Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крупина М.М.,






учитель-логопед

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39,

г. Апшеронск, Краснодарский край

 

С каждым годом количество транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Но, к сожалению, в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма имеются проблемы, требующие научно- методического решения.

Детские сады и школы являются осно­вными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны по­лучить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя на улице, тем меньше станет несчастных случаев.

Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения речи, где обучение и коррекция речи проходит согласно лексическим темам, интегрировала план по профилактике дорожно-транспортного травматизма в такие темы: «Мой город», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Профессии».

 

Цель работы: воспитание и обучение правилам дорожного движения через формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, сохранение жизни и здоровья.

Для осуществления заданной цели ставила перед собой задачи, которые вы видите на экране.

При выстраивании педагогического процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма учитывались следующие принципы:

- принцип воспитания

- принцип возрастной безопасности

- принцип взаимодействия «дети - дорожная среда»

Знакомя детей с правилами дорожного движения устанавливалась связь между всеми разделами, указанными в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и программе «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной (по направлению «Ребенок на улицах города»), Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Программа обучения и воспитания детей с ОНР»;

- работа проводилась систематически с постепенным усложнением программных требований от одной возрастной группы к другой, с учетом индивидуальные особенности детей;

- воспитание в детях самостоятельности;

При построении своей работы учитывала 3 аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

- ребенок–пешеход;

- ребенок–пассажир городского транспорта;

- ребенок–водитель детских транспортных средств: велосипеда, самоката, санок и т.д.

Весь педагогический процесс вела в тесном контакте с воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, ГИБДД, ЮИД и родителями

Для решения поставленных задач мною организована предметно - развивающая среда в логопедической группе и в кабинете, основанная на принципах: целесообразности и рациональности, доступности и открытости, проектировании и построении окружающего мира.

Вся работа проходила по следующим этапам организации педагогического процесса:

Первый этап — подготовительный, уточнение представлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог.

Второй этап расширение первоначальных детских представлений о правилах безопасности дорожного движения через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике и частью других занятий, перекликающих с лексическими темами. Занятия проводились фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Работу по ПДД предусмотрела по всем разделам коррекции:

1. Формирование лексико-грамматического строя речи;

2. Развитие фонетико-фонематического слуха;

3. Развитие связной речи;

4. Обучение грамоте;

5. Развитие общих речевых навыков;

6. Развитие общей и мелкой моторики;

7. Развитие психических процессов.

В группе и кабинете имеются макеты перекрестка с улицами. На индивидуальных и подгрупповых занятиях рассказывала детям о городе, улицах, светофорах (транспортных и пешеходных), переходах и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывала, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняла, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, на перекрестках и т.д. Параллельно проводилась работа по видам коррекционной деятельности, это как закрепления лексико-грамматических форм языка и связной речи, так и по обучению грамоте, и правильному звукопроизношению. На своих занятиях с дошкольниками, я использовала и новые педагогические технологии:

· моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

· самостоятельную работу в альбомах по рисованию, формирующих и развивающих познавательные процессы детей;

· интерактивный опрос;

· коллективную деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Третий этап закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, проведения игр-драматизаций настольнопечатных и словесных игр, подвижных игр, логоритмики, познавательных викторин и КВН, театрализованных представлений и сказок.

Мероприятия по данному направлению проводятся в различных формах, где большая часть из них была иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой.

Четвертый этап – формирование у детей чувства ответствен­ности за свои поступки на улицах города. Проводилась совместная работа с ЮИД соседней школы, которая помогла детям расширить и закрепить знания по профилактике дорожно-транспортного травматизма, так как они обменивались информацией по ПДД с младшими школьниками в увлекательной форме.

Пятый этап – работа с родителями. Ведь чтобы предостеречь детей от опасности на улице, родители должны научить детей быть внимательными, а главное – не нарушать правила дорожного движения самим. Для этого ведется большая разъяснительная и обучающая работа. Были оформлены информационные стенды, буклеты для родителей. В интересной и увлекательной форме проводились родительские собрания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Очень интересно прошел совместный КВН «Наш друг светофор». Совместно с сотрудниками ГИБДД проводилась акция: «Ребенок - главный пассажир», «Внимание - дети», «Родитель - водитель».

Шестой этап — результативный.Сопоставив результаты обследования, проведенные в начале, и в конце года пришли к выводу, что мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма помогли повысить знания и навыки детей. Проведенная работа поможет детям:

- во-первых, применять на практике технику безопасного движения на дорогах, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций на улице;

- во-вторых - в опасных ситуациях контролировать свои эмоции и реакции, управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт в новые ситуации;

- в третьих - ребенок будет проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи;

- в четвертых - ребенок будет действовать в стандартных ситуациях на дороге уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Изменились не только качественные показатели знаний, умений и навыков, но и личностные характеристики самих детей, они стали легче вступать в контакт, конфликтные ситуации свелись к минимуму, дети научились договариваться между собой.

План-программа тематической недели по ПДД для детей 5 – 6лет

Дни недели Тема дня, цель Время суток Формы работы с детьми
Понедельник «Путешествие с веселым рулем» вызвать интерес к предстоящей деятельности, развивать внимание, закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать координацию и речь; Утро НОД«Знатоки транспорта».Целевая прогулка «Наблюдение за транспортом» Подвижные игры: " Цветные автомобили", " Трамвай"
Вечер Сюжетно-ролевая игра «Лесная школа, правила ПДД для волка»
Вторник " День юного пешехода".Цель: закрепить понятие " пешеход", тренировать детей в применении знаний на практике. Утро НОД Правила дорожного движения. Звуки Х-Хь.Целевая прогулка " Правила юного пешехода".Игра " Умелый пешеход"
Вечер Театрализованное представление «Научим сказочных героев правилам дорожного движения»
Среда «В гостях у Светофорчика»Цель: уточнить представления детей о сигналах светофора, закрепить знания правил перехода проезжей части Утро НОД" Наш друг Светофор" Целевая прогулка: " Наблюдение за работой светофора".Подвижные и дидактические игры " Найди свой цвет", " Сломанный светофор", " Стоп"
Вечер Спортивный праздник «Красный, желтый, зеленый»
Четверг " На улицах большого города" Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улицах, проезжей части, тротуаре. Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации, закрепить практические навыки. Закрепление знаний о родном городе. Утро НОД «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!» Целевая прогулка " Знакомство с улицей". Коллективное творчество: конструирование из строительного материала " Улица города". Дидактическая игра " Я шагаю по улице".
Вечер КВН совместно с родителями«Правила движения – учим с увлечением».
Пятница " День дорожного знака" Цель: закрепить названия и назначение дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов. Утро НОД«Пешеходом быть – наука!»Целевая прогулка " Дорожные знаки".Дидактические игры: " Учим дорожные знаки", " Теремок", " Угадай, какой знак", " Поставь дорожный знак"
Вечер Театрализованное представление «Спасение Мухи-Цокотухи»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал