Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Сравнительная культурология – одно из современных направлений развития науки о культуре, собственно культурологии






 

Сравнительная культурология – одно из современных направлений развития науки о культуре, собственно культурологии. В настоящее время актуальны исследование вопросов типологии культуры, унификации культуры, мультикультурализма, сравнительный анализ

культур регионов, Востока и Запада, Запада и не-Запада, соотношение массовой культуры, народной и элитарной и т.д. Кроме того, в ответ на потребность мирового сообщества в создании современной всеобщей картины культуры мира и определения тенденций ее изменения именно сравнительная культурология стала активно развиваться.

Истоки постановки проблем, для решения которых требовался сравнительный анализ, уходят в глубокое прошлое. Сравнительный метод стал формироваться во времена античности в рамках философии как науки о всеобщем и целом мире. Для изучения собственно культуры он начал широко применяться, только начиная с Х1Х века. Русский ученый А.С. Хомяков, изучая историко-культурный процесс, положил начало для сравнительного изучения этапов истории культуры, затем Н.Я.Данилевский, выдвинул теорию культурно-исторических типов, которую в ХХ веке стали развивать такие известные ученые как О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби. Впервые в истории заговорил о науке о культуре, рассмотрел ее особый характер и точные границы ее предмета исследования американский культуролог, социолог Лесли Уайт (Leslie Alvin White) в середине XX века. Изучение культуры как явления, связанного с жизнедеятельностью человека, и законов, определяющих ее развитие, он показал в своей книге «Наука о культуре» («The Science of Culture»), вышедшей в 1949 году. Именно в ней Уайт стал рассматривать культуру в целом как систему, используя не только

сравнительный, но и системный подход.

Первую половину ХХ века сравнительная культурология активно

развивалась в рамках антропологии. В американской антропологии в

середине ХХ века под руководством Дж. П. Мердока Йельское

Следует отметить интенсивное развитие в ХХ веке сравнительной

политологии. В первой половине этого столетия усилиями известных

ученых-гуманитариев М. Вебера, Дж. Брайса, Р. Михельса, Г. Файнера,

М. Дюверже на Западе, а также мыслителями русского зарубежья

И. Ильиным, Н. Бердяевым, П. Сорокиным и другим и авторами создается «традиционная» сравнительная политология. В период 50-80-х годов ХХ века формируется традиция сравнительного изучения политических режимов и систем, типов политической культуры и т.д. Такие авторы как Р. Арон, Дж. Сартори, Р. Даль, Д. Истон, Г. Алмонд,

С. Верба и др. зарубежные исследователи по праву являются классиками современной сравнительной политологии. Сравнительный метод, подробно исследованный Дж. Сартори, начинает применяться и других науках, развиваются сравнительное правоведение, сравнительная экономика, сравнительная культурология.

В ХХI веке компаративистика активно изучает современные

проблемы мирового значения: глобальный и локальный мир, мировое

господство и глобальное лидерство, новый мировой порядок и

мир-системы, соотношение мировой, региональной культур и культур

отдельных стран, их политические и правовые культуры,

формирующиеся новые области исследования, такие как глобальная

культура, транснациональное право, глобальное хозяйство, глобальная

экономика. Изучение этих тем требует применения сравнительного

анализа не только для выявления всеобщих, но и специфических

закономерностей, которые могут проявляться исключительно в отдельных системах. Отдельные системы (политическая, правовая,

экономическая, финансовая и т.п.) различных стран приобретают особые

черты за счет разных форм проявления в них особенностей своей национальной культуры. Поэтому нет единых общепринятых правил для всех отдельных систем, приходится считаться с особенностями,

зависящими от их культуры, изучать соотношение локального и

глобального в действующих системах.

Таким образом, сравнительная культурология является

сформировавшейся научной дисциплиной с определившимся предметом и научным инструментарием. К сегодняшнему дню сложилась острая потребность в учебном пособии по этой дисциплине. Целью данной книги является заполнение образовавшегося пробела.

Представленное учебное пособие «Сравнительная культурология» знакомит студентов с предметом сравнительной

культурологии, с понятийно-категориальным аппаратом, используемым

современной наукой, с основными именами ученых периодами

формирования сравнительной культурологии.

Отдельные главы и параграфы посвящены описанию развернутой

Типологии культуры, которая представляет собой классификацию

всевозможных концепций и направлений, раскрывающих модели

культуры, сравнивая их по системо-образующим признакам. В качестве главных рассматриваются четыре: системная, историческая, структурная и метаисторическая типологии, каждая из которых раскрывает многообразие взглядов на сущность культуры.

Четвертая глава посвящена рассмотрению социальных,

религиозно-мировоззренческих и эстетических основ сравнения главных

этапов развития мировой культуры, включению в них самых

показательных культур отдельных стран.

Дихотомии культур Востока и Запада анализируется в пятой главе. Последняя шестая глава посвящена культурной роли России в современном мире.

Таким образом, в данном учебном пособии раскрываются все основные проблемы сравнительного анализа мировой, региональных и национальных культур.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал