государственный ассигнационный банк на Садовой, Мариинскую больницу на Литейном проспекте, Триумфальные Нарвские ворота (позже В. П. Стасов создал их из камня и металла, полностью сохранив замысел Кваренги), и многие другие здания. Новое назначение этих сооружений облегчало зодчему применение новых художественных принципов, строгость и простота точно соответствовали предназначению таких зданий. Однако Кваренги использовал эти новые художественные принципы и при строительстве дворцов. Основой стиля Кваренги стало палладианство / 35 /, понятое, однако более строго, чем у Ч. Камерона.

Параллельно с постройкой здания Академии, Кваренги отделывает несколько залов Зимнего дворца и строит на Дворцовой набережной Эрмитажный театр (1783-1787). В членении главного фасада Эрмитажного театра, выходящего на Неву, Кваренги сохраняет ритм фасадов соседних зданий – Зимнего дворца, Малого и Старого Эрмитажей. Кваренги мастерски решил план, выведя полукружие амфитеатра наружу, и перекинув от него через канал грандиозную арку, соединившую театр с другими дворцовыми зданиями.

Своеобразны интерьеры театра. Фойе вынесено за пределы здания и расположено в построенной Фельтеном переходной галерее, соединяющей Старый Эрмитаж с театром. Еще интереснее решен зрительный зал. Зодчий отказался от традиционной схемы дворцовых театров XVIII века с ярусами лож, и расположил места зрителей амфитеатром по образцу знаменитого театра Палладио. Простые четкие членения стен, облицованных искусственным мрамором, статуи муз и рельефы придают залу торжественный и вместе с тем строгий характер. Кваренги создал здесь один из самых живописных уголков Петербурга. Сам архитектор считал Эрмитажный театр одним из лучших своих созданий.

Одновременно с постройкой театра он отделал в фельтеновском Эрмитаже, вдоль канала, так называемые «лоджии Рафаэля», для размещения здесь копий со знаменитой ватиканской росписи, которые Екатерина заказала в Риме.

Периодом творческого подъема были 1800-е годы. В это время Кваренги создает ряд замечательных сооружений, лучшее из которых – Смольный институт (1806-1808). Он сооружен рядом с чудесным ансамблем Растрелли. Кваренги приблизил свою постройку к Неве, сохранив перед ней большую, открытую площадь, на которой при советской власти был разбит большой партерный сквер и построены архитектором В. А. Щуко пропилеи / 36/ въезда. Смольный институт – пример четкой и лаконичной планировки здания учебного заведения, отвечающей требованиям удобства и рациональности. Вместе с тем, протяженный фасад Смольного торжественен и монументален. В Центре размещен величавый восьмиколонный портик, а выступающие вперед крылья и ограда обрамляют обширный парадный двор. В интерьере среди простых по отделки помещений выделяется роскошный, парадный актовый зал, украшенный коринфским портиком.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал