Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ограничения применимости закона






  • Однородные единицы. Сравнивать можно товар с однородными единицами и потребляемые одним потребителем. Например, нельзя рассматривать яблоки и бананы. Точно так же нельзя рассматривать зеленые и красные яблоки вместе. Все единицы товара должны быть одного веса и качества. Например, если первое яблоко кислое, а второе - сладкое, тогда второе яблоко даст больше удовлетворения потребителю нежели первое, тем самым нарушая закон.
  • Нет изменений у потребителя. Не должно быть никаких изменений во вкусах, привычках, обычаях, предпочтениях и доходах потребителя. Изменение в одном из перечисленных факторов изменит полезность продукта, что противоречит закону.
  • Продолжительность потребления. В потреблении продукта должна быть продолжительность. Все единицы продукта должны быть потреблены в одно определённое время. Формулировка закона исходит из того, что процесс потребления какого-либо продукта потребителем непрерывен. Если продукт потребляется в разное время, его предельная полезность не обязательно пойдёт на спад. Если есть пауза, то после потребления одной единицы продукта вполне возможно, что потребность в нём возобновится (покупатель успеет проголодаться). Потребление последующей единицы продукта даст удовлетворение от второй единицы равносильное удовлетворению, полученному при потреблении первой единицы продукта.
  • Постоянные цены. Цены на продукт или на его заместители должны оставаться одинаковыми. Потребитель может отказаться от покупки товара или увеличить покупки лишь в силу изменения цены, а не потому, что произошло изменение оценки полезности товара.

На практике одновременное выполнение всех этих условий встречается крайне редко.

билет 21

Понятие: Предприним́ ательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

В России данная сфера деятельности регулируется Предпринимательским правом.

Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.

 

Функции: Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, предпринимательство способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

 

. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

 

. содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

 

. привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

 

. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

 

. способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

 

. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

 

. формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

 

. активизация научно-технического прогресса;

 

. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

 

. содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

 

. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

 

Все эти и другие, экономические и социальные функции предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.

 

Сущность: Перечислим подходы к определению сущности предпринимательства в западных странах. Например, по понятиям американских ученых, предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как «динамизм», «инициатива», «смелость», и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

 

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных; источников.[3] Такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в нашей стране. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития, своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства. Итак, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Билет

ПОРЯДКОВАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

 

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ.

 

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах.

Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.

Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А > - Б, а Б > - В, то всегда А > - В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В.

 

Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему.

 

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности

 

 

rривые безразличия обладают следующими свойствами.

Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.

Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.

Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

 

 

показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство - карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.

 

 

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

 

Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения MRS.

 

бюджетная линия первоначально занимает положение KL. Точки пересечения бюджетной линии с осями координат получаются следующим образом. Предположим, что потребитель весь свой доход I потратит лишь на приобретение блага X, тогда он сможет купить I / Рх единиц этого блага. Исходя из этого допущения длина отрезка OL равна I / PY.

 

Все наборы благ, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно I руб. и потому доступны для потребителя. Все наборы благ, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I руб. и, таким образом, недоступны для потребителя. Следовательно, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов благ.

 

 

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

а) находиться на бюджетной линии;

б) предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

 

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на рис

 

Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.

 

Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:

 

Pf / Pc= норма замещения = MUf / MUc

 

 

23.

Модель индивидуального воспроизводства предприятия в рыночной экономике. Роль маркетинга Формой индивидуального воспроизводства предприятия является воспроизводство его основных производственных фондов, т.е. основного капитала в виде средств труда зданий, машин, оборудования, АСУ и т.д.Индивидуальное воспроизводства предприятияв условиях рыночной экономики обеспечивается за счет: сохранение авансированных средств (простое воспроизводство) доли прибыли, полученной в результате производства и реализации товара (Расширенное воспроизводство). Опыт показывает, что индивидуальное воспроизведение предприятий (как и общественное воспроизводство) может быть обозначено периодами значительного роста или замедление производства, застоя или даже депрессии. Эти колебания называются конъюнктурными. Колебания имеют определенные циклические повторения, поэтому их в экономической науке обозначают еще как конъюнктурные циклы. Движение индивидуального воспроизводства предприятия от авансирования к авансирование характеризуется кругооборотом основных производственных фондов. В рыночных отношениях предприятие независимо от вида, организационной структуры, формы собственности и хозяйствования и т.д. должна авансировать средства на собственное воспроизводство. Вкладывая определенные средства в производство на основной капитал, оно ставит своей целью возвращение их через определенное время (57 лет и т.д.), как минимум, с приростом, как максимум. Авансированные в основные производственные фонды средства как составная часть стоимости товара, который производят, движутся в виде амортизационных отчислений, сосредоточиваются в амортизационном фонде до полного возврата, снова авансируются в новый цикл индивидуального производства, обеспечивая его сохранения. Индивидуальное воспроизводство расширяется за счет использование части прибыли.

Движение всех производственных фондов (основных средств труда и оборотных предметов ее) сопровождается их износом, использованием и замещением в стоимостной и натуральной формах. Вместе поскольку к стоимости изготовленного продукта входит стоимость не только использованных производственных фондов, но и наемной рабочей силы предприятия, то реализация его продукции должно не только вернуть средства, авансированные на производственные фонды, но и создать фонд заработной платы работников. Завершается производственная деятельность предприятия маркетинговой функцией, поскольку удовлетворение потребностей потребителя главный и единственный способ достижение прибыли.

 

 

24. БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ — финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете (" денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи.

Бюджетное ограничение показывает максимальное количество каждого товара во всех наборах, которые потребитель может прибрести на имеющийся у него доход. Посмотрим на график. На нем линией показано бюджетное ограничение некоего потребителя. Если этот потребитель решит потратить весь свой доход на одежду, он сможет купить максимум 10 ед. одежды, но при этом не сможет купить ни одной единицы продовольствия. Если же он решит потратить весь свой доход на продовольствие, он сможет купить 5 ед. продовольствия, но останется без одежды. Очевидно, что в большинстве случаев потребитель предпочтет этим крайним вариантам набор, в который входят оба товара, скажем набор В, состоящий из 3 ед. продовольствия и 4 ед. одежды. Доступны ему и любые другие наборы двух товаров, но до тех пор, пока они находятся на бюджетной линии, т.е. в рамках бюджета, предназначенного для этих товаров. Рациональный потребитель будет стремиться максимизировать полезность и, следовательно, приобретет максимально доступное ему количество каждого товара, израсходовав свой бюджет полностью.

Потребитель может приобрести и любые наборы, лежащие ниже бюджетной линии, вроде набора С, в который входят только 1 ед. продовольствия и 3 ед. одежды. При приобретении таких наборов потребитель экономит часть своего бюджета, не использует его. Но одновременно он теряет часть полезности от потребления, поскольку решает довольствоваться меньшим количеством продовольствия и одежды, хотя и мог бы позволить себе купить их больше. Следовательно, с точки зрения теории рационального потребления он ведет себя нерационально. Существует и множество наборов продовольствия и одежды, которые потребитель приобрести не может. Например, набор А из 7 единиц продовольствия и 5 ед. одежды ему недоступен, приобретение такого количества каждого товара просто выходит за рамки возможностей его бюджета.

Наклон бюджетной линии равен соотношению цен двух товаров. Это уже знакомая альтернативная стоимость, выраженная через соотношение цен двух товаров. Представленная на графике бюджетная линия имеет наклон -2, поскольку потребителю надо пожертвовать двумя единицами одежды, чтобы приобрести одну дополнительную единицу продовольствия. Единица продовольствия в два раза дороже по сравнению с единицей одежды.

Но рациональный потребитель не просто тратит весь свой бюджет на некоторую комбинацию одежды и продовольствия. Он делает это с целью максимизировать полезность от потребления.

РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ (англ. consumer equilibrium) — структура расходов потребителя на покупку набора товаров, при которой максимизируется общая полезность этого набора, что имеет место при равенстве предельных полезностей товаров, входящих в набор.

При каких условиях достигается равновесие потребителя? Если потребитель полагает, что предельная полезность продовольствия для него выше, чем одежды, он будет приобретать больше продовольствия и меньше одежды. Однако по закону сокращения предельной полезности по мере увеличения покупок продовольствия полезность каждой следующей купленной его единицы будет сокращаться. Одновременно предельная полезность одежды, от покупки которой приходится отказываться, будет расти. В какой-то момент потребитель поймет, что продовольствия ему уже достаточно и что больше сокращать покупки одежды он не может, даже при ограниченном бюджете надо и все-таки нормально питаться, и по мере надобности обновлять гардероб.

В этот момент потребитель не будет готов тратить ни на рубль больше на продовольствие, ни на рубль меньше на одежду. Он не захочет продолжать замещать один товар другим. Он поймет, что дальнейшее изменение структуры его потребления только ухудшит его благосостояние — возникнет либо избыток продовольствия, которое будет портиться, либо нехватка одежды, и пальто будет не на что купить. Для потребителя предельная полезность единицы продовольствия по отношению к его цене и единицы одежды по отношению к ее цене оказывается одинаковой. Уровень его потребления становится оптимальным. Такое положение и называют равновесием потребителя.

 

 

25.Производственные ресурсы предприятия

– те ресурсы предприятия, которые используются в процессе производства.

  • Земля – все природные ресурсы, которые используются в производственном процессе (земли, леса, месторождения, водные ресурсы)
  • Капитал – средства производства; производственная инфраструктура; денежные средства, используемые для приобретения средств производства.
  • Труд – физические и умственные способности людей, применяемые при производстве товаров и услуг.
  • Информация – упорядоченная система знаний
  • Предпринимательская способность – процесс поиска новых возможностей, предприимчивость, способность к риску.

Все ресурсы являются не бесплатными, ограниченными и редкими.

 

26. Эффект дохода и эффект замещения. Излишки потребителя и производителя

а) Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.

Объективные предпосылки возникновения спроса:

1) большее кол-во продукта, но по более низкой цене;

2) дополнительное кол-во продукта лишь при условии, что его цена снизится

3) закон спроса можно объяснить двумя эффектами: доход и замещение

Эффект дохода – если цена товара падает, то при таком же доходе потребитель может покупать больше товара, т.е. спрос потребителя на этот товар будет расти и наоборот. Например, эффект дохода от снижения цены на овощи обязательно проявится в спросе на данный товар. Спрос обусловлен ростом покупательской способности дохода в результате падения цены на овощи. Необходимо помнить, что рост доходов стимулирует спрос на нормальные товары и уменьшает спрос на товары низкого качества. Под нормальным товаром понимается такой товар, на который спрос увеличивается при росте дохода и фиксированном значении цен. Под товаром низкого качества понимается такой товар, спрос на который падает по мере роста реального дохода потребителя. При этом другие факторы остаются без изменений.

Эффект замещения – при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Если покупатель имеет возможность выбирать между двумя товарами, он будет приобретать больше того товара, относительная цена которого упала, и меньше того, относительная цена которого увеличилась.

 

Б)

излишек потреб. и производит
Pmax
Pmin
Pe
E
Qe
излишек потребит
излишек произв
общие изд
D
S
P
Q
 

Излишек потребителя – представляет собой дополнительную полезность, которую получают потребители в результате того, что фактическая цена в виде платы за товар ниже той цены которую они готовы были заплатить. PmaxPeE

Излишки потребителя возникают в результате установления рыночного равновесия. Цена равновесия –Ре обычно ниже той цены, которая предполагается потребителями Pmax. Вместе с тем равновесная цена, как правило, устанавливается выше минимальной цены предполагаемой более продвинутыми фирмами. Рmin

Излишек производителя – дополнительный доход получаемый производителем за счет того, что на рынке устанавливается цена выше той по которой он готов поставлять свой товар на рынок. Возникновение излишка производителя связан с тем, что эффективность производства у разных производителей неодинакова, в результате рыночная цена устанавливается на таком же уровне, который позволяет оставить на рынке наименее эффективного производителя, это одновременно приведет к тому, что более эффективные предприятия будут иметь дополнительный доход в виде излишка производителя.

Выручка производителя – TR=P x Q

Общие издержки - TC= Pmin x Qe

Излишек производителя – прибыль предприятия 0PeEQe – 0PminEQe

 

27. Издержки предприятия: понятие, сущность и методы расчета

Издержки предприятия представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства и реализации производимых фирмой товаров, благ, услуг.

- внешние издержки (явные) – себестоимость продукции, стоимость всех ресурсов, которые отражаются в учете предприятия – себестоимость продукции – бухгалтерские издержки

- внутренние (неявные) – альтернативные издержки

Анализ категории издержек показывает, что бухгалтерские издержки понятие более конкретное, а экономические – более широкое.

 

Теория издержек:

- постоянные

- переменные

-валовые (совокупные)

-средние

-предельные

 

Постоянные издержки FC – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

Переменные издержки VC – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или сокращения объема производства.

Общие издержки TC – это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. TC=FC+VC

 

FC TC VC
TC
VC
FC
Q

Средние издержки – это затраты фирмы на производство и реализацию единицы продукции.

Средние постоянные издержки: AFC=FC Q

Средние переменные издержки: AVC= VC Q

Средние совокупные издержки: ATC=AVC+AFC

ATC=TC Q

 

Предельные издержки MC – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства.

MC=дTC дQ

MC=TCn – TCn-1

28.

Спрос - зависимость между ценой товара, который покупатели могут и который желают приобрести в определенный промежуток времени по конкретной цене.

 

Объем спроса – важнейшая характеристика, означающая то количество товара, которое готов приобрести покупатель при определенных условиях в единицу времени.

К этим условиям относятся:

Цена

Потребительские предпочтения и ожидания

Цены на взаимодополняющие и взаимозаменяемые товары

Величина доходов

 

Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал