Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Н.С. Хрущева в социальной сфере.






1. В апреле 1956 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью.

2. В январе 1957 г. принято новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

3. Созданный при Правительстве СССР Комитет по вопросам труда и заработной платы осуществил в 1955 1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы.

4. С 1956 г. сократилась на 2 часа продолжительность рабочего дня в субботние и предпраздничные дни; для работающих подростков был установлен 6-часовой рабочий день; увеличилась продолжительность отпусков по беременности и родам.

5. В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На профкомы возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия профсоюзов.

6. В июле 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий. Пенсионный возраст для мужчин был определен в 60 лет, для женщин в 55 лет. Важное значение для назначения трудовой пенсии стал играть общий трудовой стаж гражданина. Для мужчин он был установлен в 25 лет, для женщин в 20 лет. При назначении пенсий по инвалидности, вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат. Для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались в 2 раза и более.

7. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

8. Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона, панельных домов с малогабаритными квартирами. Одновременно были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов наподобие известного в Москве микрорайона Черемушки, где жилые дома сочетались с учреждениями и заведениями культурно - бытового назначения: школами, больницами, детскими садами, магазинами, парикмахерскими и т.п.

Итоги правления Н.С. Хрущева. Жилищная программа, разработанная и осуществленная в Советском Союзе при активном участии Н.С. Хрущева, позволила всего за несколько лет, уже во второй половине 50 - х гг., переселить почти четверть населения страны в новые благоустроенные квартиры. Знаменитые «хрущевки» снизили остроту жилищной проблемы. Причем ордера на вселение в панельные «хрущевки» выдавались нуждающимся гражданам СССР бесплатно. И это спустя всего одно десятилетие после окончания разрушительной Великой Отечественной войны, уничтожившей почти треть всего экономического потенциала огромной страны, когда почти 2 тыс. городов и 70 тыс. сел и деревень лежало в руинах.

В эпоху реформ Хрущева получили бурное развитие наукоемкие отрасли промышленности: электроника, авиастроение, космонавтика и другие. При Хрущеве был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и первый в мире полет человека в космос. Причем полет Ю.А. Гагарина в космос 12 апреля 1961 г. стал триумфом не только советской науки и техники, но на какое-то время и всей страны Советов, возглавляемой Н.С. Хрущевым, автором многих реформ того периода.

Таким образом, осуществление Хрущевым государственно-правовых реформ, прогрессивные начинания в промышленности, сельском хозяйстве, освоение целинных и залежных земель, новая успешная социальная политика, ликвидация им репрессивного режима Сталина, развенчание культа личности вождя всех народов все это стало проявлениями нового подхода к государственному управлению. Хрущевский период управления страной оказался крупным шагом в развитии нашего государства.

Определенные успехи в государственно - правовых реформах, экономике, социальной сфере, обещания Н.С. Хрущева, сделанные на ХХII съезде партии, о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», породили слишком много иллюзий в обществе о возможностях социалистической системы хозяйствования. Прожектам реформатора не суждено было сбыться: построение за два десятка лет материально - технической базы коммунизма, которая позволила бы осуществить принцип «от каждого по способности, каждому по потребности», было явной утопией очередного кремлевского мечтателя.

Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Волюнтаризм Хрущева, постепенный его отход от принципов коллективного руководства, концентрация партийной и государственной власти в одних руках и другие ошибки привели к тому, что ближайшее окружение оказалось недовольным его правлением и приняло меры по устранению лидера от власти.

По инициативе Л.И. Брежнева и его сторонников 13 октября 1964 г. было созвано внеочередное заседание Президиума ЦК якобы для обсуждения вопросов по сельскому хозяйству. Н.С. Хрущев в это время был на юге, в отпуске, но встречался с министром сельского хозяйства Франции. Поэтому он не сразу принял настойчивое предложение Брежнева срочно прибыть в Москву.Для Хрущева и его спутника А.И. Микояна, прилетевших в Москву, уже на аэродроме, где их встречал только сотрудник КГБ, стало ясно, что на Пленуме ЦК речь будет идти отнюдь не о сельском хозяйстве.На заседании Президиума ЦК КПСС собралось 22 человека, присутствовали министры СССР, несколько секретарей обкомов. Обсуждение было бурным, резким, откровенным. Хрущев решительно отвергал почти все обвинения в свой адрес и сам выдвигал несколько обвинений в адрес присутствующих членов Президиума ЦК. В защиту Хрущева выступал один А.И. Микоян, который заявил, что деятельность Хрущева большой политический капитал партии, который она не вправе так легко растрачивать. Но Микояна не поддержал никто из присутствующих. Было очевидно, что Пленум ЦК КПСС на этот раз окажется не на стороне первого секретаря. Однако убедить Хрущева добровольно уйти в отставку не удалось, и заседание, начавшееся днем 13 октября, пришлось прервать поздно ночью для отдыха. Все разошлись по домам, условившись собраться утром 14 октября. Однако ночью Хрущев решил: «Если они не хотят меня, то пусть так и будет», и на следующий день заседание Президиума ЦК продолжалось не более полутора часов. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, а председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин.14 октября в Кремле открылся очередной Пленум ЦК КПСС, члены которого уже заранее прибыли в Москву со всех концов страны. Заседание открыл Л.И. Брежнев, председательствовал А.И. Микоян. Присутствовал на заседании пленума и Н.С. Хрущев, который не проронил ни слова. М.С. Суслов зачитал на Пленуме доклад, в котором не было объективного анализа деятельности Хрущева за 11 лет, но были замечания в основном личного характера, связанного с его волюнтаризмом в последнее время. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущева от всех занимаемых постов. Первым секретарем ЦК КПСС был утвержден Л.И. Брежнев. Этот пленум ЦК напоминает чем - то дворцовый переворот XVIII века: заговор смещение назначение нового монарха.

13.3. Социально-экономическое развитие страны в «эпоху Брежнева»

Леонид Ильич Брежнев, пришедший к власти в результате партийного «дворцового переворота», был типичным представителем номенклатуры. В годы Великой Отечественной войны был полковником, начальником политотдела дивизии, воевавшей на Малой земле под Новороссийском. После войны возглавлял Запорожский, затем Днепропетровский обкомы Компартии Украины. В период освоения целины руководил Казахстаном, в 1950 1952 гг. Молдавией. В заговоре против Н.С. Хрущева Л.И. Брежнев участвовал в должности секретаря ЦК КПСС.

Госуправление в эпоху Брежнева. После устранения Н.С. Хрущева от власти Л.И. Брежнев, тогда еще полный сил и энергии, провел целый комплекс государственно-правовых, экономических и социальных реформ, которые значительно изменили облик нашей страны. Л.И. Брежнев провел некоторые контрреформы государственного управления. Вместо хрущевских совнархозов он возродил все отраслевые министерства. Вместе с ними был осуществлен возврат к отраслевому принципу планирования и управления промышленностью. Однако была сохранена некоторая самостоятельность союзных республик. Планирование осуществлял Госплан СССР через союзные и союзно-республиканские министерства.

Л.И. Брежнев поначалу не имел четкой программы управления советским государством, проведения назревших реформ. Не имел он и своей команды профессионалов - единомышленников для осуществления задуманных изменений. Но он, как опытный аппаратчик, укрепил позиции партийной номенклатуры, расширил её полномочия в управлении регионами и страной в целом. Несколько позже появилась и команда для проведения реформ. Разумеется, ее основу составляла партийная элита, члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, аппарат Центрального Комитета партии.

Без санкции (резолюции, одобрения) соответствующего сектора или отдела ЦК КПСС, а в некоторых случаях Секретариата или Политбюро ни один орган государственного управления не мог принять ни одного сколько-нибудь важного решения в то время. Через ЦК КПСС осуществлялось так называемое политическое, зачастую прямое руководство отраслями народного хозяйства.

Аналогичное положение сложилось и на местах, где ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы монополизировали принятие всех политических решений и контролировали деятельность советских и комсомольских организаций, местных судов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

На XXIII съезде КПСС (1966 г.) было восстановлено название «генеральный секретарь ЦК КПСС». Позднее Брежнев совместил главную партийную должность с постом председателя Президиума Верховного Совета СССР и председателя Совета Обороны.

Первоначально Брежнев проявлял себя как энергичный и достаточно компетентный руководитель, хотя и тяготевший к консерватизму, но осуществлявший грамотное руководство в интересах страны. Л.И. Брежнев в середине 60-х гг. был горячим сторонником экономических преобразований и поддерживал руководителя правительства Алексея Николаевича Косыгина - автора реформ в промышленности и сельском хозяйстве. Однако позднее, к середине 70-х гг., между Брежневым и Косыгиным начались разногласия по вопросам дальнейшего реформирования экономики. К сожалению, это противостояние закончилось поражением Косыгина, и Брежнев предпринял политические акции, которые закрепили отказ советского государства от рыночных реформ. И все же некоторые результаты их совместной деятельности дали положительные импульсы социально-экономическому развитию страны.

Аграрная реформа была провозглашена на мартовском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС. Она включала меры по решению социальных проблем села, использование экономических стимулов в сельском хозяйстве, увеличение финансирования производства сельскохозяйственной продукции. В ходе реализации аграрной реформы были произведены следующие изменения.

1. Крестьяне получили дополнительную землю в личное пользование для развития приусадебного хозяйства, а «лишнюю» землю уже не отрезали.

2. Крестьяне получили право на пенсию.

3. В колхозах гарантировалась минимальная зарплата деньгами, а остальную часть составляла натуроплата (зерном, овощами и т.п.).

4. Снова увеличивалась закупочная цена на сельхозпродукты при снижении норм обязательных поставок в «закрома Родины». За их сверхплановую продажу вводилась дополнительная надбавка к цене в размере 50%.

5. Твердый план государственных закупок зерна и других сельхозпродуктов устанавливался сроком на 6 лет. Это повышало стабильность и заинтересованность крестьян в результатах своего труда.

6. Кукурузной эпопее был положен конец: насильственно не заставляли теперь сеять «царицу полей» и подсолнечник на землях, близких к Северному полюсу.

Все это привело к повышению производительности труда в сельском хозяйстве. Уже к концу восьмой пятилетки (1965-1970) совокупная рентабельность совхозного производства составила 22%, а колхозного еще выше 34%. Благодаря сельскохозяйственной реформе снабжение страны продукцией сельского хозяйства значительно улучшилось.

Курс на увеличение сельскохозяйственного производства был продолжен при утверждении девятого и десятого пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. Всего за три пятилетки с 1966 по 1980 г. на развитие сельского хозяйства страны было направлено почти 400 млрд рублей. Если принять во внимание тот факт, что рубль в то время по обменному курсу был больше доллара США, станет ясно, какие гигантские суммы выделялись при Л.И. Брежневе на реализацию аграрных реформ. Однако эти средства использовались крайне неэффективно. Они вкладывались в строительство гигантских дорогостоящих комплексов, непродуманную мелиорацию и химизацию полей, не приносивших реальной отдачи.

Реформы в промышленности. В ноябре 1965 г. А.Н. Косыгин выступил на пленуме ЦК КПСС с докладом, в котором обосновал необходимость экономической реформы в промышленности. Руководитель правительства предложил ввести рыночные категории и понятия в хозяйственную деятельность предприятий: прибыль, рентабельность, хозрасчет, себестоимость продукции и т.п. Реформа значительно сокращала перечень плановых показателей, введенных ранее государством. Одним из главных показателей работы промышленных предприятий устанавливался объем реализованной, а не всей произведенной продукции. Это был шаг вперед к современному понятию «конъюнктуры рынка», то есть производить то, что требуется потребителю.

Для экономического стимулирования труда и выпуска товаров было принято решение оставлять в распоряжении предприятий часть прибыли. За счет отчислений от прибыли на заводах и фабриках происходило формирование специальных фондов: 1) материального поощрения; 2) развития производства (самофинансирование) и 3) социально-культурного и бытового развития (деньги направлялись на строительство жилья, санаториев, домов культуры и т.д.). Это был существенный шаг к самостоятельности предприятий, стимулированию производительности труда.

Косыгинская экономическая реформа дала заметный толчок буксовавшему народному хозяйству. На новых условиях хозяйствования уже в 1966 г. приступили к работе свыше 700 производственных коллективов. В соответствии с реформой стали создаваться производственные объединения с целью кооперации по выпуску сложной продукции. Примером такой кооперации может служить объединение Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева с профильными предприятиями в Рославле и Мценске, выпускавшими комплектующие и запасные части для автомобилей. Это способствовало укреплению хозяйственных связей, устраняло дублирующие производственные мощности.

В Советском Союзе в этот период с целью развития науки и техники создавались новые наукоемкие отрасли промышленности: микроэлектроника, атомное машиностроение и т.д., возникали научно - производственные объединения, отвечавшие требованиям времени.

О прогрессивном значении экономических реформ в эпоху Брежнева, особенно на начальном этапе, свидетельствуют следующие цифры и факты. Только за восьмую пятилетку объем промышленного производства вырос в полтора раза, производительность труда на 33%. Восьмая пятилетка стала одной из самых успешных для экономики страны. Было построено 1900 новых промышленных предприятий, завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти, начали действовать Западно - Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Конакове и Криворожье, окончилась прокладка газопровода «Средняя Азия Центр» протяженностью 2750 км. Завершилось строительство первой очереди знаменитого нефтепровода «Дружба», протяженностью 8 900 км. Общая длина построенных в СССР нефте - и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Темпы роста экономики при Л.И.Брежневе в 60 70 - х гг. были значительно выше, чем в развитых странах Европы. Среднегодовые темпы прироста национального дохода в годы восьмой пятилетки достигали 7, 7%. Этот показатель значительно превышает нынешние темпы развития российской экономики.

Начиная с середины 70 - х гг. реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. В рамках этого органа образовалась узкая группа партийной суперэлиты в составе Ю.В. Андропова, А.Н. Громыко, Д.Ф. Устинова, М.И. Суслова, К.У. Черненко, которая вместе с Брежневым фактически решала все принципиальнейшие вопросы.

Партийные лидеры, понимая важность развития науки и техники, призывали советских людей «соединить достижения научно - технического прогресса с преимуществами социализма». Однако именно эти «преимущества» как раз и тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство, так как не была решена проблема стимулов. Экономические стимулы подменялись социалистическим соревнованием в научно - исследовательских институтах и научно - производственных объединениях. Время от времени появлялись, правда, сообщения о новых крупных открытиях и разработках, но если они не имели военного значения, то чаще всего так и не внедрялись в массовое производство то из - за «нехватки средств», то из - за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Одновременно в стране насаждались отношения личной преданности, семейственности в подборе и расстановке кадров. Например, те люди, с которые раньше работали с Брежневым на Украине, в Молдавии или Казахстане и были ему бесконечно преданы, оказались на высоких руководящих должностях, а сын и зять Брежнева были введены в состав ЦК КПСС.

Замкнутость властной элиты, ее практическая несменяемость и неподконтрольность, «непотопляемость» партийной номенклатуры и высших чиновников, какие бы промахи они ни допускали в руководстве, все это вызывало недовольство в обществе, социальную апатию граждан. Так, узкий круг членов Политбюро на даче у Брежнева 12 декабря 1979 г. принял решение о вводе советских войск в Афганистан. Как выяснилось позже, это было серьезной политической ошибкой.

Росла социальная дифференциация, основанная не на трудовом вкладе, а на степени доступа к дефициту. Она усугублялась увеличением незаслуженных и незаконных привилегий для некоторых категорий граждан, в основном партийных и советских работников, другой номенклатуры.

К середине 70 - х гг. реформы в экономике были практически свернуты. В результате темпы роста производительности труда в девятой пятилетке (1971–1975) по сравнению с восьмой пятилеткой снизились с 6, 8 до 3%, то есть более чем в два раза.

Руководство страны объясняло это объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения, истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов и т.д. Все эти факторы действительно имели место и негативно сказывались на развитии экономики. Однако главным обстоятельством, объясняющим неудачи реформ, было то, что сама директивная модель экономики исчерпала свой ресурс. Она могла еще какое - то время развиваться по инерции, но в историческом плане была обречена.

Существовавшие методы государственного управления не могли уже обеспечить решения задач, стоявших перед экономикой. Экстенсивные способы развития народного хозяйства исчерпали себя. Отрицательно сказалась такие факторы, как необходимость прямого и косвенного дотирования убыточных предприятий и неэффективных территорий, непомерные военные расходы и многомиллиардные кредиты СССР странам третьего мира.

Положение спасали только нефть, газ и другие энергоносители, запасы которых были обнаружены с помощью космических спутников. Экспорт «черного золота» за рубеж стал мощным источником получения дополнительной валюты, волшебной палочкой для решения острых социально - экономических проблем. За счет нефтедолларов государство стало закупать западное оборудование и технологии и на этой основе решать назревшие проблемы.

Вместо того чтобы добиваться повышения качества продукции, интенсификации производства, получения прибыли, внедряя достижения научно-технического прогресса в производство, бюрократия сделала ставку на импортные накачки. Основная задача заключалась в сохранении достигнутых темпов производства. В результате СССР фактически «проспал» информационную революцию компьютеризацию и IT-технологии. В то время как США, Западная Европа и Япония развивались на постиндустриальных направлениях модернизации, советская экономика традиционно и инерционно развивалась в рамках индустриального этапа. Об отсталости Советского Союза свидетельствует тот факт, что к 1985 г. у него было в тысячу раз меньше персональных компьютеров и ЭВМ, чем, например, в США. Ситуация обострилась из - за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

В СССР к началу 80-х гг. налицо были признаки замедления темпов роста экономики, застоя и стагнации. Но ярлык «застоя и стагнации», навешенный ангажированными политиками и экономистами, не совсем корректен по отношению ко всей брежневской эпохе. Если брать в целом брежневский период развития огромной страны, занимавшей площадь в 22, 4 млн кв. км, на которой проживало почти 280 млн человек, то общая картина будет разительно отличаться от той, которая навязывается неискушенным россиянам зависимыми средствами массовой информации и, в первую очередь, федеральными телеканалами.

Факты свидетельствуют: к началу перестройки 80 - х гг. в Советском Союзе был создан мощный промышленный потенциал. За 18 лет с 1970 по 1988 г.промышленное производство в СССР возросло в 2, 38 раза. Развитые страны Европы за те же 18 лет дали значительно меньший прирост промышленного производства. В Англии оно возросло всего в 1, 32 раза, или почти в 2 раза меньше, чем в Советском Союзе; в ФРГ в 1, 33; во Франции в 1, 48 раза, то есть значительно меньше, чем в СССР в «период застоя и стагнации». Даже США отстали от СССР, дав прирост промышленного производства всего в 1, 68 раза.

Объем валового внутреннего продукта в период с 1960 по 1988 г. в СССР увеличился почти в 5 раз! Причем темпы роста законченного общественного продукта сохранялись почти во весь брежневский период. По сравнению с 1960 г. его объем в 1970 г. был превышен в 2, 1 раза, в 1980 г. в 3, 5 раза, а в 1988 г. в 4, 7 раза. Поэтому по меньшей мере ненаучно вешать ярлык «брежневский застой»на экономику, опережавшую по главным экономическим показателям не только развитые страны Западной Европы, но и США. Экономические показатели СССР были бы гораздо выше, если бы Брежнев не так сильно болел в последние годы руководства страной либо вовремя уступил место более энергичному руководителю государства.

Фундамент экономики, заложенный в эпоху Брежнева, разведанные запасы нефти и газа позволили пережить провал перестройки Горбачева, почти полтора десятка лет системного кризиса Ельцина и неудачи в управлении Путина-Медведева. Таким образом, реформы Брежнева-Косыгина в промышленности и сельском хозяйстве давшие положительные результаты, имеют важное историческое значение.

При всех недостатках и пороках политической системы, неповоротливости бюрократического аппарата управления экономика при Л.И. Брежневе обеспечивала сравнительно высокий уровень благосостояния населения.

Успехи в социальной сфере. Успехи в экономической области позволили социалистическому государству решить многие социальные проблемы. На это была нацелена и Конституция СССР, принятая в 1977 г., и специальные законы, регулировавшие социальную политику государства. Увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные финансовые вложения в государственную медицину, образование, спорт, отдых.

Образование в высших и других учебных заведениях при Л.И. Брежневе было бесплатным. (Для сравнения: стоимость годового обучения в престижных государственных российских вузах в 2010 г. составляла: в Высшей школе экономики нафакультете государственного и муниципального управления – 250 тыс. руб. в год., в МГУ им. М.В.Ломоносова на факультете политологии по магистерским программам – 261, 6 тыс., в МГИМО по программам подготовки бакалавров – от 280 тыс. рублей).

В брежневский период уделялось пристальное внимание качеству образования, высокому уровню подготовки специалистов. О степени профессиональной подготовки того времени можно судить по тому факту, что нынешние руководители Российского государства, региональных органов власти и управления, ректоры ведущих вузов (список можно продолжить) получили образование при Л.И.Брежневе.

Здравоохранение позволяло успешно бороться с детской смертностью, эпидемиями и другими заболеваниями. Операции, даже самые сложные, были для людей бесплатными.

Пенсионное обеспечение в целом отвечало потребностям людей, ушедших на заслуженный отдых. Были повышены пенсии работникам черной металлургии, шахтерам, другим категориям со сложными условиями трудовой деятельности. Вводились надбавки за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении или организации. Заметно повышались пенсии инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, семьям военнослужащих, погибших на фронте.

Максимальная пенсия для простых граждан (учителей, врачей, инженеров и т.д.) составляла 132 рубля и позволяла жить практически безбедно. Буханка хлеба стоила чуть больше 10 копеек, колбаса 2 рубля 20 копеек за 1 кг, мясо не более 2 рублей за кг, 1 кВт∙ ч электроэнергии 4 копейки, бензин 7 копеек за 1 л, квартплата взималась не более 10–15 рублей в месяц и т.д. При таких ценах стоимость жизни была невелика, и пенсионеры могли позволить себе кое - что откладывать «на черный день».

Никаких задержек с выплатой пенсий, зарплат не было и в помине. «Действительно, так было раньше, 132 рубля советской трудовой пенсии в переводе на натуральные продукты, как то: хлеб, молоко, мясо и т.д. были несомненно весомее, чем сегодняшняя моя пенсия. Что можно было тогда купить, заплатив 16 рублей 39 копеек за квартиру и свет: 730 буханок хлеба, 60 кг вареной колбасы, 32 кг швейцарского сыра. Сегодняшние мои 3500 рублей пенсии, остающиеся от уплаты коммунальных платежей, писала пенсионерка Лидия Куликова в 2007 г. в журнал «Российская Федерация», позволяют купить 290 буханок хлеба, 17 кг колбасы, 23 кг российского сыра, то есть по всем статьям в три раза меньше». Таким образом, социальная защищенность пенсионеров в брежневский период государственного управления была значительно выше, чем в современной России.

Советские люди в брежневский период руководства государством имели и другие социальные гарантии, в том числе на жилище. Действующее в тот период жилищное законодательство определяло порядок бесплатного предоставления гражданам жилой площади. Следует подчеркнуть, что жилищное законодательство того периода предусматривало также улучшение жилищных условий гражданам за счет государства.

Закон устанавливал категории граждан, имевших льготы в обеспечении жильем. К таким категориям относились инвалиды и участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои социалистического Труда, кавалеры ордена Славы трех степеней и др. Если на одного человека приходилось менее 12 кв. м жилой площади, то граждане, проживавшие в таких стесненных условиях, также имели право на улучшение жилищных условий за счет государства.

Из занимаемой по закону квартиры или жилого дома гражданина не мог выселить никто. Его дом был его настоящей крепостью. Проникновение в жилище каралось законом.

При Л.И. Брежневе было построено свыше 1, 5 млрд кв. м жилья, что позволило бесплатно получить благоустроенные квартиры более 40% советских людей. Согласно официальной статистике, к началу 80 - х гг. ХХ в. отдельные квартиры имели почти 80% семей, включая семьи граждан Белоруссии, Молдавии, Украины, Прибалтийских республик, Средней Азии и Закавказья. В этих республиках, вышедших из состава СССР в декабре 1991 г., до сих пор львиную долю жилого фонда составляют квартиры брежневского периода «застоя и стагнации».

В 1966 1967 гг. не без участия Л.И. Брежнева была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Росла заработная плата основных категорий трудящихся, значительно повышен размер минимальной заработной платы. В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. На их базе были разработаны и введены в действие новые кодексы законов о труде союзных республик. В РСФСР новый КЗОТ был принят в 1971 г. Большое значение новое трудовое законодательство придавало защите трудовых прав женщин и молодежи. Женщины получили право на частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком в возрасте до одного года. Защищались права беременных женщин: никто не мог лишить их работы и трудового заработка, отказать в декретном отпуске и т.п.

В брежневский период реформ снабжение населения продуктами питания и товарами народного потребления достигло самого высокого уровня по сравнению с другими периодами социалистического развития страны. Причем цены на товары и услуги были сравнительно невысокими, доступными среднему потребителю. Например, при зарплате в 200 рублей можно было купить четыре путевки в санаторий на Черном море (с лечением, питанием и проживанием в обустроенных номерах) сроком на 24 дня.

Недавнее 100 - летие со дня рождения Л.И. Брежнева в России «прошло под дружный ностальгический вздох: застой многие вспомнили как «золотой век», историческое счастье светлое, беззаботное» напечатала в январе 2007 г. «Комсомольская правда». Размышляя над этим феноменом, влиятельнейшая российская газета в статье «СССР возвращается?» пишет: «Странное дело, иронизируя порой над смешным и грустным нашим прошлым, мы вдруг обнаруживаем в сегодняшней жизни, где есть все, о чем мечталось от колбасы и иномарок до свободных загранпоездок... наши сограждане вдруг стали ностальгировать по тягучему брежневскому «застою». Газета приводит слова Аркадия Инина, в которых содержится ответ на вопрос, почему бывшим советским гражданам так нравилась брежневская эпоха. «Ни о чем я так не мечтаю, как если бы проснуться в «золотом застое», утверждал известный писатель - сатирик. – Когда были стабильность, уверенность в завтрашнем дне, безопасность, забота о людях, уважение к ветеранам, пенсии, на которые можно было не только прожить, но и отдыхать в Крыму, отсутствие культа денег, дикого классового неравенства, негодяев в Куршевеле, бомжей и беспризорников на российских улицах. А главное было уважение к достоинству человека». Вот такие воспоминания сегодняшних россиян, живших в эпоху Брежнева, которую часто и не совсем справедливо называют эпохой «застоя и стагнации».

Чтобы соблюсти объективность, следует отметить, что в конце статьи А. Инин перечисляет, что ему не нравилось в той эпохе. Ему не хотелось бы, как и большинству бывших советских граждан, чтобы снова были железный занавес, власть КПСС и политическая цензура.

Конец брежневской эпохи. Следует иметь в виду, что начало и конец брежневской эпохи разительно отличаются друг от друга. Это связано прежде всего с самим лидером государства, его отношением к государственно - правовым реформам и изменениям в социально - экономической сфере. В конце правления Брежнев потерял возможность критического мышления и даже попытался при поддержке своего окружения организовать подобие культа своей личности. Некоторые историки склонны объяснять разительные перемены серьезными проблемами со здоровьем реформатора, отрицательным отношением к преобразованиям его ближайшего окружения, прежде всего престарелого состава Политбюро ЦК КПСС.

Все эти предположения основываются на реальных фактах. Как бы там ни было, но в конце брежневской эпохи произошли изменения, ставшие рубежом развития общества. В стране начались контрреформы, касавшиеся многих сфер советского общества. В политике произошла смена концепции строительства коммунизма концепцией развитого социализма. В государственном аппарате принципы коллегиального руководства подменялись единоначалием. В партии предали забвению принцип ротации кадров. В гражданском обществе ширилось преследование инакомыслящих.

В конце 70 - х начале 80 - х гг. в связи с начавшимся падением экспортных цен на нефть резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по «остаточному принципу» особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания.

Особый контраст социального обеспечения тружеников села был заметен в сравнении с жизненным уровнем руководителей партийных и советских органов, которые занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, их обслуживали специальные поликлиники, больницы, санатории. В конце брежневского правления в СССР стали все более очевидными факты, как слуги народа превращались в господ.Они обросли различными привилегиями, льготами, а многие из партийных и советских функционеров и богатством.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал