Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Докажите значимость компонентов таблицы в общении.






Адресант (говорящий) Сообщение: - цель - тема - содержание - форма -отношения (речевые роли) Адресат (слушающий)

3.Ознакомьтесь с таблицей. Каково различие между общением и коммуникацией?

Коммуникация Общение
Передача речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации получателем от отправителя. Речевое взаимодействие между людьми.
Это прежде всего процесс передачи информации. В этом отношении он односторонен и монологичен. Это прежде всего процесс взаимодействия, он двусторонен и диалогичен.
Является исключительно информационным процессом, адресованным человеку, животному, машине (может осуществляться на искусственных языках). Всегда двухслойно (оно имеет и практический, и духовный (информационный) характер).
Предполагает информационную связь субъекта с тем или иным объектом. При этом в роли объекта может выступать как человек, так и животное или машина. Возможно только между субъектами, т.е. между людьми, ощущающими свою индивидуальность и уникальность.

 

4. Проанализируйте текст объявления. Многие ли откликнутся на это приглашение? Почему?

СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ

Приглашает!

23 апреля 2012 года в КГФ состоится субботник.

Нам нужен чистый университет, и мы приглашаем Вас на большую весеннюю уборку! Принять участие могут все желающие!

Узнать информацию, а также записаться на субботник можно в каб. 455.

Предложите свой, более удачный, вариант подобного объявления. Напомним, что объявление должно содержать ответы на вопросы «Что? Где? Когда?»

5. В ходе общения одновременно происходит несколько процессов: эмоциональная оценка друг друга, попытка понять поступки партнера, построение стратегии поведения.

Прочитайте фрагмент из рассказа В.М. Шукшина «Беседа при ясной луне». Удается ли собеседникам реализовать названные процессы во время общения?

Баев достал флакон с нюхательным табаком, пошумел ноздрями - одной, другой, - поморгал подслеповатыми маленькими глазами и сладостно чихнул в платок.

- Помогает глазам-то? - спросила Марья, кивнув на пузырек с табаком.

- Не он бы, так давно бы уж ослеп. Им только и держусь.

- Где ж ты так глаза-то испортил? У вас, однако, в роду все зрячие были.

- Зрячие... - вздохнул Баев. - Все зрячие, да не все умные. - Баев спрятал пузырек в карман, помолчал задумчиво. - Что он, покойный родитель мой, делал со мной - это же ни пером описать, ни... как там говорится?.. Уму непостижимо, что он вытворял, чтоб я только в школу не ходил. А мне страсть как учиться хотелось. Тада же ишо приходская школа-то была... Батюшка-то к родителю ходил: способный, мол, парнишка, пускай ходит. Ну! Родителю моему только... Грех поминать нехорошо, но и... тоже... Как я только ни просил: в ногах у него валялся, ревмя ревел - отпустите в школу! Закинет пимы на полати, и все. Сиди за печью, гложи ногу овечью - вот весь сказ родительский. Эх-х!.. - Баев еще помолчал горестно. - Дак я, когда все поснут, лучинку зажгу, бывало, в уголок на печке забьюсь да по складам читаю. Да по всей ноченьке так-то - вот они, глаза-то и сели.

- Дак, а чего уж он так?

- А спроси его! Не мужицкое дело, мол... Темен был, упрям. Всю жизнь я на него сердце держал. Помирал, помню: «Прости, Колька, учиться тебе препятствовал...» И вот знаю, как полагается говорим, в таких случаях, а язык не поворачиватся. «Ладно, - говорю, - чего теперь?» Вот как душа затвердела! А потому что - обидно. Я же какой башковитый-то был! Бывало, стишок два раза прочитаю и тут же ого отбарабаню без запинки.

- А понимал же потом-то - вишь, «прости» говорил.

- Да потом-то... Ко мне, бывало, придут: «Напиши, ради Христа, прошение», или еще чего, ну, курочку несут или яиц десяток, а то шерсти... фунта два... Я сяду - мне плевое дело прошение-то составить: где завострил, где подсусолил, где на жалость упор сделаешь, а где намекнешь про другие инстанции... Тут целая наука тоже. Вот составишь. «На, хлопочи, ехай». Человек и радешенек. И того не замети, что я за какой-нибудь час курицу заработал. А родитель-то видит, конечно, сопит - чует вину свою. Эх ты, думаю, а дал бы мне учиться то, да я бы… Ладно. Рази бы тут курочками пахло! Ведь это я самоучкой достиг - счетоводом-то, потом бухгалтером. А поучи-ка меня годов десять, как этих лоботрясов нынче, да я бы... не знаю... Эх-х! Ладно. - Баеву правда было горько, у него даже глаза слезились, он утирал их согнутым указательным пальцем. - Чего теперь. Обидно, конечно...

- А ведь вот дал же бог такое стремление - учиться! - неподдельно уважительно заметила Марья. - Откуда бы такое стремление?

Как вы думаете, была ли продолжена эта беседа? Почему? Как именно? За счет чего происходит ее продвижение? Каково участие каждого из героев в этом процессе?

6. Проанализируйте рекламное сообщение. Считаете ли вы его удачным? Почему?

У вас есть друг, который готов помочь деньгами и днем, и ночью?

Благодаря Альфа-Банку таких друзей в Вашей жизни станет намного больше. Идеальный пример нашего сервиса — сеть банкоматов, которые выдают наличные в рублях и валюте, информируют о состоянии счета в любое время дня и ночи.

Наш сервис удобен и доступен каждому клиенту. Это принцип нашей работы. Приходите, убедитесь сами.

Альфа-Банк. С каждым клиентом мы находим общий язык.

Какие средства, имитирующие общение, использованы в этой рекламе? Насколько эффективно они действуют?

 

Искусство общения совершенствуется во многом за счет рефлексии, самоанализа. Прочитайте, как это, по мнению психологов, происходит, и подумайте, какие умения, связанные с рефлексией, необходимо совершенствовать лично вам.

Человек не только делает что-то, но и осознает, что он делает. Человек не только думает о чем-то, но и сознательно контролирует процесс своего размышления. Человек не только понимает что-то, но и понимает, что он это понимает. Таким образом, рефлексия позволяет личности выйти из полной поглощенности непосредственной деятельностью для выработки соответствующего отношения к ней, для занятия позиции над ней, чтобы с высоты этой позиции осознать свою деятельность, критически ее проанализировать и конструктивно усовершенствовать.

Вообще говоря, рефлексивное отношение личности к самой себе (авторефлексия) не является процессом, замкнутым в каком-то индивидуальном пространстве самосознания. Напротив, способность человека рефлексивно отнестись к себе есть результат.

В современной науке понятие рефлексии употребляется в двух основных значениях.

Во-первых, рефлексия соотносится с самосознанием личности. Рефлексия - «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека» (Философский энциклопедический словарь)

Во-вторых, рефлексия понимается как процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека. Рефлексия - сознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Рефлексия - не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлектирующего» индивида. Рефлексия - своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается интериоризация личностью социальных отношений между людьми. Лишь на основе взаимодействия с другими, когда индивид старается понять мысли и действия другого и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается способным рефлексивно отнестись и к самому себе. Иными словами, индивидуальная рефлексия основана на процессах взаимоотражения: не просто на моем понимании внутреннего мира другого, но и на постижении того, как этот другой понимает меня. (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал