Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика средств пожаротушения






Морские суда проектируются и строятся в соответствии с Правилами Регистра, требующими выполнения комплекса мер конструктивной противопожарной защиты. Эти меры направлены на предотвращение возможности возникновения пожаров, ограничение распространения огня по судну, на его ликвидацию, обеспечение безопасной эвакуации людей из судовых помещении. Конструктивные меры предусматривают ограничение применения в судостроении горючих материалов. Для постройки морских судов рекомендуется использование материалов, конструкций и оборудования, обеспечивающих огнестойкость судна в целом, защиту от огня постов управления, выходов, трапов и путей эвакуации людей. Этим требованиям отвечает судостроительная сталь, обеспечивающая высокую огнестойкость корпуса судна, надстроек, палуб, переборок и т. д. Огнестойкость судовых металлических конструкций можно повысить напылением на них смеси асбеста и цемента. Противопожарная их изоляция обеспечивается применением огнестойких теплоизоляционных материалов типа асбосилита, асбовермикулита и др.

Дерево и другие горючие материалы, применяемые для изготовления настила палуб, обрешеток, платформ, переборок, а также для внутренней отделки кают и других судовых помещений предварительно пропитываются огнезащитными составами — а антипиренами. Огнезащитной обработке подвергаются также декоративные ткани, из которых изготовляют чехлы для мебели и матрацев, занавеси и шторы. Для уменьшения опасности возгорания в судовых помещениях вместо занавесей стали применять декоративные материалы из стеклоткани. Огнезащита широко применяющихся в судостроении полимерных материалов (пластмасс, декоративного пластика и пр.) достигается введением в состав массы при их изготовлении различных добавок антипиренов.

Основная роль в конструктивной противопожарной защите судов отводится огнестойким конструкциям класса А, огнезадерживающим конструкциям класса В и негорючим конструкциям класса С. Назначение этих конструкций — локализация пожара в ограниченных ими помещениях и предотвращение распространения огня по судну.

Противопожарными конструкциями класса А могут быть переборки, палубы, а также элементы защиты трапов, путей эвакуации людей и т. д.

Kopпуc судна, его надстройки и рубки делятся по длине на главные вертикальные противопожарные зоны огнестойкими перекрытиями класса А. Длина каждой зоны по палубе не должна превышать 40 м. Обычно главные огнестойкие переборки простираются от борта до борта и от палубы до палубы в каждом междупалубном пространстве, по всей высоте судна, а главные огнестойкие палубы — до наружной обшивки корпуса.

Конструкции класса А считаются наиболее эффективной противопожарной защитой. Их изготовляют из стали или равноценного материала и изолируют с обеих сторон термостойкой изоляцией различной толщины. Если установка термостойкой изоляции на одной из сторон противопожарной конструкции затруднена из-за кабельных трасс, аппаратуры или трубопроводов, то разрешается нанесение ее только с одной стороны.

Огнезадерживающие конструкции класса В, состоящие из несгораемых материалов, должны при огневых испытаниях в течение 30 мин сохранять непроницаемость для пламени.

Огнезадерживающие конструкции класса В используются для выполнения вспомогательных переборок, различных выгородок и закрытий. Разделительными переборками класса В отделяют каюты, ограничивают коридоры.

Все закрытия отверстий (окна, иллюминаторы) в конструкциях класса А и В должны быть выполнены с учетом противопожарных свойств этих конструкций. Водонепроницаемые двери в конструкциях класса А должны иметь ручное и дистанционное управление и устройство водяного орошения для предотвращения их перегрева и коробления.

Системой орошения управляют дистанционно с пожарного поста или с помощью пускового устройства, установленного у дверей. На некоторых судах установлена автоматическая система, которая срабатывает при повышении температуры до 70—80°С.

Назначение конструкций класса С — снижать горючий потенциал внутреннего оборудования помещений и конструктивных элементов. Любые конструкции из негорючего материала, не прошедшие испытания на огнестойкость, можно относить к конструкциям класса С. Несмотря на то что к ним не предъявляют жестких требований по задержанию огня и дыма, некоторое время такие конструкции все же будут задерживать развитие пожара в каком-либо судовом помещении. Конструкции класса С могут быть образованы обычными водонепроницаемыми переборками, не имеющими специальной изоляции. При орошении водой они могут продолжительное время служить надежной преградой распространению пожара.

Особое внимание при выполнении противопожарных мероприятий уделяется защите эвакуационных путей к спасательным средствам. Трапы делают из стали и ограждают конструкциями повышенной огнестойкости. Коридоры выполняют обязательно сквозными с двумя выходами на трапы в противоположных концах зоны или отсека. Двери кают должны открываться только внутрь каюты, а общественных помещений — наружу, чтобы исключить возможность создания заторов при движении людей. На путях эвакуации не должно быть дверей раздвижного типа. Направления движения людей к аварийному выходу должны быть обозначены светящимися указателями.

Выбор средств конструктивной противопожарной защиты определяется типом и назначением судна.

Учитывая особую пожарную опасность нефтепродуктов и горючих газов, к конструктивной противопожарной защите танкеров и судов-газовозов предъявляется ряд дополнительных требований.

На нефтеналивных судах и газовозах все грузовые отсеки изолируют от машинно-котельных отделений и жилых помещений системой воздушных и водяных коффердамов, которые проходят поперек судна, деля его корпус на изолированные участки и препятствуя распространению пожара вдоль судна.

Конструктивная противопожарная защита транспортных и промысловых судов отличается несколько менее жесткими требованиями, однако для повышения пожарной безопасности судно при постройке может быть снабжено повышенной противопожарной защитой, что отмечается в символе класса Регистра отличительным знаком «F».

Все огнегасительные средства в зависимости от своих физико-химических свойств оказывают следующее воздействие при пожаре:

1. Охлаждение зоны горения и горючих веществ. Для этих целей используются вода и водяные растворы некоторых химических веществ.

2. Изоляция горящих веществ от зоны горения. Одним из наиболее эффективных средств изоляции является воздушно-механическая и химическая пена. Для тушения горящих металлов применяются различные порошковые составы. Изоляцию очага горения можно осуществить с помощью герметизации аварийного помещения.

3. Разбавление горящих (реагирующих) веществ другими веществами, не поддерживающими горение. В этом случае снижается концентрация реагирующих веществ, и реакция горения прекращается. В качестве средств разбавления используются углекислый газ, азот, водяной пар и мелко распыленная вода.

4. Химическое торможение реакции горения с помощью легкоиспаряющихся жидкостей или порошков, выполняющих роль ингибиторов, ослабляющих прохождение химических реакций. Вступая во взаимодействие с активными центрами реакций, они снижают скорость горения до критической, и оно прекращается.

На современных судах применяются все перечисленные средства пожаротушения, обладающие согласно требованиям Регистра следующими качествами: высокой эффективностью прекращения горения и надежностью, низкой стоимостью и универсальностью; физической и химической устойчивостью в тяжелых условиях морского плавания судов; малой токсичностью, обеспечивающей безопасность экипажа при их хранении и использовании; незначительной химической активностью, исключающей коррозию судовых конструкций и порчу груза.

Пожарная безопасность в каждом судовом помещении обеспечивается одной или несколькими системами пожаротушения в зависимости от вида.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал